Крученых

64

КРУЧЕНЫХ Алексей Елисеевич (1886-) - поэт и теоретик русского кубо-футуризма (см. Футуризм). Р. В крестьянской семье, окончил Одесское художественное училище.Вместе с Хлебниковым К. - создатель заумного яз. (см. Заумь), практике и теории к-рого им посвящен ряд работ. Основным положением К. Является утверждение, что «мысль и речь не успевают за переживанием вдохновенного. Поэтому художник волен выражаться не только общим языком (понятие), но и личным (творец индивидуален) яз., не имеющим определенного значения (не застывшим), заумным». В этом стремлении к «наибольшей выразительности, к-рой отличается яз. Строительной современности», К. На первый план выдвигал близость к звуковому строю русского яз., в связи с чем отрицал предшествовавшую поэзию, в к-рой повторялись созвучия «пе-пе-пе-пи-пи-пи, се-се-се» и т.

Д., доказывал, что в «Евгении Онегине» только и слышно гнусавое «ени-ани» да пронизывающее уши «с-с-с», и утверждал, что счет из прачечной («2 крахмальные рубахи, 3 наволочки» и т. Д.) по своему стилю выше пушкинского, т. К. «на восьми строчках счета мы видим такие резкие и звучные буквы русичей. Ы, щ, крн, ф, ю, ж...» Отыскивая доказательства для оправдания «зауми», К. Создает особую «науку» - «сдвигологию», находит на стыках слов новые словообразования (напр. «Узрю ли русской Терпсихоры». «узрюли» - глазница и т. П.), вносящие новые смыслы и доказывающие необходимость внимания к звучанию речи, исследует у ряда авторов употребление ими тех или иных звукообразований, иноязычных слов и т. П., к-рые К. Считает проявлением «зауми» и доказательством ее «победы».

В своей творческой деятельности К. Не идет дальше работы в этой же заумной области, создавая или «словоновеллы» (неологизмы) по линии хлебниковского «корнесловия» (напр. «зудеса», «зудок», «зудило», «зудесник», «зудийца», «зудрец» и т. Д.), или такие стихотворения, как напр. «Разрез завода»:«Земля . Зл . Зк . Чи . БронзыЗавьюзг - завиток . Зарр -Стружки - ж - ж - з - з - з!- Завод в ходу» ...представляющие те или иные звуковые построения.Творчество и научная работа К. Характерны как доведение до абсурда положений футуризма и являются выражением внутренней опустошенности той богемной части деградировавшей мелкобуржуазной городской интеллигенции, к-рая в значительной степени питала дореволюционный футуризм . Глубокая упадочность психики, потеря социальных связей, выпадение из производственного процесса и вытекавшая отсюда социальная изолированность создавали почву для такого творчества и для таких взглядов на него, когда не только выхолащивалось все содержание, вся образная сущность литературы и оставлялась лишь звуковая, лишенная всякого смысла сторона ее, но даже и яз.

Терял свое коммуникативное значение и превращался в оторванное от общества индивидуалистическое построение. Тем самым и деятельность К. Имеет не субъективное, а объективное значение как показатель степени лит-ой деградации этой группы. И даже некоторое здоровое ядро в его работах, в смысле наблюдений над теми или иными звуковыми особенностями литературного яз., основанных на остром звуковом чутье, бесследно пропадает для читателя благодаря пренебрежению Крученых к научной лингвистике и загромождению всякими «заумными» домыслами.Библиография. I. Апокалипсис в русской литературе, «МАФ», М., 1923. Фактура слова, «МАФ», М., 1923. Сдвигология русского стиха, «МАФ», М., 1923. Новое в писательской технике (переизд. «Заумный язык»), ВСП, М., 1927.

15 лет русского футуризма, изд. ВСП, М., 1928. Стихи. Голодняк, М., 1922. Зудесник, М., 1922. Четыре фонетические романа, М., 1927.II. Шапирштейн-Лерс Я., Общественный смысл русского литературного футуризма, М., 1922. Чуковский К., Футуристы, П., 1922. Горлов Н., Футуризм и революция, М., 1924. Малахов С., Заумники, «На литературном посту», 1926, VII-VIII. Его же, Русский футуризм после революции, «Молодая гвардия», 1926, X.III. Подробную библиографию многочисленных работ Крученых см. В его работе «Новое в писательской технике», и Владиславлева И. В., Литература великого десятилетия, т. I, Гиз, М., 1928.

Значения в других словарях
Круглый стол

«КРУГЛЫЙ СТОЛ» - см. Роман рыцарский. ..

Кружки литературные

КРУЖКИ ЛИТЕРАТУРНЫЕ - см. Объединения литературные. ..

Крушельницкий

КРУШЕЛЬНИЦКИЙ Антон - современный украинский (галицийский) писатель. Принадлежит к старшему поколению украинской интеллигенции (конца XIX в.). Галицийский общественный деятель, публицист и педагог. Миросозерцание К. Складывалось под влиянием М. Драгоманова, Ив. Франка, Терлецкого, Павлика и др. Представителей радикальной и революционной западноукраинской интеллигенции, литературное творчество - под влиянием О. Кобылянской и В. Стефаныка. Начало лит-ой деятельности К. - 1898. Основная тема произ..

Крылов В. А.

КРЫЛОВ Виктор Александрович (псевдоним Виктор Александров) (1838-1906) - драматург. Начал свою литературную деятельность в «СПБ. Ведомостях» в 60-х - 70-х годах прошлого столетия как театральный фельетонист и рецензент. Вначале отдает некоторую дань тенденциозной «просветительной» драме и дебютирует в 1865 пьесой из крепостного быта «Против течения». Но вскоре сам начинает плыть «по течению» и выпускает с неимоверной быстротой одну пьесу за другой. Не ставя перед собой никаких задач художествен..

Дополнительный поиск Крученых Крученых

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Крученых" в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Крученых, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 8 символа