Клдиашвили

75

КЛДИАШВИЛИ Давид (1862-) - грузинский писатель. Представитель дворянской лит-ры. Получив военное образование, Клдиашвили долгое время служил офицером в русской армии, не порывая связи с деревней. Начало лит-ой деятельности К. Относится к 80-м гг. XIX в., к периоду усиленного развития капиталистических отношений в Грузии и быстрого разложения поместного хозяйства. Выходец из дворянской среды и талантливый наблюдатель быта своего разоренного сословия, К. Широко отразил этот быт и дал яркий образ дворянства, находящегося в тисках капитализма, но всячески старающегося приспособиться к новым условиям. Основным элементом литературного стиля К. Является юмор, но в изображении неприглядной обыденщины и общественной никчемности грузинского дворянства, в анализе его тяжелого внутреннего разлада, юмор К.

Переходит в «горький смех» над жалкой судьбой представителей деградировавшего сословия. В повестях «Соломон Морбаладзе» и «Мачеха Саманишвили» К. В убедительных образах показал конкретные социальные стимулы, руководившие мелкопоместным дворянством Западной Грузии в борьбе за свое существование. Материальная нужда, малоземелье, долги и неспособность к созидательному труду приводят дворян к моральному разложению и вопреки былым «великосветским» традициям заставляют их прибегнуть к разным «унижающим» и «позорящим» их «достоинство» промыслам. В рассказе «Горе Дариспана» К. Кроме того дал рельефную картину дворянского лицемерия, лживости и полного духовного банкротства, вызванного тем же экономическим крахом помещичьего мира.

Вместе с тем К. Видел, как в результате обеднения дворян постепенно растет их материальная зависимость от нарождающегося кулачества. На этом фоне экономической зависимости дворян от своих бывших крепостных К. Развернул широкую психологическую драму поместной среды.Дальнейшее развитие творчества К. Соответствовало эволюции помещика в сторону перерождения его в горожанина. В поздних своих произведениях К. Стремился изобразить новый городской быт. Но это не удалось ему. Грузинский дворянин в городе, в окружении русского чиновничества, долго не мог найти своего места. К. Этот новый круг социальных отношений был знаком мало. Неудивительно, что его творческая фантазия оказалась бессильной изобразить с характерными для его стиля бытовыми подробностями жизнь дворянства в городе.

Однако и сам автор скоро вернулся к деревне, но уже не к дворянству, к-рое в последнее время для писателя не представляло особого интереса, а к крестьянству. Но этот запоздалый переход к совершенно новой теме сопровождался таким же кризисом творчества К., как и его попытка перейти к быту города. К. Задался целью понять новые условия жизни послереволюционного крестьянства и вскрыть его отношение к социализму («Кимоте Мешваладзе»). Но современного крестьянина К. Рисует как человека, ничего не понявшего в происходящих вокруг него событиях, инертного и пассивного. Впрочем таково отношение самого автора к современности. Он так же воспринял революцию. Заслуги К. В истории грузинской лит-ры - в том, что он в своих ранних произведениях дал яркий, образный показ разложения мелкопоместной дворянской среды и утвердил натурализм в грузинской прозе.Библиография.

Избранные сочин. Клдиашвили переизданы Гизом Грузии в двух томах, Тифлис, 1926. Свиньи Бакулы, Тифлис, 1926. Необычайный переход дворян Лахундарельцев, Тифлис, 1927.

Значения в других словарях
Классицизм

КЛАССИЦИЗМ - лит-ый стиль, выработанный в абсолютистской Франции XVII в. В эпоху меркантилизма и получивший свое распространение в монархической Европе XVII-XVIII вв. Классицизм складывается как стиль крупной буржуазии, в своих верхних слоях связанной с двором абсолютного монарха, а также торгового дворянства, влиявшего на характер придворной культуры. Борьба, которую повела восходящая в XVIII в. Средняя буржуазия против К. Как искусства высших классов (критика Лессинга, Дидро, Мерсье и др. Пре..

Клаузула

1. В прозе - конец фразы, приобретающий определенный ритмический ход. Напр. Для Лессинга типичен исход спондеем и кретиком, для Гёте - трохеем. Проблеме К. Уделяли внимание многие теоретики и мастера прозы - так, Лонгин порицает скопление в конце фразы пиррихиев, дактилей и диахореев, Жан Поль рекомендует К. Анапестом, ямбом, диямбом, хориямбом или рядом трохеев. Во французской литературе проблеме К. Уделяли внимание Гонкуры.2. Окончание стихотворной строки, состоящее из слогов, стоящих после к..

Клебер

КЛЕБЕР Курт (Kurt Klaber, 1897-) - немецкий пролетписатель. Р. В Иене, рабочий, активный участник пролетарской революции в Германии. Одно время К., преследуемый правительством, принужден был эмигрировать. Скитался по Швейцарии, Франции, Америке. Хорошо изучил быт рабочего класса этих стран. К. - член международного бюро пролетлитературы, бюро союза революционных пролетарских писателей Германии, редакции журнала этого союза «Die Linkskurve». К. Является также активным участником рабкоровского дв..

Клевенский

КЛЕВЕНСКИЙ Митрофан Михайлович (1877-) - современный литературовед и историк общественной мысли. В 1904 окончил Московский университет по историко-филологическому факультету, после чего до 1922 занимался преподавательской работой. Печатался в «Современном мире», «Голосе минувшего», «Печати и революции», «Красном архиве», «Каторге и ссылке» и др. К. Принадлежит ряд статей о творчестве Тургенева, написанных преимущественно в плане общественной биографии. В последние годы занимается преимущественн..

Дополнительный поиск Клдиашвили Клдиашвили

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Клдиашвили" в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Клдиашвили, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 10 символа