Кюхельбекер

84

КЮХЕЛЬБЕКЕР Вильгельм Карлович (1797-1846) - русский поэт из обрусевших немцев, мелкопоместных дворян. Учился в Царскосельском лицее вместе с Пушкиным. Позднее тесно сошелся с Грибоедовым. Уехав секретарем обер-камергера Нарышкина за границу, читал в Париже в 1821 лекции по русской литературе, прекращенные вследствие их «вольнолюбия» по требованию русского посольства. Стихи начал писать и печатать еще на лицейской скамье (с 1815). В 1824-1825 издавал вместе с В. Ф. Одоевским альманах «Мнемозину». За две недели до 14 декабря 1825 был введен Рылеевым в Северное о-во. Был на Сенатской площади с восставшими, покушался на брата царя. Предпринял побег за границу, но был опознан и арестован в Варшаве. Провел десять лет в заключении в крепостях, затем был сослан на поселение в Сибирь, где ослеп и умер от чахотки.Высокая гражданская настроенность и националистические тенденции, свойственные некоторым декабристским кругам, понуждают К.

- сперва ученика Жуковского и представителя «германического направления» в поэзии - выступить в начале 20-х гг. С требованием «сбросить поносные цепи немецкие». К. Выдвигает лозунг «высокого искусства». От «карамзинистов» - Пушкина и его друзей - уходит к классикам - «в дружину славян», определяя свою позицию в качестве «романтика в классицизме». Культ Германии и Жуковского сменяется в К. Культом Державина. В противовес основному лирическому жанру эпохи - «изнеженной, бесцветной» элегии - К. Призывает возродить «высокую» оду (статья «О направлении нашей поэзии, особенно лирической, в последнее десятилетие», «Мнемозина», ч. 2), «искусственно-тощему», европеизированному «жаргону» карамзинистов противопоставляет «варварский», но «богатый и мощный» «славяно-русский» язык классиков.

Героям байронических поэм, «слабым, отжившим для всего брюзгам» - носителей «силы» и «славы», героев трагедии. В своих «Аргивянах» К. Дал образец высокой, «гражданской» трагедии, политически направленной на борьбу с «тираном». Литературная деятельность К. Имела главным образом теоретическое значение. Художественная его практика неизменно, начиная с лицея, служила мишенью для насмешек, не всегда справедливых. Кое-что из «попыток» К. Вошло в литературу (так, он первый употребил в трагедии белый пятистопный ямб, к-рым написан пушкинский «Борис Годунов», и т. Д.). Несомненный интерес представляет дневник К., в к-ром, по справедливому выражению новейшего исследователя, «законсервирована литературная атмосфера 20-х гг.».

Незадачливая судьба К., созданного по меткому наблюдению Баратынского «для любви к славе и для несчастия», послужила для Ю. Н. Тынянова предметом художественной обработки («вЂћКюхля , повесть о декабристе», Л., 1925).Библиография. I. Шекспировы духи, Драматическая шутка, СПБ., 1825. Нашла коса на камень, Комедия, 1839. Собр. Стих, декабристов, изд. Фомина, т. II, М., 1907. Полное собр. Стих., М., 1908 (изд. Далеко неполное и малоудовлетворительное текстологически). Ижорский, Мистерия, М., 1908 (изд. 1-е, СПБ., 1835). Обозрение российской словесности, сб. «Литературные портфели», Л., 1923. Поэты-декабристы, сб. Под ред. Ю. Н. Верховского, Гиз, М. - Л., 1926. Дневник, Предисловие Ю. Н. Тынянова, ред., введ. И прим. В. Н. Орлова и С. И. Хмельницкого, «Прибой», Л., 1929.II.

Котляревский Н., Литературная деятельность декабристов, I, В. К. Кюхельбекер, «Русское богатство», 1901, №№ 3 и 4. Розанов И. Н., Кюхельбекер - Ленский, «Красная нива», 1926, № 6. Тынянов Ю. Н., Архаисты и новаторы, «Прибой», Л., 1929 (ст. «Архаисты и Пушкин» и «вЂћАргивяне , неизданная трагедия Кюхельбекера»).III. Ченцов Н. М., Восстание декабристов, Библиография, редакция В. К. Пиксанова, Гиз, М. - Л., 1929.

Значения в других словарях
Кэсер

КЭСЕР Уилла (Willa Sibert Cather, 1876-) - американская писательница. Начала свою литературную деятельность стихами («Апрельские сумерки», 1903) и рассказами, но затем перешла к роману, своему основному жанру. К. Выражает настроения и идеологию мелкого американского фермерства. Отсюда - неприятие К. Современной капиталистической Америки. Она против капитализма с его притупляющей эксплоатацией, но активного протеста у К. Нет, она остается лишь объективным наблюдателем. Промышленный город - вне п..

Кюрель

КЮРЕЛЬ Франсуа де (Francois de Curel, 1854-1927) - французский драматург. Обратил на себя внимание пьесой «Repas du Lion», в к-рой между прочим наиболее полно отразилось его классовое самосознание представителя крупной промышленной буржуазии. Эта пьеса является весьма типичной для эпохи зрелого капитализма. В ней довольно четко, несмотря на христианскую фразеологию, выдвинута воинственная идеология буржуазии, класса-хищника, отстаивающего свои права на эксплоатацию чужого труда. С точки зрения ..

Літературна газета

«ЛІТЕРАТУРНА ГАЗЕТА» (украинская) - орган ВУСПП, первое периодическое издание украинского напостовства. Начала выходить в 1927 в Киеве.«Л. Г.» вела решительную борьбу как против великодержавного шовинизма, так и против местного национализма. Она вскрывала на конкретном литературном материале классовую сущность фашизма в украинской литературе (фашистский роман «Робітні сили» Ивченко, ефремовщина), вела борьбу против националистической буржуазной литературы (Косынка, Пидмогильный, Ант. Давыдович ..

Літературний ярмарок

«ЛІТЕРАТУРНИЙ ЯРМАРОК» - украинский художественно-литературный альманах, выходивший в Харькове с декабря 1928 по февраль 1930 (вышло 12 книжек). Руководящую роль в «Л. Я.» играла группа писателей, составлявших ранее объединение «ВАПЛІТЕ» - Микола Хвыльовый (редактор альманаха), Микола Кулиш и другие. В редакционных декларациях альманах именовался внегрупповым. Это отвечало назревшей потребности в объединении советских литературных сил и обусловило участие в нескольких книжках «Л. Я.» ряда украи..

Дополнительный поиск Кюхельбекер Кюхельбекер

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Кюхельбекер" в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Кюхельбекер, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 11 символа