Ибрагимов

153

ИБРАГИМОВ Галимджан (1887-) - современный крупнейший татарский писатель, научный работник и общественный деятель, член ВКП (б). Р. В духовной семье в деревне Султанмуратово, Стерлитамакского уезда, бывш. Уфимской губернии. До 11 лет учился в сельской татарской и русской школе, затем в медрессе старого типа в Оренбурге, откуда был исключен за принадлежность к джадидской группе. Переехав в Уфу, И. Поступил в медрессе Галия, в высшее восточное мусульманское учебное заведение джадидского направления, курса к-рого ему однако не удалось окончить. И. Долгое время занимался педагогической деятельностью.Как революционер И. Выступает впервые среди шакирдов (учащихся в медрессе) в 1906, затем работает среди мусульманских студентов в Киеве (1912-1913).

В дни Февральской революции И. Редактирует газету левых эсеров в Уфе. В январе 1918 И. - член Учредительного собрания, переезжает в Петроград, как левый эсер избирается на III Всероссийском съезде советов во ВЦИК. И. Работает в мусульманском комитете при Наркомнаце, затем направляется в тыл Колчака для подпольной работы, а в последние годы работает в качестве председателя академического центра Татнаркомпроса, председателя комиссии по переводу и изданию на татарском языке сочинений Ленина, редактирует журналы «Безнен-Юл», «Маариф» и т. Д. В ряды ВКП(б) И. Вступил в 1920.И. Выступил в татарской литературе в 1907 с рассказом «Изгнание из медрессе Заки-Шакирда», напечатанным в органе шакирдов-реформистов «Эль-Ислах», к-рый был встречен татарской читательской массой с огромным интересом.

В этом рассказе, как и в последующих художественных очерках, рассказах и романах, И. Дает яркую картину борьбы старого быта, традиций и устоев жизни с молодым буржуазно-реформаторским революционным движением. И. Ставит в татарской художественной литературе проблему взаимоотношений между женщиной и мужчиной, дает образ восставшей против семейного и общественного гнета татарской женщины. В произведениях первого периода И. - писатель-реалист, бытовик. В годы реакции, когда крупные татарские литераторы (Тукаев, Гафури, Дердмент и др.) поют о разбитых надеждах, о суетности жизни, впадают в мистику, И. Не составляет исключения. Однако в отличие от других Ибрагимов сравнительно быстро освобождается от романтически-пессимистических настроений, и в дальнейших произведениях - «Дети природы», «Наши дни» и т.

Д. - он снова реалист. К этому времени относятся его крупные лит-ые работы.В 1917-1919 И. Принимает активное участие в политической жизни, литературой он занимается очень мало. Советский период литературной деятельности И. Отличается от предыдущих своей тематикой и приемами. И. Пишет ряд повестей, одну пьесу и романы. «Дочь казака», «Красные цветы», «Алма чуар» и вторую часть романа «Наши дни», в к-рых рисует картины классовой борьбы, гл. Обр. В татарской деревне, эпизоды гражданской войны, изображает борьбу крестьянской молодежи в Октябрьскую революцию. В 1928 И. Выпустил (законченный уже в 1926) большой роман «Глубокие корни», который явился крупным событием в татарской пролетарской лит-ре. «Глубокие корни» ярко живописуют классовую борьбу в современной татарской деревне.И.

Имеет большие заслуги и в области татарского литературного языка. Он обогатил татарский язык, ввел много оборотов и слов из всех говоров и наречий татарского яз., способствуя созданию единого татарского литературного языка.И. Принадлежит также и ряд исторических работ, в к-рых он рассматривает отдельные этапы истории татар, истории революционного движения среди татар. Особого внимания заслуживает его большой труд «Татары в революцию 1905 года» (переведен на русск. Яз.), являющийся ценным вкладом в историческую лит-ру.Бесспорны заслуги И. Как татароведа, работающего в области лингвистики. Грамматика татарского языка И., изданная в 1911, сыграла крупную роль в развитии грамматической литературы у татар, хотя сейчас имеет преимущественно историческое значение.

Несмотря на то, что И. Является активным коммунистом и считается марксистом-литератором, он в последние 2-3 года сделал ряд крупнейших ошибок в области культурных проблем. И. Как председатель академического центра Татнаркомпроса и председатель татарской делегации на I Тюркологическом съезде в Баку 1926 занимал непримиримую позицию по вопросу о введении нового тюркского алфавита, возглавляя группу арабистов. И. Сумел признать неправильность своей позиции по этому вопросу и призвал всю советскую культурную общественность осуществить латинизацию татарского алфавита. Специальное заявление об этом он опубликовал в 1927. Только после упорной борьбы с арабистами в 1928 новый тюрко-татарский алфавит окончательно победил в Татарии.По вопросу национальной культуры И.

Стоял также на неправильной позиции. Взгляд на национальную культуру был высказан им в его труде «По каким путям будет развиваться татарская культура». Хотя позиция И. Была ближе к партийной установке по вопросу о национальной культуре, чем позиция его противников - ваганяновцев, но все же эта позиция не совпадала с подлинной установкой партии в этом вопросе. Точка зрения И. По вопросу о национальной культуре вообще и судьбе татарской, в частности, была осуждена партийной организацией Татарии.И. Как крупный художник, литератор и татаровед занимает в татарской лит-ре выдающееся место.Библиография. I. А) Лит-ые произведения на татарском языке. Изгнание из медрессе Заки-Шакирда, Казань, 1907. Судьба татарской женщины, 1909.

Из жизни молодежи, Казань, 1910. Сто лет тому назад, Оренбург, 1911. На море, Оренбург, 1911. Старый батрак, Оренбург, 1912. Мулла-вор, Казань, 1912. Молодые сердца, Казань, 1912. Дети природы, Казань, 1914. Наши дни, Казань, 1919. Новые люди, Казань, 1921. Сказание о красных цветах, Казань, 1922. Люди, Казань, 1923. Дочь степей, или казакская девушка, М., 1924. Глубокие корни, Роман, Казань, 1926. На русск. Яз. Дети природы, альм. «Советская страна», № 2, и газ. «Красная Татария», 1928, № 49. Люди, Рассказ. Дочь степей, или казакская девушка - одна глава помещена в газете «Красная Татария», 1927, № 42. Б) Исторические работы на татарском языке. Древняя исламская культура, Оренбург, 1909. Великая Октябрьская революция и диктатура пролетариата, Казань, 1922.

Татары в революцию 1905 г., Казань, 1925 (последняя работа переведена и издана на русск. Яз.). В) Научные работы. Синтаксис татарского языка, Казань, 1911. Этимология, Казань, 1911. Новая литература (учебник), Казань, 1914. Татарские поэты, Казань, 1913. Теория татарской словесности, Казань, 1916. Уроки литературы, Казань, 1916. Новая литература, тт. I и II. Вопросы орфографии, языка и литературы, Казань, 1924. Черные маяки или белая литература, М., 1924 (эта работа переведена и издана на узбекском и тюркском яз.). О пролетарской литературе, М., 1924. О судьбе татарской культуры в условиях пролетарской революции и социалистического строительства, Казань, 1927, и т. Д.II. На русск. Яз. Самойлович А. Н., акад., Ибрагимог как татаровед.

Фирсов Н. Н., Г. Ибрагимов как историк-политик. Коган П. С., Поэт красоты и свободы. Саади А., Г. Ибрагимов и его литературное творчество, «Вестник Научн. О-ва татароведения», Казань, 1928, № 8. Валидов Дж., Очерки истории образованности и литературы татар, М., 1923. Аршаруни А., Старые ошибки, журнал «Юный коммунист», 1927, № 10.

Значения в других словарях
Ибн-Туфайль

ИБН-ТУФАЙЛЬ - философ, медик и астроном арабской Испании XII в., автор романа-трактата «Хайй ибн Якзан» - «Живой сын неспящего» (т. Е. Бога). Герой романа вырастает на необитаемом острове, куда был занесен волнами или где он, по другому преданию, более привлекающему автора, появился на свет путем самозарождения в «первичной глине». Выкармливает его газель, потерявшая детеныша. Подрастая Хайй научается подчинять себе окружающую природу и отвлеченно мыслить, самостоятельно добывая всю сумму филос..

Ибн-Хамдис

ИБН-ХАМДИС - см. Арабская литература. ..

Ибсен

ИБСЕН Генрик Иоганн (Henrik Johann Ibsen, 1828-1906) - норвежский писатель, один из самых выдающихся драматургов XIX в. Р. В маленьком приморском городке Скиене, насчитывавшем в то время едва 8 тысяч жителей. Отец его, богатый судовладелец, разорился, когда будущему писателю было 8 лет. В школе он отличался своими «сочинениями» и склонностью к живописи. Мечтой подростка было сделаться художником, но необеспеченному И. Пришлось выбрать более хлебную профессию. В 16 лет И. Поступает учеником в ап..

Ивано-Хомеи

ИВАНО-ХОМЕИ - см. Японская литература. ..

Дополнительный поиск Ибрагимов Ибрагимов

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Ибрагимов" в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Ибрагимов, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "И". Общая длина 9 символа