Кузница

94

«КУЗНИЦА» - Всесоюзное о-во пролетарских писателей (ВОПП «К.»). Вначале это была небольшая группа пролетарских писателей, к-рые в 1920, выйдя из московского Пролеткульта, образовали при открывшемся в том же году Литотделе (ЛИТО) Наркомпроса подотдел пролетарской литературы и стали выпускать журнал «Кузница». Название журнала перешло потом и на новый кружок. Первоначальное ядро «К.» составили московские пролеткультовцы. В. Александровский, С. Обрадович, Василий Казин, Николай Полетаев, Семен Родов, Мих. Волков, Мих. Герасимов, Гр. Санников и др., бывшие в 1919 главными сотрудниками журнала Пролеткульта «Гудки». К ним примкнули Владимир Кириллов (из петроградского Пролеткульта), Н. Ляшко, Иван Филиппченко и др. Молодой кружок вскоре становится в центре развития пролетарской литературы.

В мае 1920 «К.» собирает на первое совещание пролетписателей до 150 участников, а осенью того же года по ее инициативе созывается уже Всероссийский съезд, на к-ром было положено начало Всероссийской ассоциации пролетарских писателей (ВАПП). «К.» привлекает в свой состав новых членов, выдвигает целый ряд талантливых художников слова. Творчество поэтов «К.» (прозаики в этот период 1920-1922 оставались на втором плане) было ярким выражением пролетарского поэтического стиля военного коммунизма, с его пафосом крушения старого мира, с его повышенным чувством интернационализма и коллективизма, с его культом труда и индустрии, с его революционной романтикой, символичностью и абстрактностью.Однако уже тогда в «К.», являвшейся подлинным сгустком лучших сил пролетарской поэзии, намечался отрыв от повседневной политической практики пролетариата и его партии (достаточно сравнить поэзию «кузнецов» с поэзией Демьяна Бедного того же времени, чтобы убедиться в этом), тенденция, связанная с непреодоленным до конца влиянием А.

Богданова . Эта тенденция углубила и обострила трудности, возникшие в связи с переходом от гражданской войны к восстановительному периоду и необходимостью коренной творческой перестройки. «К.» не сумела остаться в авангарде пролетарского литературного движения на новом этапе. Ее крупнейшие поэты - Кириллов и Герасимов - «не приняли» нэпа и вышли из партии. В их творчестве, а равно и в поэзии Санникова, Обрадовича, нэп освещается как гибель революции. Абстрактно-символистические позиции превращаются в тормоз дальнейшего движения пролетлитературы. Одновременно «К.» отрывается от низового рабочего литературного движения, выдвигая кастовую идею включения в пролетписательские организации только вполне созревших и выявивших себя мастеров слова.

Это приводит к расколу «К.» и к созданию новой группы пролетписателей «Октябрь» , возглавившей пролетарское литературное движение на новом этапе и осуществившей переход от своеобразного революционного «символизма» к реалистическому показу действительности в эпоху строительства социализма.В ответ на опубликование платформы «Октября», ставшей творческим знаменем пролетарской литературы восстановительного периода, «К.» выступила с пространной декларацией («Правда», 1923, № 186). В редакционной статье № 1 «Кузницы» за 1920 «К.» ставила себе скромные цели пока чисто учебного характера. Декларация 1921 («Кузница», № 7) стоит в сущности еще на прежней позиции, лишь конкретнее определяя задачи и содержание поэтической «учобы».

В декларации 1923 «К.» провозглашает переход от учобы к наступлению по всему фронту искусства, назвав свою платформу «красным флагом». Вместо школы ученичества «К.» называет себя «ударным отрядом на передовых позициях идеологического и художественного фронта» в борьбе за «дело укрепления диктатуры и осуществления рабоче-крестьянской демократии на путях к коммунистическому о-ву». От критического преодоления, изучения и усвоения «К.» переходит к отрицанию и ниспровержению буржуазного искусства в лице символизма, футуризма и имажинизма и вместо него декларирует пролетарское искусство большого монументального стиля. Эта декларация была равнодействующей инерции абстрактно-символического этапа и уступок требованиям нового этапа и как половинчатый документ была сметена живым литературным развитием.

Творческое отставание и организационные ошибки «К.» в 1923-1924 нашли себе дополнение в литературно-политических ошибках. Нередкое блокирование с А. Воронским против ВАПП (см. Участие «Кузницы» в специальной конференции совместно с «Перевалом» осенью 1924 года, конференции, ставившей целью создание антиВАППовского блока на основе отрицания массового характера пролетписательских организаций).Чрезвычайно медленно совершалась творческая перестройка «кузнецов» в соответствии с задачами строительного периода революции. Только в 1925-1926 появляются произведения писателей «К.», знаменующие изживание творческого кризиса «К.» и приближение к общим творческим позициям пролетарского литературного движения. В осуществлении этой перестройки решающую роль сыграло прозаическое крыло «К.», отодвинутое на задний план в 1920-1924 и сейчас занявшее ведущее положение в «К.».

Ф. Гладков, Н. Ляшко, В. Бахметьев и др. Эта перестройка, хотя и запоздалая, привела и к организационному оживлению «К». «К.» издает «Рабочий журнал» (с 1924), затем «Журнал для всех» (с 1927), «Пролетарский авангард» (с 1929). В нее входят новые силы. Г. Никифоров, Ф. Березовский и др. Вокруг нее группируются кружки рабочего молодняка. «Твори», «Рабочая весна», «Вагранка», «Коллектив имени Неверова» и др. Примыкают к ней национальные группы, открываются кружки в провинции. От обычных занятий в форме чтений «К.» переходит на работу по секциям. Критической, прозаической, поэтической, кино-драматической. «К.» открывает литературно-художественные мастерские, кружок очеркистов и т. Д. На московском совещании примыкающих к «К.» пролетарских писателей в мае 1928 было решено все существующие группы «К.» объединить во Всесоюзное о-во по принципу индивидуального членства и с правом добровольного объединения членов в кружки и группы.

Устав О-ва был утвержден в январе 1929. К этому же времени была разработана новая декларация, утвержденная на I Всесоюзном совещании О-ва в апреле 1930, отражающая взгляды «К.» на пролетарское искусство и его роль в эпоху индустриализации и социалистической реконструкции СССР. Стилем пролетарского искусства провозглашается реализм как «реализм пролетарской борьбы», как «энергия пролетариата в битвах за свое самоутверждение, за социалистическое переустройство о-ва, за коммунистический мир». Совещание в обширной резолюции намечает меры к развитию «К.» в массовую организацию широких рабочих писательских сил, объявляет мобилизацию всех членов О-ва, учитывая обострение классовой борьбы в стране и необходимость большевистской непримиримости в деле обороны пролетарского искусства от влияния враждебных ему идеологий правого оппортунизма и «левых» загибов, выражает свое отношение к попутчикам и крестьянским поэтам, устанавливает свое понимание творческих путей пролетарской литературы и высказывается за консолидацию всех пролетарских литературных организаций.

В мае 1928 - на Всесоюзном съезде пролетарских писателей - «Кузница» вошла в состав образованного этим съездом Всесоюзного объединения ассоциаций пролетарских писателей (ВОАПП) на правах самостоятельного члена, наряду с республиканскими ассоциациями.Однако массовой организацией «К.» стать все же не удалось. Это объясняется рядом причин. С одной стороны, творчество «кузнецов» крайне пестро. В «К.» объединились писатели с различными художественными методами и даже различной классовой природой. Художники школы «психологизма» - Бахметьев и отчасти Никифоров, - романтик и публицист Гладков, очеркист-бытописатель Жига, мелкобуржуазный романтик Низовой, ряд крестьянских писателей, Волков и др. Это не позволяет говорить об едином творческом облике «К.».

Долгая борьба «К.» с ВАППом и РАППом приводила в ряды «К.» писателей, тяготеющих к «К.» исключительно по признаку несогласия с литературно-политической или организационной линией РАППа, творчески же совершенно несхожих между собой. Часть «кузнецов», хотя и обладала рабочими корнями, долго изживала меньшевистские предрассудки (Бибик, Ляшко) Наконец традиция кастового взгляда на пролетписательскую организацию как на группу только зрелых художников на практике тормозила превращение в массовую организацию. Все это мешало и осуществлению курса на консолидацию и вхождению «К.» в РАПП. Новый этап пролетарского литературного движения обнаружил ошибочность прежних установок «К.». В октябре-ноябре 1930 произошел раскол.

Обе части, на к-рые распалась «К.», подали заявление о вступлении в РАПП, куда и были приняты после предварительной чистки. Группы «Кузницы» в настоящее время существуют на правах творческих группировок при местных АПП.Библиография. I. «Кузница», 1920-1921. «Рабочий журнал», 1923-1925. «Журнал для всех», 1928-1929. «Пролетарский авангард», 1930. Сб. «Твори», «Земля и фабрика», «Рабочая весна», Антология «К.» вышла в издании ФОСП в 1930.II. Декларация писателей и поэтов группы «Кузница», «Кузница», 1921, VII. Якубовский Г. В., Практика и теория в творчестве «Кузницы» как проблема материалистического искусства, «Красная новь», 1923, VI. Ингулов С., На ущербе, «На посту», 1923, I. Его же, О живом человеке, «На посту», 1923, IV.

Воронский А. К., О группе писателей «Кузница», в кн. Его «Искусство и жизнь», М., 1924. Троцкий Л. Д., Литература и революция, ч. 1, гл. VI, изд. 2-е, Гиз, М., 1924. Лелевич Г., Творческие пути пролетарской литературы, М., 1925, стр. 27-34. Наказ делегату «Кузницы», входящему в комиссию по вопросам пролетарской литературы в Политбюро ЦК РКП(б), «Рабочий журнал», 1925, III. Родов С., Организация пролетарской литературы, изд. ВАПП, 1925. Горбачев Г., Два года литературной эволюции, Гиз., Л., 1926, стр. 64-79, 89-101. Якубовский Г., Литературные портреты писателей «Кузницы», Гиз., М., 1926. Родов С., В литературных боях, «Жизнь и знание», 1926. Коган П., Пролетарская литература, Иваново-Вознесенск, 1926. Задонский М., Вопросы объединения, «Журнал для всех», 1929, II.

«Кузница», Всесоюзное общество пролетарских писателей, изд. ВОПП, «К.», М., 1929 (Материалы о целях и организации о-ва). Полонский В. П., Очерки литературного движения революционной эпохи, изд. 2-е, Гиз., М., 1929, стр. 51-55. Литературные манифесты. От символизма к Октябрю, Сборник материалов, подготовили к печати. Н. Л. Бродский и др., изд. 2-е, М., 1929. Серебрянский М., Романтика медиумов (О декларации «Кузницы»), «На литературном посту», 1929, XXIII (Декларацию см. В «Лит-ой газете», 18/XI 1929, № 31). Чернявский Е., За реконструкцию пролетлитературы (О разногласиях «Кузницы» и РАППа), «Журнал для всех», 1929, XI. Якубовский Г. В., Писатели «Кузницы», М., 1929, Саянов В., Современные литературные группировки, изд. 2-е, Л., 1930, стр.

109-111. Жига И., За пересмотр и перестройку, «Литературная газета», 24/X 1930, № 49. См. Также ст. Об отдельных писателях «Кузницы».

Значения в других словарях
Кузмин

КУЗМИН Михаил Алексеевич (1875-) - поэт и беллетрист. Р. В Ярославле в дворянской семье. Детство провел в Саратове. С 1885 жил в Петербурге, где учился в гимназии, а затем в консерватории. Совершил длительное путешествие в Италию и Египет. По возвращении сблизился со старообрядцами, с к-рыми ездил в поисках древних икон по северным губерниям. В печати выступил лишь в 1905. Творчество К. Знаменует процесс буржуазного перерождения дворянской интеллигенции XX в. Оно выражает собой экспансию в обла..

Кузнецов

КУЗНЕЦОВ Николай Адрианович (1904-1924) - пролетарский поэт, сын даниловского ткача, сам - рабочий завода «Мотор». С 15-ти лет - комсомолец и сотрудник комсомольской печати. С 1922 член литературных групп «Рабочая весна» и «Октябрь». В 1924 вместе с М. Голодным, Артемом Веселым и др. Перешел в «Перевал». Перейдя на учобу, бросил завод, выбыл из комсомола. Покончил самоубийством в ночь на 20/IX 1924.В формально незрелых, но глубоко искренних («Я кусочки сердца в виде строчек положу на белые лист..

Кузьмыч

КУЗЬМЫЧ - см. Украинская литература. ..

Кукольник

КУКОЛЬНИК Нестор Васильевич (1809-1868) - русский драматург и беллетрист. Учился в нежинском лицее, был учителем русского яз. И словесности, служил в министерстве финансов и в военном министерстве. Дебютировал в литературе в 1833 «драматической фантазией» «Торквато Тассо», за которой последовал длинный ряд его пьес и повестей.В творчестве К. Получили чрезвычайно рельефное выражение те патриотически-нацоналистические настроения, которые были так характерны для зажиточных слоев русской буржуазии ..

Дополнительный поиск Кузница Кузница

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Кузница" в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Кузница, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 7 символа