Коган

93

КОГАН Петр Семенович (1872-) - критик и историк зап.-европейской и русской литературы. Р. В семье врача, окончил гимназию и историко-филологический факультет Московского университета, где работал у Александра Веселовского и Стороженко. В оставлении при университете по кафедре зап.-европейской литературы К. Было отказано ввиду его еврейского происхождения. В 1910 К. Сдает магистерский экзамен при СПБ. Университете и избирается приват-доцентом по кафедре германо-романской филологии. Одновременно К. Читает лекции на Высших женских курсах им. Лесгафта. После Октябрьской революции К. Работает в Наркомпросе в качестве председателя научно-художественной секции ГУСа, ведет также и педагогическую работу. С 1921 до последнего времени - президент ГАХНа.Печататься К.

Начал в «Русской мысли», «Образовании», «Современном мире» и др. Журналах. Первая его работа напечатана в «Книговедении», 1895, № 4-5. В 1903 выходят его «Очерки по истории зап.-европейской литературы». Книга эта явилась на русском языке почти первым обзором (если не считать лекций профессора Стороженко), охватывающим всю зап.-европейскую литературу в главнейших ее проявлениях, рассматривающим эту литературу в тесной связи с современными ей социально-политическими и научными течениями. «Автор, - пишет В. М. Фриче в статье, посвященной К., - последователь идейно-культурного метода. История литературы для него - отраженная в художественных образах, отвлеченных понятиях история духа времени» («Новая книга по истории западно-европейской литературы», «Русская мысль», 1903, кн.

9). В эпоху реакции, когда более четко вырисовываются два враждебных течения в лит-ой критике - идеалисты и марксисты, - К. Примыкает к лагерю последних и ведет решительную борьбу против идеалистов - Гершензона, Мережковского, Айхенвальда, Чулкова и др. Лозунгу последних - «литература, в отличие от других форм словесного искусства, есть царство художественной формы» (Гершензон) - К. Противопоставляет теорию служебной роли литературы, устанавливает зависимость ее от экономики и тесную связь литературы с наукой, философией и общественно-политическими идеями эпохи. В противовес критикам-импрессионистам, устанавливающим примат переживания в литературе и полную зависимость последней от творческой индивидуальности (Айхенвальд), Коган подчеркивает зависимость личности художника от общественной среды.

«Литературное произведение есть акт общественный, а не индивидуальный» («Пролог»). Но, ставя так. Обр. Литературное произведение и художника в тесную зависимость от экономики общества, а также науки, философии и общественно-политической мысли и придавая, особенно последним, огромное значение, К. Недостаточно оценивает влияние классовой и политической борьбы. Литература является памятником эпохи, выразителем мировоззрения всего общества, культурных его устремлений. «Литература и философская мысль - лучшее выражение культурного стремления общества» - пишет Коган в брошюре «Интеллигенция и народ» (1917). Литература рассматривается у К. Не как непосредственное отражение психоидеологии известного класса, а как выражение господствующей или популярной в обществе данного периода идеи или системы научных взглядов.

Так. Обр. Творчество Ибсена у К. - воплощение идей ницшеанства, Золя - зависит полностью от естественно-научной системы Дарвина, Гамсун - поэт иррационального и т. Д. Характерно, что пропагандируя в своей брошюре «Интеллигенция и народ» необходимость для литературы итти на службу к новой, разрушающей старое силе (пролетариату), К. Именует ее слишком широким термином - «демократия». «Необходимо уничтожить существующий разрыв между литературой и демократией, необходимо отыскать пути, на к-рых могло бы начаться взаимодействие идейно-творческих, с одной стороны, и демократических явлений - с другой». («Интеллигенция и народ»). Однако взгляду на литературу как на выражение психоидеологии определенного общественного класса противоречит высказанный в той же брошюре взгляд К.

На литературу как на выражение идеологии только господствующей общественной группы. «Угнетенные никогда не имели собственных грамотеев в художественном творчестве, поэты, певшие о страданиях народа, подходят с точки зрения гуманной части угнетателей..,» («Интеллигенция и народ»). Тяготеющий к марксизму метод Когана в его дооктябрьских работах нередко сводится к радикальному просветительству.В своих литературно-критических работах послеоктябрьского периода К. Более близок к марксистскому литературоведению. Но, признавая, что разбор художественного произведения нельзя поручать человеку, стоящему на «внеклассовой» точке зрения («Наши литературные споры»), К. В разборе литературных явлений послеоктябрьского периода, а также и в новых изданиях «Очерков по истории зап.-европейской литературы», далеко не всегда рассматривает литературные явления с точки зрения их классовой сущности.

В определении современных литературных течений К. Становится нередко на «объективную» точку зрения, никак не оценивая их с точки зрения соответствия общественно-политической жизни и запросам страны, хотя и признает, что «в литературе главное содержание - идеологическая чистота, революционное, подчас новое мироощущение» («Наши литературные споры»). И само определение классовой сущности Коган часто заменяет расплывчатыми психологическими характеристиками. Так, историю современной литературы и критики К. Определяет как борьбу двух «стихий» - действенной и созерцательной. «Лицом к лицу очутилась бьющая через край жизнь, не регулируемая потребностью выражения, с одной стороны, и инстинкт архитектонического стремления к оформлению, традиционная привычка созерцания («Наши литературные споры»).

В своем определении пролетарской литературы К. Часто сбивается на классификацию исключительно по тематике. Однако бесспорной заслугой К. Является то, что в период лит-ой дискуссии 1923-1925 о возможности существования пролетарской литературы К. Четко выступил как горячий ее поборник.Признавая и декларируя марксистский метод в оценке литературных фактов единственно правильным и возможным, являясь продолжателем общественной тенденции в лит-ой критике, Коган все же близок еще к культурно-историческому и социологическому методу в литературоведении. И его марксизм, в особенности в дореволюционных работах, проявляется не столько методологически, сколько лирически, в форме сочувствия материализму и социализму.

Диалектика содержания и формы, диалектика литературных стилей редко раскрывается в работах К., склонного ограничиваться публицистическим освещением идей писателя, импрессионистическими и отрывочными замечаниями о формальных особенностях, не рассматривая стиля в его диалектическом единстве.Несмотря на это, работы Когана сыграли положительную роль в русском литературоведении своей борьбой против эстетствующей критики, а также попыткой установить на протяжении почти всей мировой литературы зависимость последней от экономики эпохи. «История зап.-европейской литературы» К. - важный этап в подготовке марксистского литературоведения. К. - прекрасный популяризатор, книги его написаны простым, четким языком, не лишенным публицистической заостренности.Библиография.

I. Очерки по истории зап.-европейской литературы, т. I, М., 1903 (изд. 9-е, Гиз, М., 1928), т. II, М., 1905 (изд. 8-е, Гиз, М., 1928), т. III, чч. 1 и 2, М., 1909-1910 (изд. 4-е, Гиз, 1928). Очерки по истории древних литератур, т. I. Греческая литература, М., 1907 (изд. 5-е, Гиз, М., 1923). Очерки по истории новейшей русской литературы, 3 тт., М., 1909-1912 (изд. 6-е, 2 тт., Гиз, М., 1929). Белинский и его эпоха, М., 1911. Белинский, М., 1911. Романтизм и реализм в европейской литературе XIX в., СПБ., 1914 (изд. 2-е, М., 1923). Интеллигенция и народ, М., 1917. Н. Г. Чернышевский в русском освободительном движении, П., 1917. Пролетарские поэты, Литполитотдел Реввоенсовета Запфронта, 1920. «Пролог», изд. 2-е, Гиз, М., 1923 (изд. 1-е, 1915). Белинский и его время, М., 1923.

Литература этих лет, изд. «Основа», Ив.-Вознесенск, 1924. Пролетарская литература, изд. «Основа», Ив.-Вознесенск, 1924 (изд. 4-е, 1925). Красная армия в нашей литературе, изд. «Военный вестник», М., 1926. Наши литературные споры, изд. ГАХН, М., 1927. Литература великого десятилетия, изд. «Московский рабочий», М., 1927. История русской литературы от древнейших времен до наших дней, изд. «Молодая гвардия», М., 1927. Горький, Гиз, М., 1928. Хрестоматия по истории зап.-европейской литературы, тт. I-II, Гиз, М., 1929-1930.II. Фриче В. М., Рецензии на «Очерки по истории зап.-европейской литературы», т. I, «Образование», 1903, кн. 10, и «Русская мысль», 1903. Белецкий А. И., Рецензии на «Теорию словесности», М. - П., 1915, «Наука и школа», 1916.

№ 2. Переверзев В. Ф., Рецензия на «Очерки по истории новой русской литературы», «Печать и революция». 1923, кн. 3. Эйхенбаум Б., Вопросы вокруг вопроса о формалистах, «Печать и революция», 1924, кн. 5. Ср. Ответ П. С. Когана, О формальном методе, там же, 1924, кн. 5, Ипполит И., Грустная история, «Книга и революция», 1930, № 8. Динамов С., Рецензия на «Красную армию в нашей литературе», «Книгоноша», 1926, № 41-42. Фриче В. М., Рецензии на статью Когана «О комсомольской прозе», «Красная нива», 1927, № 9. Глаголев А., Рецензия на «Наши литературные споры», «Журналист», 1927, № 21. Дубовников А., Рецензия на «Историю русской литературы с древнейших времен до наших дней», «Молодая гвардия», 1928, № 4. Рогожин И., Рецензия на «Историю русской литературы в самом сжатом изложении», «На литературном посту», 1928, № 1.III.

Словарь членов Общества любителей российской словесности при Моск. Университете, М., 1911. Писатели современной эпохи, т. I, ред. Б. П. Козьмина, изд. ГАХН, М., 1928. Мандельштам Р. С., Художественная литература в оценке русской марксистской критики, ред. Н. К. Пиксанова, изд. 4-е, Гиз, М., 1928. Ее же, Марксистское искусствоведение, ред. Н. К. Пиксанова, Гиз, М., 1929.

Значения в других словарях
Ковалив

КОВАЛИВ Степан (1848-1920) - украинский - галицийский писатель-прозаик (псевдонимы Пьятка, Дрозд, Плескачка). Р. В бедной крестьянской семье в Галиции, учился в народной школе, позже - в реальном училище и учительской семинарии. Всю жизнь был учителем, в последние годы заведывал большой народной школой в Бориславе (место нефтяных промыслов в Галиции). Отсюда - прекрасное знание быта, условий труда и неслыханной эксплоатации рабочих. К. Почти во всех произведениях отображает жизнь морально и мат..

Ковнер

КОВНЕР Абрам Урия (1842-1909) - представитель демократического радикализма в гебраистской литературе, один из первых нигилистов-разночинцев. Получил традиционное еврейское воспитание. В Киеве познакомился с русской литературой 60-х гг. И стал последователем Писарева. За получение денег по подложному чеку был присужден к ссылке на поселение. В ссылке крестился. По возвращении из ссылки сотрудничал в газете «Слово» и др.В противоположность «Гаскале» (см. Древнееврейская литература), выражавшей в ..

Кодзики

«КОДЗИКИ» (Записи древних дел) - свод японских мифов, составленный в VIII в. Христ. Эры. При переходе от форм патриархально-родовой власти к аристократической монархии правительство, заимствовав основные принципы китайской государственности (танской эпохи), решило зафиксировать при помощи китайских иероглифов все предания, повествующие о космогонии, о возникновении японского государства и о божественном происхождении царствующего дома. Так. Обр. «К.» представляет собою сборник мифов, легенд и с..

Козарац

КОЗАРАЦ - см. Хорватская литература. ..

Дополнительный поиск Коган Коган

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Коган" в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Коган, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 5 символа