Кропивницкий
КРОПИВНИЦКИЙ Марко Лукич (1840-1910) - украинский драматург, артист, режиссер и один из основателей постоянного профессионального украинского театра. Кропивницкий происходил из обедневшего дворянского рода. Он окончил двухклассное училище, был вольнослушателем Киевского университета, служил долгое время в канцелярии ратуши в Бобринце. Еще в училище К. Начал выступать в любительских спектаклях, с 1871 К. - артист-профессионал. Вначале работал в русских труппах на Украине, ставивших иногда также и украинские пьесы. Первая половина жизни его мало исследована. Не приходится поэтому говорить о сколько-нибудь определившемся миросозерцании К. В начале его литературной деятельности. Будучи уже известным актером, К. Писал.
«Меня обстоятельства и пережитое горе научили. Питать к панам вечное чувство негодования». С большой искренностью говорит К. Также о любви ко «всему человечеству, угнетенному и приниженному». Все же сделать определенные выводы из своей любви и ненависти, выработать определенное отношение к явлениям общественной жизни К. Не мог даже и в зрелые годы.Темы первых пьес К., написанных в 60-70-х гг., большей частью взяты из современной ему сельской жизни, в чем сказалось влияние на него лучших традиций украинской драмы. Уже в этот период К. Не проходит мимо общественных противоречий.Однако темы свои К. Втискивает в малоподходящие для них мелодраматические и водевильные формы, подражая образцам, ходким в начале его сценической карьеры и оказавшим сильное влияние на формирование его театральных вкусов.
Не только его первая пьеса «Дай серцеві волю, заведе у неволю» (1863) демонстрирует несоответствие между ее реально-бытовой основой и резко подчеркнутой мелодраматической сценичностью - последняя характерна и в дальнейшем, в более значительных пьесах Кропивницкого.Став во главе молодого бытового театра, К. Испытал значительное влияние со стороны передовых кругов украинской интеллигенции, восторженно встречавшей его спектакли. Начиная с 80-х гг. Творчество Кропивницкого проникнуто стремлением к «правде», и на большинстве его пьес вполне отчетливо отражается влияние народнической идеологии.К. В продолжение почти 25 лет был организатором и драматургом этнографического бытового театра. Потребности театра, задыхавшегося без репертуара, стимулировали творчество К.
Как драматурга. Ранние народнические иллюзии о социальной однородности села рассеялись очень быстро. Его пьесы («Глитай Кулак» и «Доки сонце зійде, роса очі виість») разрабатывают преимущественно любовную интригу, подавая ее в мелодраматической манере и с неизменными этнографическими прикрасами, однако зритель и критика расценивали эти пьесы, особенно «Глитай», как произведения насыщенно-социальные. К. Сумел вместо обычного для мелодрамы нагромождения случайностей и психологической упрощенности построить конфликты, закономерно вытекающие из имущественного и сословного неравенства героев. В дальнейшем социальный элемент усиливается за счет романтического, однако его попытки дать широкое отображение социально-политических сдвигов (гл.
Обр. В последних произведениях периода 1905) в большинстве своем неудачны как с лит-ой, так и со сценической стороны. К. Сильнее в отображении ломки быта, разложения деревенской семьи под влиянием эволюции экономических форм последней четверти XIX в. Усложнение хозяйственных отношений и классовое расслоение разрушают семейные устои, покоившиеся на замкнутости сельской ячейки с ее полунатуральным хозяйством. К., не уяснивший причин кризиса и ломки быта, во многом, если не во всем, склонен обвинять город. Сельским богатеям, подверженным гибельному влиянию города, он неизменно противопоставляет людей, в поте лица добывающих свой хлеб, хранителей крепкой старозаветной морали, обычаев и чистой народной речи.Рисуя (в 4 пьесах) картины разрушения семейного и бытового уклада деревни под влиянием городской культуры, К.
Показывает (пьеса «Зайдиголова», приблизительно 1890) идеального селянина Захара Лободу, крестьянина среднего достатка, богобоязненного и справедливого. Лобода в результате упорной борьбы преодолевает дурные влияния, угрожающие его жене и сорви-голове-сыну со стороны семьи кулака-кабатчика, - народническая сентиментальная добродетель торжествует. Критика с похвалой отозвалась о пьесе, отметив влияние Л. Толстого на ее автора. В последующей драме «Дві сем’і» (1891) тема загнивания семьи и быта взята значительно глубже. Пьеса дает мрачную картину распада семьи (кулацко-мещанской), рисует невыносимо тяжелое положение женщины. Вместе с тем здесь уже терпит крах попытка К. Художественно обосновать теорийку мелкобуржуазной пассивности.
Что счастье там, где живут, хотя бы и в бедности, «по-божьему». В нескольких пьесах делится К. И своими «наблюдениями над помещичьим оскудением и замещением прежних землевладельцев» представителями новой буржуазии, но чего-либо значительного К. Здесь не дал, - лучше других в этом отношении «Олеся».Долго прослужив в канцеляриях, Кропивницкий хорошо и всесторонне знал административный мир. Его одноактная комедия-водевиль «По ревизіі» - изображение нравов и деятельности волостного начальства - глубокой, тонкой наблюдательностью, острым юмором и сценичностью достигает очень большой художественности. Практик театра, К. Больше всего заботится не о содержательности, а о зрелищно-театральной притягательности, имея в виду вкусы и требования зрителя.
Поэтому мелодрама, водевиль, оперетта - излюбленные жанры у К., ими он владел достаточно хорошо. Характерно, что пьесы, критикой и самим К. Расценивавшиеся ниже других его произведений, оказались в ряду наиболее живучих. Две из них - «Пошились у дурні» и фантастический «Вій» - в переделках идут на Украине и теперь. Удачно иногда также пользуется К. Этнографическим материалом, сообщая ему действенную, активную роль. От К. Дошло 37 пьес. Из них в наше время на сцене, гл. Обр. Деревенской и клубной, изредка появляется 8-9 пьес. Но даже и в свое время большинство его пьес по разным причинам успеха не имело. В них слишком много несущественных бытовых деталей, они часто страдают длиннотами, среди положительных героев встречаются у него надуманные, холодно резонерствующие фигуры.
Когда К. Пытается изображать социальные сдвиги (пьесы 1900-х гг.), ему не удается творчески обобщить свои наблюдения, и он дает разрозненные эпизоды, лишенные действенного стержня. Между создавшим основную массу пьес из украинск. Быта романтиком-эстетом Старицким и реалистом Карпенко-Карым К. Занимает промежуточную ступень.Библиография. I. Твори, тт. I-V, ред., вступна ст. Та примітки П. Руліна, ДВУ, 1929-1930.II. Огоновський, Исторія літератури руськоi, ч. 2, Львів, 1889. Корифеи украинской сцены, Киев, 1901. Суворин А., Хохлы и хохлушки, СПБ., 1907. «Исторический вестник», 1910, VI. Уманов-Каплуновский И., Памяти М. Кропивницкого, 1915, XI. Дувин И., М. Л. Кропивницкий (воспоминания земляка). «Вестник Европы», 1916, II и III, М. Л. Кропивницкий - автобиография.
Антонович Д., Триста років украiнського театру, Прага, 1925. Слабченко Т., З листування М. Л. Кропивницкого, ДВУ, Одеса, 1927. Шевченко И., Украiнські драматурги, «Украiнський робітник», Харків, 1929.
Дополнительный поиск Кропивницкий
На нашем сайте Вы найдете значение "Кропивницкий" в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Кропивницкий, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "К". Общая длина 12 символа