Киреевские

79

КИРЕЕВСКИЕ, братья.1. Иван Васильевич (1806-1856) - публицист, один из основателей русского славянофильства. В молодости примыкал вместе с В. Одоевским, Веневитиновым к кружку «любомудров», либерально настроенному и увлекавшемуся немецкой идеалистической философией. Первые критические статьи К. «Нечто о характере поэзии Пушкина» (в «Московском вестнике» Погодина за 1828) и «Обозрение русской словесности за 1829» (в альманахе Максимовича «Денница») - во многих отношениях замечательные ранние образцы русской философской критики, пролагающие дорогу Белинскому, к тому же блестящие и меткие. Для либеральных устремлений молодого К. Характерно, что, впервые в русской историографии отмечая заслуги Новикова, К. Разражается настоящим гимном во славу общественного мнения.В 1832 К.

Предпринял издание журнала «Европеец» и опубликовал в нем ряд критических статей («Обозрение русской словесности за 1831 год» и др.). Цензура усмотрела в этих статьях замаскированный призыв к конституции, журнал на втором номере был закрыт, а К. Надолго попал в опалу и вплоть до 1845 почти не появлялся в печати. За это время в К. Завершился перелом. Он перешел бесповоротно на позиции реакционного мистицизма. Ратуя за философию веры и чувства против буржуазной философии разума, К. Находил этот свой идеал в православии, обеспечивающем России по мнению К. Великое будущее и мировую гегемонию. Таким образом, несмотря на свое опальное положение, К. Был искренним апологетом устоев феодально-царистской России. В 1845 К. Был соредактором погодинского «Москвитянина».

Появившиеся там статьи К. О лит-ре уже окрашены в мистические и славянофильские тона.К. Пробовал свои силы в драматургии, беллетристике и поэзии, но ничего значительного здесь не создал.2. Петр Васильевич (1808-1856) - собиратель русских народных песен. Р. В родовом имении в Тульской губ. В патриархально-дворянской семье. Получил прекрасное домашнее образование, дополнив его слушанием частных лекций у университетских профессоров в Москве, а затем лекций Шеллинга.К. Написал чрезвычайно мало. Его миросозерцание воссоздается из многочисленных свидетельств современников, из переписки с родными и друзьями, из двух-трех печатных работ (в «Москвитянине» за 1845, кн. 3, «О древней русской истории» и предисловия к «Песням» в «Чтениях» за 1848).

В этих его произведениях нашла себе яркое отображение психоидеология помещиков, встревоженных наступлением промышленного капитализма и потому крепче ухватившихся за старину и воспитавший их усадебный патриархальный уклад в безграничной идеализации, возвышаемый до категории исконных национальных устоев и идеалов. Но сдвиги в самом хозяйстве этого слоя помещиков и бесспорно высокий культурный уровень неминуемо заставляют их делать уступки, правда, робкие, половинчатые, в сторону отрицания крепостного строя. Еще в 1830 22-летним юношей К. Приступил к собиранию песенного народного творчества, видя в нем наиболее яркое проявление «национального духа». Повидимому одним из толчков было воздействие на К. Немецких ученых (в частности Герреса и Шеллинга), лекции к-рых он слушал в Мюнхене.

Вскоре для К. Собирание песен стало главным делом его жизни. Его колоссальное собрание по сведениям современников превышало 10 тыс. Номеров. Частью К. Собирал сам (преимущественно в Орловской губ., где с 1839 до смерти жил в своей деревне - Киреевской слободке, а затем в Тульской, Тверской, Новгородской и Симбирской губ.), но основная масса текстов ему в течение 25 лет доставлялась лит-ыми и учеными друзьями (между прочим Пушкиным, Гоголем, Языковым, Кольцовым, Далем, Вельтманом, Якушкиным, Погодиным, Шевыревым, Снегиревым, Востоковым, Соболевским и др.).Сборником живо интересовались как в России, так и за границей (напр. Огромное значение придавал собранию русских песен Киреевского знаменитый славист Шафарик).

Друзья торопили К. С изданием, но медлительный К. Успел при жизни из своего многотысячного собрания опубликовать всего 31 текст. В 1848 в «Чтениях Общества истории и древностей российских», кн. IX, было напечатано 15 духовных стихов, как ч. 1 «Русских народных песен, собранных Петром К.», 4 песни - в «Московском сборнике», 1852, и 12 номеров - в «Русской беседе» за 1856, кн. I. Причиной этого была не только присущая лично К. Медлительность. Огромную роль играли также внешние обстоятельства (строгости цензуры). Так напр. Хлопоты по изданию духовных стихов тянулись 4 года. С 1846 по 1848. Систематическое издание основного собрания песен К. Осуществилось лишь после его смерти и опять-таки чрезвычайно медленно. Началось в 1860 и окончилось.

В 1930. Песни, собранные К., имеют огромное значение как для характеристики состояния крестьянского фольклора в середине XIX в., так и для характеристики идеологических настроений в русском дворянстве той эпохи (типичен и подбор песен и расценка самим К. Собиравшегося им материала, идеализация крестьянского традиционного творчества и пренебрежительное отношение к фольклору других социальных слоев, напр. Фольклору фабрично-заводскому, городскому, мещанскому и т. Д.).Библиография. I. Полн. Собр. Сочин. Ив. Киреевского, под ред. М. О. Гершензона, 2 тт., М., 1910.II. Виноградов П. Г., И. В. Киреевский и начало московского славянофильства, «Вопросы философии и психологии», 1891, XI. Пыпин А. Н., История русской этнографии, т. II, СПБ., 1891.

Писарев Д. И., Русский Дон-Кихот, Собр. Сочин., т. II, СПБ., 1894. Лясковский В., Братья Киреевские. Жизнь и труды их, СПБ., 1899. Письма П. В. Киреевского, «Русский архив», 1873, № 8, 1894, № 10, 1905, № 5. Гершензон М. О., П. В. Киреевский, Биография, «Песни, собранные П. В. Киреевским», Новая серия, вып. I, М., 1911 (или «Образы прошлого», М., 1912). Сперанский М. Н., П. В. Киреевский и его собрание песен, там же. Соколов Ю., Из тридцатых годов (Письма Киреевских к Шевыреву), «Голос минувшего», 1914, № 7. Соколов Б. М., Собиратели народных песен, М., 1923.III. Венгеров С. А., Источники словаря русских писателей, т. III, П., 1914. Владиславлев И. В., Русские писатели, изд. 4-е, Гиз, Л., 1924. Бродский Н. Л., Гусев Н. А., Сидоров Н. П., Русская устная словесность, Л., 1924.

Значения в других словарях
Киргизская литература

ДОРЕВОЛЮЦИОННЫЙ ПЕРИОД. - «Киргизы принадлежат к числу древнейших народов Средней Азии. Из народов, живущих в Средней Азии в настоящее время, нет повидимому ни одного названия, к-рое так рано встречалось бы в истории» (акад. Бартольд).Еще в глубокой древности киргизы селились по берегам Енисея. Киргизы, ныне живущие в Тянь-Шане, являются выходцами из Сибири, где они раньше населяли побережья этой реки. Точной даты их переселения нет. Предположительно оно приурочивается к XVII столетию. С незапа..

Киргизский язык

КИРГИЗСКИЙ ЯЗЫК, - до революции называвшийся «кара-киргизским», тогда как «киргизским» в то время называли яз. «казакский» , - принадлежит к числу наименее изученных турецких, или тюркских яз., хотя киргизы (точнее «кыргызы») - одно из древнейших турецких (тюркских) племен и детальная разработка их яз. Необходима для развития туркологической лингвистики. По своим фонетическим признакам К. Яз. Относится к северо-западной группе турецких яз., обнаруживая особую близость с алтайским и телеутским я..

Кирилл Туровский

КИРИЛЛ ТУРОВСКИЙ - см. Проповеди и Русская средневековая литература. ..

Кириллица

КИРИЛЛИЦА - одна из славянских азбук (см. Глаголица) К К. Восходят современные русский, украинский, белорусский, сербский и болгарский алфавиты. Есть основания предполагать, что в древнейшую эпоху славянской письменности К. Была распространена и среди западных славян. К. - византийский унциальный (уставный) алфавит IX в., дополненный несколькими буквами применительно к звукам славянской речи. Большая часть дополнений является вариантами или видоизменениями букв того же византийского устава (Б, ..

Дополнительный поиск Киреевские Киреевские

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Киреевские" в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Киреевские, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 10 символа