Карпенко-Карый

72

КАРПЕНКО-КАРЫЙ Иван Карпович (1845-1907) (настоящая фамилия Тобилевич) - украинский драматург и артист. Отец его - обедневший шляхтич-чиншевик, мать до замужества - крепостная. Образование К.-К. Получил в уездном училище. В 14 лет поступил на службу писцом. В течение 23 лет был чиновником и долгое время состоял секретарем городской полиции в Елисаветграде, откуда был уволен и сослан (1883) за снабжение паспортами революционеров.В 70-х гг. К.-К. Примыкает к украинскому народническому течению, чуждому радикальных социальных идей, занимающемуся изучением истории и этнографии, не шедшему дальше задач вполне легального культурничества. Рано развивается у К.-К. Любовь к театру. Обладая незаурядным актерским талантом, он долгое время однако предпочитал бродячей актерской жизни устойчивое положение чиновника и владельца солидного хутора (полученного в приданое за женой).

Только под влиянием семейных потрясений и увольнения в 1883 К.-К. Поступил на сцену, но в том же году был сослан (вторую половину ссылки он отбывал на своем хуторе). С 1889 до конца жизни он не покидает уже сцены и является выдающимся артистом. Писать К.-К. Начал поздно. Его первая пьеса появилась в 1883, а до нее был напечатан лишь один его рассказ.К.-К. Жил в эпоху, когда под натиском ломавшего все преграды капитализма изживались остатки феодализма, гибло дворянско-помещичье землевладение и шло быстрое расслоение деревни. С одной стороны, вырос и укрепился предприимчивый «хозяйственный мужик», не только весьма искусно грабящий односельчан, но и перехватывающий земли у разорившихся помещиков («баре горят, а мужики с пожара таскают» - говорит карпенковский персонаж).

С другой стороны, быстро пролетаризировалось малоземельное крестьянство. Господство рынка, власть денег углубляли классовые противоречия, формируя новые социальные взаимоотношения. Процесс капитализации и пауперизации деревни и является основной темой творчества К.-К. Его возмущают бедствия, к-рые, как ему кажется, «город несет селу», но о радикальной борьбе с ними он не задумывается. В своем творчестве К.-К. Выражает лишь настроение и психологию вполне обеспеченного и лойяльно настроенного хуторянина-собственника, обеспокоенного надвигающимися бедствиями и растущими хозяйственными затруднениями.Реакция 80-х гг. Привела писателя к полной аполитичности. Произведения К.-К. Этого периода проникнуты идеями самоусовершенствования и своеобразным морализмом.

Центральной фигурой его пьес становится жадный кулак-приобретатель. К.-К. Великолепно изучил этот персонаж и ярко обнажает, заостряя карикатурной штриховкой, его грубую хищническую природу. Интересно проследить в ряде его комедий и драм последовательный рост «приобретателя». К. Дает яркую художественную историю этого персонажа. В первых его произведениях - драме «Бурлак» (1883) и комедии «Розумний і дурень» (1885) - кулаки действуют пока еще в сравнительно скромных масштабах, применяют примитивные формы грабежа. Здесь кулак - в стадии «первоначального накопления». В комедии «Сто тысяч» (1890) дан кулак-ростовщик - Калитка, - жадно сгребающий вокруг себя земельные пространства («Ах, святая землица. Приобрел бы тебя без счету»).

В пьесе «Хазяін» (1900) изображен могущественный аграрий, миллионер Терентий Пузырь. Не в пример предшественникам, вынужденным еще приспособляться к крестьянину, Пузырь находится в состоянии открытой классовой войны с средним крестьянством и батраками. К услугам Пузыря государственный аппарат и вооруженная сила. На мужицкой земле изворотливый хозяйчик, мелкий кулак, постепенно превращается в крупного хищника-агрария, напролом идущего к своей единственной цели - наживе. Формы эксплоатации, им применяемые, соответственно разнообразятся и становятся все жестче в зависимости от изменения социально-экономической обстановки и обострения классовой борьбы.Чутьем художника угадывая социальную природу и значение Калиток, Пузырей и Окуней, К.-К.

Все же был далек от понимания подлинной их классовой сущности и не сумел противопоставить им сколько-нибудь убедительных положительных героев. Через всю свою жизнь К.-К. Пронес идеалистическую, «от дедов унаследованную» веру в то, что «правда там, где святая природа, где землю орошают трудовым кровавым потом». Характерно, что город навсегда остался ему чуждым, в нем он видел лишь средоточие зла и общественных недугов. Неудивительно после этого, что рецепты справедливой, разумной жизни, данные К.-К., реакционны даже для своего времени. Его положительные герои рекомендуют напр. «священное писание» в качестве весьма радикального средства для усовершенствования людей. Не понимая движущих сил общественной жизни, К.-К.

Склонен рассматривать кулаков-потовыжимателей как моральных уродов.Наряду с типами «приобретателей» К.-К. Дал фигуры всевозможных посредников (факторов, сутяг-писарей, дельцов-«аблакатов»), появляющихся в период закрепления капитализма на Украине. Под конец жизни К.-К. Становится типичным либералом, ратующим за «прогресс». В канун крестьянских восстаний на Украине в 1899 он пишет «Саву Чалого», где проводит мысль о возможности классового мира между шляхтой и крестьянством, об их «общем интересе», выводя на первый план героев «приобретательства», гибель к-рых он предчувствует. Однако бедноту, эксплоатируемых, К.-К. Рисует пассивной, лишенной инициативы толпою. В одной из последних своих пьес «Хазяін» К.-К. Вскользь упоминает о крестьянском бунте и высказывает полное непонимание и растерянность перед событиями 1905.Кроме уже упомянутых пьес, К.-К.

Принадлежит ряд исторических и историко-бытовых пьес («Гандзя», «Чумаки»), а также ряд пьес психологически-бытового характера. В противовес предшествовавшей украинофильско-народнической традиции, культивировавшей «народную» драму «с пением и танцами», они отличаются целеустремленным действием («Безталанна» - о раздвоении психики, «Батькова казка» - о ревности). Особо следует еще упомянуть комедию, точнее трагикомедию, «Мартин Боруля», обнажающую общественно-психологические корни честолюбия. Драматург-артист, К.-К. Отдал некоторую дань и эффектной театральности.Исторические драмы, в основу к-рых К.-К. Клал народные думы и песни или подлинные события, менее удачны - они несколько напыщенны и надуманны.На К.-К.

Значительное влияние оказал Островский, от которого он перенял основные элементы композиции (полная интереса завязка, широкое, плавное течение действия) характеристику образа, речевую полноту и выразительность. Но вместе с тем К.-К. Основательно переплавил различные (лит-ые и театральные) влияния и нашел свои творческие пути, особенно в выборе сюжетов пьес. Сюжеты К.-К. Брал непосредственно из жизни. В основе каждой бытовой и психологической его пьесы лежит конкретный житейский случай. В такой «документальности» - особенность творчества К.-К., она же обусловила и реализм его пьес. Практик театра, К.-К. Серьезно считается с требованиями сцены и часто прибегает к испытанным драматургическим приемам как в разработке отдельных сценических положений, так и в обрисовке характеров.К.-К.

Является одним из самых сильных драматургов своего времени. Драма его положила начало новым течениям в украинском театре. Предшественники К.-К. Насаждали гл. Обр. Этнографическую пьесу, отражавшую в театре народнические увлечения простонародной речью, песней и фольклором, и подавали весь этот материал в мелодраматической или в комедийно-опереточной форме. К.-К. Решительно порывает с этой традицией и переходит к реально-бытовой пьесе, к-рую он строит уже на социальной основе. В соответствии с этим индивидуальная интрига у К.-К. Часто отодвигается на второй план, уступая место общественным коллизиям. От К.-К. Ведет свое начало в украинском театре также психологическая (буржуазная) драма. Большое общественное значение его заключается в художественном показе расслоения деревни и мастерской обрисовке кулака-эксплоататора, не превзойденных никем из его современников и сохраняющих интерес к его пьесам до сих пор.Библиография.

I. Важнейшие издания. Тобілевич Іван (Карпенко-Карий), Драми и комедіі, тт. I-IV. Одеса, 1897-1903. Т. V, Полтава, 1905. Тобілевич Іван, Вибрані творі, з переднім словом О. Дорошкевича, «Книгоспілка», Киiв, 1925. Тобілевич Іван (Карпенко-Карий), Твори, тт. I-VI, ДВУ, Харків, 1929-1930.II. Огоновський О., Исторія літератури рускоi, ч. 2, Львів, 1889. Франко Іван, Іван Тобілевич (Карпенко-Карий), «Літер.-наук. Вістник», Киiв, 1907, кн. XI. Тобілевич С., Життя Івана Тобілевича, «Літер.-наук. Вістник», Киiв, 1912, кн. IX. 1913, кн. I-III, VII-VIII, IX-XII. Юноша В., Островський - Карпенко-Карий, Збірник «Січ», Катеринослав, 1919, кн. I. Ефремов С., Карпенко-Карий, Критично-біографічний нарис, Киiв, 1924. Коряк В., Нарис історіi украiнськоi літератури, т.

II, ДВУ, Харків, 1929.

Значения в других словарях
Каронин

КАРОНИН (псевдоним Николая Елпидифоровича Петропавловского) (1857-1892) - писатель-народник, сын сельского священника. В 1874 Каронин был арестован и судился по «делу 193 о революционной пропаганде», но оправдан. В 1879 снова привлечен в качестве обвиняемого по делу о тайной типографии. В 1881 выслан в административном порядке на 5 лет в Западную Сибирь.Литературная деятельность К. Делится на два периода. К первому относятся его очерки и рассказы из крестьянской жизни, объединенные в три серии...

Каротти

КАРОТТИ Артуро (Arturo Carotti, 1875-) - итальянский писатель, видный журналист, политический деятель. Сын мелкого фабриканта. Как социалист подвергался политическим преследованиям и эмигрировал в Сев. Америку, где продолжал свою лит-ую деятельность, одновременно работая на фабрике. С 1913 по 1922 - член итальянского парламента, сначала от социалистической, а потом от коммунистической партии, в организации к-рой принимал участие. Был редактором нескольких социалистических еженедельников.К. Авто..

Карпов Е. П.

КАРПОВ Евтихий Павлович (1857-) - драматург и режиссер. Примыкает к течению тенденциозной гражданской драмы (Потехин, Дьяченко, Чернявский и другие), противопоставляемой мелодраме и относящейся по приемам письма к школе Островского. К. Был близок к народническому движению, дважды арестовывался и ссылался. В тюрьме в 1881 пишет свою первую драму «Тяжкая доля», в к-рой отражает расслоение деревни и ее пролетаризацию. К. Идеализирует в народнических тонах связь с деревней, гуманно сочувствуя тяжко..

Карпов М.

КАРПОВ Михаил (1898-) - крестьянский писатель, член ВКП(б) с 1918. Учился в университете и комвузе. В 1925 выступил с книжкой рассказов и повестей, написанных в период 1921-1923. Основная повесть сборника «Апрельские прели» хотя и эскизна, но все же представляет известный интерес. Автор описывает те коллизии, к-рыми была полна крестьянская жизнь в первые годы советской власти. На одной стороне - темная колеблющаяся масса и подымающий голову кулак, на другой - охваченный новыми веяниями крестьян..

Дополнительный поиск Карпенко-Карый Карпенко-Карый

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Карпенко-Карый" в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Карпенко-Карый, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 14 символа