Кретьен де Труа

75

КРЕТЬЕН де ТРУА (правильнее Крестьен из Тройе, соответственно старофранцузскому произношению имени Crestiens de Troye середины XII в.) - величайший мастер куртуазного романа северо-французского средневековья. О жизни К. Де Т. Ничего неизвестно. Сюжетика и стиль его романов свидетельствуют о полученном автором хорошем образовании - обычно удел клериков, - а намеки и посвящения указывают на тесную связь Кретьена де Труа с дворами графини Марии Шампанской (с 1164), по указаниям к-рой составлен роман о Ланселоте, и графа Филиппа Фландрского (1169-1188), для к-рого написан роман о Персевале, незаконченный из-за смерти автора.Из произведений К. Де Т. До нас дошли куртуазные романы. «Эрек» (Егес), разрабатывающий тему забвения рыцарской доблести ради любви.

«Клиджес» (Cliges) - своеобразная переработка сюжета Тристана и Изольды в духе куртуазной тематики. «Рыцарь в тележке» (Le Chevalier de la charrette), утверждающий в литературе сюжет любви Ланселота к королеве Джиневре. «Ивайн, или рыцарь со львом» (Ivain), снова разрабатывающий конфликт любви и рыцарской доблести. «Сказание о Граале, или Персеваль» (Perseval), соединяющее историю простеца Персеваля (см. «Парсифаль») с мистическими мотивами христианских апокрифов. Спорной остается принадлежность К. Де Т. Рифмованного «Жития Гвилельма Английского» и др.Министериал незнатного происхождения, зачинатель куртуазного стиля в северо-французской литературе, К. Де Т. В своей сюжетике и в особенности в своей концепции и изображении любви стоит еще на стыке двух эпох.Его сюжетика обнаруживает явное отталкивание от религиозной поэзии и героического национального эпоса, - К.

Де Т. Первый вводит в куртуазную литературу matiere de Bretagne (романы «Erec», «Ivain», «Lancelot», «Perceval» разыгрываются на фоне двора короля Артура), усваивая в то же время античную (недошедшие до нас пересказы Овидия) и византийскую (Cliges) романтическую тематику. Но вместе с тем он открыто полемизирует с «греховным и постыдным» сюжетом Тристана и Изольды, с его прославлением неограниченной мощи владыки-любви (Cliges). И уже бесспорно выступление (хотя и в куртуазной оболочке) чуждых рациональной ясности куртуазного мировоззрения христиански-мистических мотивов в «Perceval’е», соединенных со столь же некуртуазным восхвалением «простеца», к-рому открывается тайное для мудрых мира сего.Так же - если не более четко - двойственность К.

Де Т. Выступает в его отношении к женщине. Ранние романы дают образы, близкие к героиням Chansons de geste. Энид, жена Эрека, подвергается суровым испытаниям за нарушение приличествующего супруге смирения («Erec»). Напротив, в своих песнях К. Де Т. Развивает одно из основных положений новой концепции любви - учение о куртуазном служении замужней даме как наиболее совершенной и достойной форме страсти.Если в своей сюжетике и, в частности, в своей концепции любви К. Де Т. Колеблется между старым феодально-церковным и новым светски-куртуазным мировоззрением, то в других отношениях в его творчестве ясно выступают те черты, к-рые позволяют сближать куртуазное мировоззрение с мировоззрением Ренессанса - рационализм и углубленное внимание к переживаниям личности.

Творчество К. Де Т. Стремится удовлетворить тому идеалу ясности и разумной гармонии, к-рый выдвигается поэтикой куртуазного стиля. К. Де Т. Равно ясен и в композиции своих романов (драматизм их преимущественно пятичленной структуры), и в гибком двустишии из восьмисложников, и в мастерском строении периода, и в столь типических для рассудочного стиля украшениях - аллегориях и игре слов. Вместе с тем длинные рассуждения о переживаниях действующих лиц, их монологи и размышления, перебивающие авантюрную фабулу лирико-дидактическим материалом, свидетельствуют о перенесении внимания на психологические проблемы. И Г. Парис справедливо называет романы К. Де Т. «проблемными романами» (romans a these).Библиография. I. Christian von Troye’s samtliche erhaltene Werke, hrsg.

V. W. Foerster, «Romanische Bibliothek», 1884-1899, № 1, 5, 12, 20, 21. Ivain, hrsg. V. W. Foerster, 2 Aufl., mit einem Nachtrag v. A. Hilka, 1927.II. Holland W. L., Chr. V. Troye, 1881. Emecke H., Chr. V. Troye als Personlichkeit und als Dichter, Wurzburg, 1892. Mertens P., Die kulturhistorischen Momente in den Romanen des Kr. De Troye, Berlin, 1900. Schulz O., Die Darstellung psychologischer Vorgange in den Romanen Kr. V. Troye, Halle, 1903. Hilka A., Die direkte Rede als stilistisches Kunstmittel in den Romanen des Kr. V. Troye, Halle, 1903. Borrman O., Putz R., Christians «Ivain» und Hartmanns «Iwain» nach ihrem Gedankengehalt, 1927.III. Potvin Ch., Bibliographie de Chrestien de Troyes, 1863. См. «Ланселот», «Парсифаль», «Куртуазная литература», «Роман».

Значения в других словарях
Крестьянская литература

РУССКАЯ ФЕОДАЛЬНО-КРЕПОСТНИЧЕСКАЯ ЭПОХА. - Крестьянство феодально-крепостнической эпохи не создало самостоятельного и развитого искусства. Творчество этого класса представляло собой по преимуществу приспособление заимствованного. Им приспособлялись и архитектура, и живопись, и литература, и иные виды искусства, созданные другими классами, в первую очередь господствующим сословием - дворянством (см. Напр. Выводы в работах. Воронов В., Крестьянское искусство, М., 1924. Сб. «Крестьянское искусство..

Кретик

КРЕТИК - стопа античной метрики, состоящая из долгого, краткого и долгого слога с главным ударением на первом и второстепенным - на втором долгом слоге (_′U_′). К. Рассматривается как разновидность пэона . Первоначально он употреблялся критскими поэтами (отсюда название), а затем в разных формах (напр. С заменой долгого двумя краткими слогами и т. Д.) - другими греческими и римскими поэтами. Быстрый ритм К. Не соответствовал величавому аристократическому стилю греческой трагедии V в. До хри..

Крецер

КРЕЦЕР Макс (Max Kretzer, 1864-) - немецкий писатель-натуралист, представитель мелкого мещанства эпохи промышленного подъема 80-х и 90-х гг., вышел из семьи ремесленника, долгое время был маляром в Берлине.К. - один из мастеров натуралистического и социального романа в Германии. Лучший и самый характерный для К. Роман, не утративший своей ценности и в наши дни - «Мастер Тимпе» (Meister Timpe, 1888). В нем рисуется распад семьи ремесленника на основе распада ремесленного производства. Честный ма..

Крилле

КРИЛЛЕ Отто (Otto Krille 1878-) - немецкий соц.-дем. Рабочий поэт и писатель. Р. В Саксонии в семье печника. Посещал военную школу, но потом стал рабочим на фабрике. С 1905 - редактор соц.-дем. Газет.Первый сборник его стихов «Aus engen Gassen» (1904) издан с предисловием Клары Цеткин, возлагавшей большие надежды на дальнейшее развитие К. Как подлинно пролетарского писателя. Рабочая жизнь действительно изображена в этом сборнике искренне и прочувствованно. Но К. Не оправдал возложенных на него ..

Дополнительный поиск Кретьен де Труа Кретьен де Труа

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Кретьен де Труа" в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Кретьен де Труа, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 15 символа