Интонация

85

ИНТОНАЦИЯ - лингвистический термин, применяемый в двух значениях. В более точном смысле под И. Понимается система изменений относительной высоты тона в слоге, слове и целом высказывании (словосочетании).Одной из важнейших функций интонации целого словосочетания является определение законченности или незаконченности высказывания. Именно - законченность И. Отделяет фразу, завершенное выражение мысли от части предложения, от группы слов. Ср. И. Двух первых слов во фразах. «Вы куда?» и «Вы куда идете?». Разумеется, носителем этой И. Может являться и отдельное слово и даже отдельный слог. Ср. «Да?» - «Да».Другой не менее важной функцией интонации целого словосочетания является определение модальности высказывания - различение повествования, вопроса и восклицания.1.

Повествовательная или изъявительная И. Характеризуется заметным понижением тона последнего слога, которому предшествует легкое повышение тона на одном из предыдущих слогов. Самый высокий тон называется интонационной вершиной, самый низкий - интонационным понижением. В простой несложной повествовательной фразе обычно бывает одна интонационная вершина и одно интонационное понижение. Там, где повествовательная И. Объединяет более сложный комплекс слов или словосочетаний, отдельные части последнего могут характеризоваться или повышением или частичным понижением И. (особенно часто понижение И. Наблюдается в перечислениях), но менее низким, чем конец фразы. В таких случаях повествовательная фраза может содержать либо несколько вершин и одно заключительное понижение, либо несколько понижений, менее низких, чем заключительное.2.

Вопросительная И. Бывает двух основных типов:а) в тех случаях, где вопрос касается всего высказывания, наблюдается повышение тона на последнем слоге вопросительной фразы, более сильное, чем отмечавшееся выше повышение голоса в повествовательной фразе (последняя, будучи оборвана на повышении, создает впечатление незаконченности высказывания, чего нет после повышения вопросительной И.);б) вопросительная И. Характеризуется особо высоким произношением того слова, к которому преимущественно относится вопрос. От положения этого слова в начале, конце или середине фразы зависит, разумеется, остальной ее интонационный рисунок.3. В восклицательной И. Необходимо различать:а) И. Собственно восклицательную, характеризуемую более высоким, чем при повествовании, но более низким, чем при вопросе, произнесением важнейшего слова;б) И.

Побудительную с многочисленными градациями, от просьбы и побуждения до решительного приказания. И. Последнего характеризуется понижением тона, близким к повествовательной И.Эти виды И. Иногда объединяются исследователями в понятие И. Логических, т. Е. И., определяющих характер высказывания, и противопоставляются И. Эмоциональным, т. Е. И. Аффективно деформированной речи.Наконец третьей, не менее важной функцией И. Является соединение и разъединение синтагм - слов и словосочетаний - членов сложного целого. Ср. Например И. Фраз. «Рукав был запачкан весь в крови», «Рукав был запачкан, весь в крови» и «Рукав был запачкан весь, в крови». Впрочем, как ясно из этого примера, изменение И., выражающее изменение синтаксической формы словосочетания, теснейшим образом связано здесь и с изменением ритмических отношений, в частности с распределением пауз .В более широком смысле термин И.

И применяется для общего обозначения мелодически-ритмически-силовых средств речевой выразительности. См. «Мелодика», «Ритм», «Ударение». О графической передаче И. - см. «Пунктуация».ИНТОНАЦИЯ В СТИХЕ является одним из существенных факторов мелодики. Особенность ее, по сравнению с И. Прозаической, прежде всего в том, что она имеет урегулированный характер, снижаясь к концу каждого стихового отрезка (строки) и подкрепляясь конечной стиховой паузой (см. «Константа»). При этом понижение И. Определяется уже ритмом стиха, а не значением заключенных в нем предложений (часто с ним совпадая), в силу чего она понижается независимо от условий, необходимых для этого в прозе. На фоне этой выравненной И., усиливающей ритмическое движение стиха, создается возможность варьирования различных степеней И.

(в зависимости от конечных стиховых и строфических пауз, клаузул и т. П.). Такова напр. Интонация монотонная, завершающаяся резкой остановкой у Мандельштама:«Я не увижу знаменитой ФедрыВ старинном многоярусном театреС прокопченной высокой галереиПри свете оплывающих свечей» и т. П.Нарушением обычной интонационной монотонии в стихе является enjambement , возможный только на фоне урегулированной И. Так. Обр. И. Является одним из существенных выразительных средств стиха и используется в зависимости от данного лит-ого стиля, определяющего характер своей стиховой системы и ее интонационного строя. Так, напевная И. Символистов резко отличается от ораторской И. Маяковского, говорной И. Сельвинского и т. Д.Библиография. Воеволодский-Гернгросс В., Теория русской речевой интонации, 1922.

Эйхенбаум Б., Мелодика русского лирического стиха, Л., 1922 (там же библиография, стр. 196-199). Жирмунский В., Введение в метрику, «Academia», 1925, стр. 170. Его же, Мелодика стиха, 1922, в кн. «Вопросы теории литературы». Пешковский А. М., Русский синтаксис в научном освещении, 1928. Его же, Интонация и грамматика, «Изв. Отд. Русского яз. И словесн.», 1928, I. Томашевский Б., О стихе, «Прибой», 1929, ст. «Проблемы стихотворн. Ритма». Богородицкий В. А., Фонетика русского яз. В свете экспериментальных данных, Казань, 1930. Bourdon, L’expression des emotions et des tendances dans le langage, 1892. Roudet L., elements de phonetique generale, 1910. Scripture E. W., Anwendung der graphischen Methode auf Sprache und Gesang, 1927. Weingart Mil., etude du langage parle suivi du point de vue musical, «Travaux du cercle linguistique de Prague», 1929, I.

Verrier, Essai sur les principes de la metrique anglaise, C. L., 1-e prosodie, pp. 88-114.

Значения в других словарях
Интернационал

«ИНТЕРНАЦИОНАЛ» (L’Internationale) - международный гимн трудящихся, с Октябрьской революции - советский гимн.Слова «И.» написаны в июне 1875 в Париже французским поэтом-шансонье, социалистом Эженом Потье , под свежим впечатлением разгрома Коммуны, членом которой он состоял и за которую он дрался до конца на баррикадах. Потье писал «И.» в то время, когда, до бегства в Лондон, ему пришлось скрываться в Париже. В сборнике песен Потье «Chants Revolutionnaires» (1887), где впоследствии «И.» был напе..

Интерполяция

ИНТЕРПОЛЯЦИЯ - с латинского - собственно «подделка». Так называются ошибочные поправки или позднейшие вставки в рукописях, сделанные переписчиками или читателями. Особенно часто этот термин употребляется в критике рукописей античных писателей. В этих рукописях благодаря неоднократной переписке иногда очень много интерполяций (интерполированные рукописи). Позже вставленных стихов, попавших в текст пояснений непонятных слов и др. И. Не всегда удается раскрыть. Некоторые из них вероятно еще и до с..

Интрига

ИНТРИГА - характерный для драматических (и отчасти эпических) произведений способ организации действия. Интрига выражается в том, что то или иное действующее лицо (или группа их) стремится осуществить какой-либо план, свою линию поведения, вступая в борьбу с противодействующими этой линии персонажами. Вокруг этой И., т. Е. Определенной системы отношений между действующими лицами, и располагаются события, развертывающиеся в произведении и организующиеся так. Обр. В определенную систему. Развитие..

Интуиция

ИНТУИЦИЯ - см. Творческий процесс. ..

Дополнительный поиск Интонация Интонация

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Интонация" в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Интонация, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "И". Общая длина 9 символа