Дюма А. отец

61

ДЮМА Александр (Alexandre Dumas, 1803-1870), прозванный «Д.-отец», - французский романист и драматург. Сын республиканского генерала и дочери трактирщика (в роду Д. - примесь негритянской крови). Провел детство в городке Вилье-Котре, затем в 1823 переселился в Париж, где был сначала мелким канцелярским чиновником, но вскоре бросил службу, чтобы целиком отдаться лит-ре. После первых незначительных опытов (рассказы, водевили и т. П.) Д. Добился крупного успеха пьесой «Henri III et sa cour» (Генрих III и его двор, 1829), которая была первым триумфом романтической драмы («Эрнани» В. Гюго был поставлен лишь в следующем году). За нею последовал ряд других пьес Д., большей частью исторических драм (наиболее значительные.

«Christine», 1830. «Antony», 1831. «Charles VII chez ses grands vassaux», 1831 - «Карл VII среди своих вассалов», «Richard Darlington», 1831, «Kean», 1831), мелодрам (знаменитая «M-lle de Belle Isle», 1839 и «Tour de Nesle», 1743). Одновременно, с 1833 года, Дюма, вдохновляясь примером Вальтер Скотта, начинает писать многотомные исторические романы, с решительным преобладанием в них авантюрного элемента, и в середине 40-х гг. Становится самым популярным автором зародившегося в ту пору романа-фельетона. Из огромного числа романов Д. Наиболее известны. «Les trois mousquetaires» (Три мушкетера, 1844) с двумя продолжениями. «Vingt ans apres» (Двадцать лет спустя, 1845) и «Dix ans plus tard ou le vicomte de Bragelonne» (Еще 10 лет спустя или виконт де Бражелон, 1848-1850).

«Le comte de Monte-Christo» (Граф Монте-Кристо, 1844-1845). «La Reine Margot» (Королева Марго, 1846). «Le chevalier de la Maison Rouge» (1846). «La dame de Monsoreau» (Госпожа де Монсоро, 1846 г.). «La comtesse de Charny» (Графиня Шарни, 1853-1855) и др. Необычайная плодовитость Д., выпускавшего иногда в год до 50 томов, объясняется, помимо легкости его пера, наличием у него ряда сотрудников (самый значительный из них - О. Маке), писавших за него по указанному им плану. К концу 40-х гг. Деятельность Д. Как романиста ослабевает. Он ищет нового поля деятельности. В 1847 Д. Основывает собственный театр «Theatre Historique» (Исторический театр), к-рый вскоре терпит крах. В 1848 бросается в политику и издает газету «Mois». В 50-х гг.

Издает ряд журналов, наполняя их почти сплошь своими писаниями, но все они, после кратковременного успеха, один за другим закрываются. Зарабатывая своими пьесами и романами огромные суммы, Дюма без счета тратил их на разные прихоти и затеи, помощь нуждающимся литераторам, путешествия (между прочим в 1858 он посетил Россию, фантастическое описание к-рой дал затем в своих «Impressions du voyage en Russie. De Paris a Astracan» (Впечатления о поездке в Россию. От Парижа до Астрахани, 1859)) и мн. Др. В результате он разорился и конец жизни провел в нужде. Как драматург и романист Д. Принадлежит к той группе писателей, которая усвоила не внутреннюю сущность романтизма (его лирический и идейный пафос), а только внешние его черты.

Пристрастие к историзму, живописности, эффектам, свободу воображения и отрицание старых канонов.Произведения Д. Не знают пространных, «создающих настроение» описаний, в них нет возвышенного лиризма, моральной патетики. Зато они чрезвычайно динамичны. Д. Овладевает вниманием читателя путем планомерного развертывания действия, постепенного усложнения его, искусного оттенения основных и поворотных моментов. Многое в технике Д. Объясняется требованиями фельетонного жанра, к к-рому он весьма близок. Отсюда склонность к эффектам, к технике детективного романа, сложная, но удобообозримая интрига, острый диалог, лаконизм описаний и характеристик, разбивка на небольшие главы, финалы к-рых, разрешая эпизод, служат завязкой для следующего.

Все это способствовало чрезвычайной занимательности романов Д., увлекавших читателей и высокого интеллектуального уровня (К. Маркс, Менделеев и др.).Творчество Д. При поверхностном рассмотрении может показаться выражением аристократическо-дворянской психоидеологии. Однако в этой психоидеологии не трудно уловить противоречия.Д. Отворачивается от современной ему буржуазной действительности. Его мир - мир сильной личности. Он любит изображать аристократию прошлого, французское дворянство эпохи расцвета его культуры, но также и выходцев из других классов, пробивающихся своими силами к богатству и почестям (набоб Монте-Кристо). Он влюблен в жизнь дореволюционной Франции, в «старый порядок», Великую французскую революцию изображает великим преступлением («Le chevalier de la Maison Rouge»), но вместе с тем восхваляет карбонариев, греческих и славянских повстанцев и т.

П. Иногда Д. Даже фрондирует, драпируясь в наряды демократа. Одним из излюбленных его образов является бедный и благородный дворянин, окрыленный идеями дворянской чести, постоянно обнаруживающий высокую доблесть, безупречно владеющий шпагой. Но дворянин этот нередко обнаруживает и совсем не аристократические черты ловкого пройдохи, одерживая верх над аристократическими же противниками не прямой борьбой, а хитрой уловкой (д’Артаньян в «Трех мушкетерах», ср. Также «Королева Марго»), что отнюдь не уменьшает симпатий к нему автора. С другой стороны, во второстепенном (а иногда и первостепенном) типаже Д. Огромное место занимают характерные фигуры мещанской комедии и драмы, преданные и проницательные шуты, честные простаки-буржуа и крестьяне, угрюмые, но неподкупные ворчуны-моряки, верные старые слуги и т.

Д. Своеобразное противоречие в творчестве Д. Легко разрешается при социологическом его анализе. Поставщик занимательного чтения для мелкой и средней буржуазии, Д. Выступает в эпоху Июльской монархии - эпоху внутреннего расслоения французской буржуазии, политического главенства денежной аристократии, крупных афер, часто вызывавших обнищание мелких держателей вкладов. Отталкивание от крупной буржуазии и ее преуспевающих дельцов отразилось особенно четко в популярнейшем романе Д. «Монте-Кристо», острие которого направлено против оплота Июльской монархии - новой аристократии (полковник Морсер), бюрократии (прокурор Вильфор) и плутократии (банкир Данглар). Естественно, что при отсутствии у выражаемой им общественной группы своей культуры Д.

Обращается к культуре наиболее импонировавшего в недавнем прошлом класса, которая может быть противопоставлена ненавистной силе плутократии, - к культуре упадочной и потому ставшей приемлемой аристократии, в качестве вернопреданного слуги к-рой мелкий буржуа имел в «доброе старое время» свое, если не очень почетное, то все же узаконенное место под солнцем.Библиография. I. На русск. Яз. Д. Стал переводиться с конца 30-х и в 40-х гг., в журналах. «Библиотека для чтения» («Капитан Поль», 1838, XXX), «Отечественные записки» («Полковник Санта-Кроче», 1843, XXVIII) и др., а также в многочисленных отдельных изданиях. Генрих III и его двор, Драма, СПБ., 1829. Похождения марсельского охотника, 2 чч., СПБ., 1847. Две Дианы, СПБ., 1847.

Три мушкетера, 4 чч., СПБ., 1860. Записки врача, Жозеф Бальзамо, 5 тт., СПБ., 1875 и мн. Др. Полное собр. Романов, под ред. П. В. Быкова, изд. П. Сойкина, год не обозначен (1916-1917), до 40 книг. Учитель фехтования, перев. Г. И. Гордона, изд. «Время», Л., 1925. Избр. Сочин. Под ред. М. Лозинского и А. Смирнова, изд. «Academia» (в 1928-1929 вышли. «Три мушкетера», «Двадцать лет спустя», «Десять лет спустя», «Граф Монте-Кристо»). Три мушкетера, обраб. М. Зотиной, Изд. «ЗИФ», М., 1928. Crimes celebres, 8 tt., 1842-1843. Crimes celebres, 4 vv., 1890-1893. Theatre complet, 15 vv., 1863-1874. Theatre complet, 25 vv., 1889-1899.II. На русск. Яз. Брандес Г., Литература XIX в. В ее главн. Течениях. Французская литература, СПБ., 1895 (и в «Собр. Сочин.», изд., «Просвещение»).

Фриче В. М., Очерки иностранной литературы. А. Дюма, газ. «Курьер», 1902, № 200, 20 июля. Пти-де-Жюльвиль, Иллюстр. История новейшей французской литературы, М., 1908. Смирнов А. А., Александр Дюма и его исторические романы (вступит. Ст. К «Трем мушкетерам», изд. 2-е, Л., 1928). На иностр. Яз. Du Couret L., L’Arabie heureuse. Souvenirs de voyage en Afrique et en Asie par Hadji-abd-el-Hamid Bey, publies par A. Dumas, 3 vv., 1860. Garibaldi G., Memoires de G. Tr. Sur le manuscrit, par A. Dumas, seule ed. Complete, 3 pp., 2 vv., Bruxelles, 1860-1862. Kemble F. A., Plays M-lle de Belle Ble, transl. F. Dumas, 1863. Fitzgerald P. H., Life and adventures of A. Dumas, 2 vv., 1873. Ferry G., Dernieres annees d’A. Dumas, 1883. Blaze de Bury H., Mes etudes et mes souvenirs, A.

Dumas, Sa vie, 1885. Audebrand Ph., A. Dumas a la Maison d’Or, Souvenirs, 1888. Maurel A., Les trois Dumas, 1896. Parigot H., Le drame d’A. Dumas, 1898. Его же, Alexandre Dumas, 1902. Lecomte H., Dumas A., Sa vie, son Ouvre, 1903. Lenotre G., Le vrai chevalier de Maison-Rouge, 1905. Simon G. M. S. C., Histoire d’une collaboration, A. Dumas et A. Maquet, 1919. Duquesnell F., Souvenirs litteraires. George Sand, A. Dumas, Souvenirs intimes, 1922. Lucas-Dubreton J., La vie d’A. Dumas-pere, 3-е ed., 1925.III. Glinel Ch., A. Dumas-pere et son Ouvre, Notes biogr, et bibliogr., Reims, 1884. Davidson A. F., A. Dumas, his life and works, 1902. Spurr H. A., Life and writings of A. Dumas, 1902.

Значения в других словарях
Дюбуа А.

ДЮБУА Альберт (Albert Du Bois, 1872-) - бельгийский писатель, принадлежавший к школе исторических романистов, черпавший сюжеты из античной жизни. Эстет, с большим тяготением к мистицизму. В своих романах «Левконоя» (Leuconoe) и «Под вишневыми лаврами» (Sous les lauriers roses) стремится передать рафинированные переживания девушек античной эпохи. Д. Более известен драматическими произведениями. Из «Цикла двенадцати гениев» (Le cycle des douze genies) - вышел в 1911 - «Herodienne» имел значительн..

Дюбуа У.

ДЮБУА Уильям Эдуард Бурхард (William Edward Burghardt Du Bois, 1868-) - американский писатель, публицист и общественный деятель, профессор экономики и истории. Мулат по происхождению, Д. С ранних лет вошел в движение радикальной негритянской интеллигенции. За агитацию в пользу экономического и политического равенства черных и белых его изгнали из университета Атланты. Д. Был одним из организаторов «Национальной ассоциации для развития цветного народа», ее бессменным председателем и редактором р..

Дюма А. сын

ДЮМА Александр, младший (Дюма-сын) (Alexandre Dumas, dit Dumas-fils, 1824-1895) - сын известного писателя Александра Дюма старшего (Дюма-отца). Начал свою лит-ую деятельность томиком стихов «Peches de jeunesse» (1847). Автор ряда романов. «Histoire de quatre femmes et d’un perroquet» (1847), «Le roman d’une femme» (Роман одной женщины), «Cesarine» (1848), «Le docteur Servans» (1848), «Antonine» (1849), «Trois hommes forts» (1851), «Tristan le Roux» (1849), «Diane de Lys», «Sophie Printemps» (18..

Дюнбар

ДЮНБАР Вильям (William Dunbar, 1465-1530) - шотландский поэт. Критики называют его шотландским Чоусером . В творчестве Д. Встречаются также черты, сближающие его с Бокаччо и Рабле. Глубокая набожность францисканского монаха (к-рым Д. Был одно время) переплетается с кощунственным трактованием вопросов религии, святых и самого бога. Как будто во время торжественной монастырской службы раздается разудалая и даже похабная песенка. «Семь смертных грехов» проходят в торжественном параде перед троном ..

Дополнительный поиск Дюма А. отец Дюма А. отец

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Дюма А. отец" в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Дюма А. отец, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 12 символа