Зелинский Ф. Ф.

92

ЗЕЛИНСКИЙ Фаддей Францевич (1859-) - фиололог-классик, бывш. Профессор С.-Петербургского университета, в настоящее время - профессор в Варшаве и член Краковской академии наук, по национальности поляк. Филологическое образование получил в Лейпцигском университете. Разносторонний исследователь античной литературы и религии, З. Сделал ряд ценных открытий в области науки о древности, нередко пролагая при этом новые пути, особенно в разработке проблем античной литературной техники. Так, Зелинский установил структуру древнеаттической комедии («О синтагмах в древнегреческой комедии», СПБ., 1893. «О дорийском и ионийском стилях в древней аттической комедии», СПБ., 1885. «Die Gliederung d. Altattischen Komodie», Leipzig, 1885, и др.), сделал оригинальные наблюдения над повествовательной техникой гомеровского эпоса («Закон хронологической несовместимости и композиция Илиады», Сб.

В честь Ф. Е. Корша, М., 1896. «Старые и новые пути в гомеровском вопросе», «ЖМНП», 1900, кн. 5), дал метод восстановления утерянных греческих трагедий путем вскрытия рудиментарных мотивов в трагедиях более поздних авторов («Рудиментарные мотивы в античной трагедии», Сборник в честь Э. Р. Ф. Штерна, Одесса, 1912. «Tragodumenon libri tres», Краков, 1925, ср. Также введения к переводам трагедий Софокла и Еврипида), кропотливые исследования в области ритмики латинской художественной прозы («Das Clauselgesetz in Ciceros Reden», «Philol. Suppl», IX, 1904. «Der constructive Rhythmus in Ciceros Reden», «Philol. Suppl.», XIII, 1913, и мн. Др.). Ему же принадлежит выдающийся труд о значении Цицерона в истории европейской культуры («Cicero im Wandel d.

Jahrhunderte, Lpz., 1912, cp. «Цицерон в истории европейской культуры», «Вестник Европы», 1896, кн. 2) и множество мелких статей. Работы З. Отличаются свежестью наблюдений и искусством меткой характеристики, но страдают иногда чрезмерным схематизмом в построениях. Отдавая дань моде на психологизм, З. Стремится осложнить традиционный в изучении древних лит-р филологический метод широким привлечением психологического элемента, однако не столько в плане индивидуальной психологии (сведения об античных писателях слишком скудны), сколько в плане психологии культуры на основе сравнительного изучения идеологий различных эпох и исследования влияния античности на европейскую культуру. В этом смысле метод З. Можно определить как культурно-психологический.

Весьма значительны заслуги З. По пробуждению в русской интеллигенции интереса к античной культуре, дискредитированной «классическими гимназиями» Толстого и Делянова. З. Был долгое время единственным филологом-классиком в России, к-рый не замыкался в узкие рамки специальных занятий и стремился ввести классическую филологию в общую систему гуманитарных наук, а предмет филологии - античность - в общую историю европейской культуры. Ученый, отзывчивый к культурным проблемам современности, З. С девяностых годов выступает с рядом популярных статей и лекций по различным вопросам античной культуры, горячо защищает идею классического образования и неуклонно проводит мысль о неразрывной связи современности с древним миром (объединены впоследствии в сборниках «Из жизни идей», I-IV.

Книга «Древний мир и мы» («Из жизни идей», т. II) переведена на многие иностранные языки). Старому «классицизму», видевшему в античности недосягаемый идеал и образец для подражания, З. Противопоставляет положение. Античность - «семя, а не норма». Усвоение ценностей античной культуры народами Новой Европы в сочетании с национальными задатками этих народов составляет задачу «Возрождений» - романского XIV-XVI вв., германского XVIII-XIX вв. И грядущего славянского. Резко отмежевываясь от исторического материализма, Зелинский объявляет себя сторонником «идеологизма», который кладет в основу всех гуманитарных наук психологию и выводит историю культуры из «стремления человеческой души к совершенствованию вложенных в нее природою задатков» к идеалам истины, добра и красоты в их светском и религиозном аспектах.

Лит-ра рассматривается З. В первую очередь как «проявление художественного гения» народа, и задачей историка лит-ры является претворение результатов филологической работы в «историко-художественном сознании». В популярных работах З. Рассыпано много оригинальных мыслей и тонких наблюдений, относящихся к отдельным явлениям античной культуры, но «идеологизм» З немедленно обнаруживает свою несостоятельность в проблемах динамики исторического процесса, и З. Обычно вынужден ограничиваться констатированием идеологических изменений, не поддающихся истолкованию в желательном для него «психологическом» направлении. Теория «национальных задатков» закрывает возможность понять греческую культуру генетически, и у З. Остается единственный выход - преклонение перед «самобытностью» «избранного народа» - греков.

Эти общие недостатки историко-философской концепции, в связи с изолированным рассмотрением античности, без учета связи с Востоком и данных этнологии, приводят З. В его попытках синтеза античной культуры («Древнегреческая религия», П., 1918. «Религия эллинизма», П., 1921. «Греческая литература эпохи независимости», П., 1919-1920. Ср. Учебник «История античной культуры», М., 1915) к ряду произвольных построений, непригодных даже как материал для социологического истолкования античности, и к замене исторического анализа субъективным «чувствованием», в значительной мере обусловленным симпатиями З. К католицизму. Большое значение имели переводы З. (речи Цицерона, героиды) - «баллады-послания» Овидия, трагедии Софокла, редакция перевода трагедий Еврипида, исполненного Инн.

Ф. Анненским, снабженного обширными введениями и комментариями. Перу З. Принадлежат также статьи по зап.-европейской литературе, гл. Обр. О претворении античных мотивов в творчестве Шекспира, Шиллера, Байрона, Иммермана, Ницше, и пересказы античных мифов для детей («Иресиона», 1-4, П., 1921-1922. «Античный мир», 1-3, П., 1922-1923).Библиография:Библиография трудов З. До 1908. Список трудов проф. Ф. Ф. Зелинского, изданный ко дню двадцатипятилетия его преподавательской деятельности его учениками, 1884-1909, СПБ., 1909. С 1908 по 1913 в - журнале «Гермес», 1914, стр. 84-87. Краткие автобиографические сведения в «Биографич. Словаре профессоров и преподавателей имп. СПБ. Ун-та», СПБ., 1896, стр. 265-267.

Значения в других словарях
Зеленая лампа

«ЗЕЛЕНАЯ ЛАМПА» - дружеское общество петербургской дворянской, преимущественно военной, молодежи начала 20-х годов XIX века, в числе членов к-рого был А. С. Пушкин. Собрания «З. Л.» происходили в доме камер-юнкера Н. В. Всеволодского. Общество получило свое название от зеленой лампы, освещавшей комнату собраний. В пушкинской лит-ре (Анненков, Бартенев) долгое время держалась легенда об оргиастическом характере «З. Л.». Позднейшими исследованиями (Щеголев, Модзалевский) установлено, что объединя..

Зелинский К. Л.

ЗЕЛИНСКИЙ Корнелий Люцианович (1896-) - современный литературовед. Сын инженера, окончил московскую 4-ю гимназию и философское отделение Московского университета. После Октябрьской революции работал в «Известиях кронштадтского совета» и в других советских изданиях, был секретарем Малого Совнаркома Украины. Член Исполбюро Федерации советских писателей и редколлегии издательства «Федерация». З. Является одним из главных руководителей русского лит-ого конструктивизма , организатором ЛЦК («литерату..

Земля

«ЗЕМЛЯ» - лит-ые сборники, выходили в Московском книгоиздательстве писателей с 1908 по 1917 в количестве от одной до трех книжек в год. Всего вышло 20 книг. Появившись как подражание очень популярным в свое время сборникам «Знание» , «З.» пользовалась большим успехом и конкурировала не только со «Знанием», но и с модным в эпоху послереволюционного упадка альманахом «Шиповник». «Земля» помещала преимущественно монументальные произведения. Стихи и мелкие рассказы были вскоре вовсе изгнаны. Основн..

Земля и фабрика

«ЗЕМЛЯ и ФАБРИКА» - сокращенно «ЗИФ» - государственное акционерное издательское общество. Возникло по инициативе ЦК Профсоюза бумажников в 1922, в период все возраставшего спроса на книгу. Целью издательства было обслуживание широких масс читателей доступной по содержанию и цене книгой. Несмотря на то, что основной капитал «ЗИФа» составлял всего лишь 165 руб., ему удалось выпустить за первый год своего существования 5 названий. Первой книгой был сборник Тараса Шевченко «Запретный кобзарь», став..

Дополнительный поиск Зелинский Ф. Ф. Зелинский Ф. Ф.

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Зелинский Ф. Ф." в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Зелинский Ф. Ф., различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "З". Общая длина 15 символа