Дидактическая литература

107

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА (от греч. Didaskein - поучать) - условное обозначение весьма многообразных лит-ых жанров, вводящих нелитературный (философский, богословский, научный, практически-моральный и т. Д.) материал в обычные формы художественно-словесного творчества. Традиционное определение Д. Л. Как «формы художественного творчества, имеющей целью поучать, показать полезность какого-либо предмета или популяризировать отрасль какой-либо науки», несколько суживает границы понятия, выводя за пределы его, с одной стороны, формы так наз. Описательной , или дескриптивной поэзии, с другой - формы тенденциозной и агитационной лит-ры , в действительности тесно связанные и часто сливающиеся с формами собственно Д.

Л. Включение Д. Л. В область художественно-словесного творчества предполагает наличие в ней эстетического оформления, воспринимаемого, как таковое, и производителем и потребителем Д. Л. Поэтому ни дидактический материал, поданный без эстетического оформления (напр. Современные формы научного произведения), ни лит-ые формы, преследующие другие (напр. Мнемотехнические) цели (рифмованные правила грамматики, катехизисы и т. П.) не входят в понятие Д. Л.Формы Д. Л. Особенно продуктивно представлены, с одной стороны, в специфических культурах Востока, античного мира и европейского средневековья. Именно на почве этих культур создаются канонические формы Д. Л. - дидактический эпос, фабульный и бесфабульный, малые фабульные жанры (притча, басня, аполог), дидактическая лирика - различные формы изречения.

Возможность эстетического оформления такого своеобразного материала, как агрономия («Труды и дни» Гезиода, «Георгики» Вергилия), космогония («De rerum natura» Лукреция), философия (Парменид и др.), астрономия (Арат), поэтика («Ars poetica» Горация) свидетельствуют о недостаточной дифференцированности различных форм идеологии, следовательно отображают сравнительно малую дифференциацию производственных отношений и процессов. Синкретизм науки и искусства - характерный признак этих культур.С другой стороны, преобладание дидактических форм наблюдается в словесно-художественной продукции некоторых группировок, к-рые можно признать на первый взгляд чисто идеологическими, - религиозных сект, лит-ых школ.

Исключительно дидактический характер носит литература раннего буддизма и христианства, лирика суфиев и вообще мистиков Востока и Запада, пуритан и пиетистов. Явно преобладает Д. Л. В эпоху реформации и контрреформации. Анализ исторической обстановки, слиянной с периодом расцвета Д. Л., ее характера (преобладание практической морали), особого значения в ней форм сатиры и риторики , сближающих ее с агитационной и тенденциозной лит-рой (ср. Сатирическую Narrenliteratur реформации), риторический характер лит-ой продукции раннего христианства, мрачный пафос пуританской дидактики (Бэньян, Мильтон), чувственность и сентиментальность пиетистов - все это раскрывает связь роста дидактической продукции с борьбой за определенные идеологии и лежащие в их основе реальные интересы.

Именно в эпохи обострения борьбы за эти интересы и выступает Д. Л. Как прямое орудие пропаганды, защиты и нападения.Поэтому-то вполне реальные причины - борьба за классовую аристократическую культуру, кодификация и охрана ее, с одной стороны, нападение на старые устои, в частности на церковное мировоззрение, с другой, - лежат в основе и, казалось бы, чисто подражательного явления - расцвета Д. Л. В эпохи классицизма и просвещения XVII-XVIII вв. (Буало, Делиль, Поп, Дидро, Руссо, Сен-Ламбер, Ломоносов, Херасков, Сумароков и др.).Поэтому и расцвет в известные эпохи Д. Л., типологически совершенно тождественной с описанными выше формами, невозможно связать с выступлениями лит-ых или религиозных группировок, тогда как совершенно четко выступают лежащие в его основе явления классовой борьбы.

Таков, напр., подъем дидактической продукции в XIV-XV вв., отражающей энергичное наступление городского сословия на старую феодальную культуру. Разумеется, явления второго типа можно наблюдать и в мало дифференцированных культурах. И такие явления, как расцвет Д. Л. В греческой лит-ре VII-VI вв., в римской лит-ре I в., современными исследователями ставятся в связь с крупными экономическими и социально-политическими сдвигами в соответствующие эпохи.Специфическая установка Д. Л. - «miscere utile dulci» - ставит ее перед разрешением ряда своеобразных стилистических задач, определяющих ее оформление. Это, прежде всего, колебание между большими формами, допускающими всестороннее обсуждение предмета, и малыми формами, допускающими мнемотехническое заострение темы.

Это, далее, искания фабульной формы. Отсюда - тяготение Д. Л. К аллегорическому выражению, позволяющему подавать динамически (путем введения фабульной интриги, драматического конфликта и т. П.) в сущности статический материал.В области внешнего оформления - Vortrag - можно отметить в Д. Л. Преобладание торжественной периодической речи, обильной философскими и научными терминами и соответствующей важности трактуемого предмета. Однако формы фабульных дидактических жанров (басня, моралитэ и т. П.) допускают и введение сниженных житейски-речевых форм выражения.

Значения в других словарях
Диван

ДИВАН (соб. «счетная книга, канцелярия») - в языках Ближнего Востока - собрание лирических стихотворений одного поэта или группы их, объединяемой по какому-нибудь признаку (напр. «Диван племени Хузайль»). Стихотворения располагаются в алфавитном порядке их рифм (см. Поэтика, раздел «Арабская поэтика»). ..

Дивильковский

ДИВИЛЬКОВСКИЙ Анатолий Авдеевич (1873-) - современный критик-коммунист. Р. В г. Лохвицы, Полтавской губ., в семье врача. В революционном движении - с 1897, был в ссылке, сидел в тюрьмах. Печататься начал в 1901 («Мир божий»). Участвовал в журналах. «Правда», «Современная жизнь», «Современный мир», «Вестник воспитания» и др., в коммунистическом журнале «Demain» (Женева, 1917-1918), с Октябрьской революции принимает участие в «Правде», «Бедноте», с 1921 - в журналах «Печать и революция», «Новый м..

Дидерих

ДИДЕРИХ Франц (Franz Diederich, 1865-1921) - немецкий социалистический поэт и журналист. Еще молодым студентом примкнул к социал-демократии во время действия закона против социалистов, состоял редактором ряда рабочих газет и часто сидел в тюрьмах. Затем работал в просветительных организациях соц.-дем. Партии и с 1914 до смерти редактировал в духе реформизма отдел фельетона берлинского «Vorwarts». Как поэт Д. Теснее всего был связан с мелкобуржуазной интеллигенцией периода раннего натурализма, н..

Дидро

ДИДРО Дени (Denis Diderot, 1713-1784) - французский философ и писатель, основатель знаменитой «Энциклопедии» . Вместе с Вольтером, Руссо, Монтескье, Даламбером и др. Энциклопедистами Д. Был идеологом третьего сословия и создателем тех идей просветительного века, которые подготовили умы к Французской революции. В своих философских воззрениях он был материалистом. Отрицал дуалистическое учение о раздвоении материального и духовного начала, признавая, что существует только материя, обладающая чувс..

Дополнительный поиск Дидактическая литература Дидактическая литература

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Дидактическая литература" в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Дидактическая литература, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 24 символа