Даутендей
ДАУТЕНДЕЙ Макс (Max Dauthendey, 1864-1918) - немецкий поэт и писатель. Важнейшие биографические данные. Постоянные занятия живописью, тяга к Востоку - кругосветные путешествия, 1914-1918 - жизнь в колониях на Яве. Д. - художник импрессионизма в его поздней, переходящей к неоромантике стадии. Как и у ранних импрессионистов в живописи, мир людей заслонен у Д. Миром красок и тонов. Этот вполне асоциальный мир природы расчленяется Д. На мельчайшие восприятия. Сливая в единый чувственный комплекс краски, тона, ароматы, Д. Создает в своей лирике настоящий культ чувственного ощущения (сборники. «Белый сон» - «Der weisse Schlaf», «Напевы» - «Singsangbuch» и др.). Несмотря на жизнеутверждающую, хотя и индивидуалистическую, основу, элементы декаданса уже отягощают его творчество, отражая упадочнические черты психики среднебуржуазной интеллигенции на рубеже XIX и XX вв.
В стороне от бурного капиталистического роста той эпохи, эта социальная группа отдается эстетическому созерцанию. Так и у Д. Замыкание в красочный мир восприятий граничит с чистым эстетизмом. Сохраняя еще свежесть и непосредственность чувства природы, его ощущения приобретают характерную для неоромантики чрезмерную утонченность (сборник «Ультрафиолетовое» - «Ultraviolett», 1895 и др.). С самого ощущения акцент переносится на настроение. Реакционность Д. Сказывается в свойственных его творчеству патриотических мотивах (сборник военной лирики «Горе Великой войны» - «Des Grossen Krieges Not», 1915).Если объект лирики Даутендея - природа, то тематика его эпических произведений связана с Востоком. Восприятие Востока Д.
- это почти гогеновское опьянение восточной красочностью, пышностью, новизной ощущений. Нотки скепсиса по отношению к европейской цивилизации еще очень далеки у Д. От той тяги западной буржуазии к мистическим и религиозным культурам Востока, которая обнаружилась в последние десятилетия. Однако восприятие Востока только как мира концентрированной красочности отделяет Д. И от чисто колониального романа. Японские любовные миниатюры «Восемь ликов острова Бивы» (Die acht Gesichter am Biwasee, 1911), индусские новеллы «Лингам» (Lingam, 1909) и роман «Raubmenschen» (Разбойники, 1911) представляют собой как бы эпический дневник путешествий Д. Лирическим дневником является лучшее, наряду с новеллами, произведение Д.
- лирико-эпическая «Крылатая земля» (Die geflugelte Erde, 1908), где слегка зарифмованно, почти в ритмической прозе нанизаны эстетизированные картины Востока.Формальные особенности Д. Восходят к основному моменту - красочному и разорванному восприятию. Отсюда и распределение жанров в его творчестве - примат лирики и лиризма. Из фрагментарности мироощущения вытекает и излюбленная Д. Форма дневников («Дневники с острова Явы» и Др.). Стилистика Д. Чрезвычайно типична для импрессионизма (преобладание статических форм речи, красочного эпитета и т. Д.).Многие драмы Д. Имели успех, но художественно они незначительны.Библиография. I. Собр. Сочин. В 6 тт., A. Langen, Munchen, 1925. Русск. Перев. Д. Не имеется.II. Kummer F., Deutsche Literaturgesch.
Des XIX u. XX Jahrh., B. II, D., 1924. Naumann, Deutsche Dichtung der Gegenwart, D., 1924.
Дополнительный поиск Даутендей
На нашем сайте Вы найдете значение "Даутендей" в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Даутендей, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Д". Общая длина 9 символа