Легенда

154

ЛЕГЕНДА (от церковно-латинского «legenda», формы множеств. Числа сущ. Среднего рода «legendum» - «отрывок, подлежащий чтению», - осмысленной позднее как форма единственного числа женского рода). -1. В первоначальном значении слова Л. - отрывки «житий» и «страстей» святых, зачитывавшихся во время церковной службы или монастырской трапезы в дни, посвященные этим святым.2. Отсюда - в более широком, внеритуальном значении - небольшое религиозно-дидактическое повествование, разрабатывающее в форме связной фабулы или отдельных эпизодов фантастическую биографию лиц, животных, растений, вещей, ставших по каким-либо причинам предметами христианского культа. Легенда о кресте, Л. Об осине - иудином дереве и т. П.3. При еще более широком словоупотреблении термин Л.

Применяется также для обозначения:а) произведений неповествовательного характера, разрабатывающих «легендарные» темы - напр. Драматических мираклей;б) религиозно-дидактических повествований, связанных с нехристианскими культами - буддийским, мусульманским, иудейским. Л. О Будде, Л. О потомках Мухаммеда, хасидские Л. О цадиках;в) не подтверждаемых историческими документами и часто фантастических рассказов о каком-либо историческом деятеле или событии, совершенно не связанном с религиозными культами. Например Л. Об Александре Македонском и т. П.В подобном расширенном словоупотреблении термин легенда теряет точное литературоведческое значение, и рассмотрение его применения в переносном смысле выходит за рамки предлагаемой заметки, устанавливающей специфику жанра и диалектику его развития на конкретном историческом материале Л.

Феодальной общественной формации Зап. Европы.Со стороны специфики жанра легенда может быть определена как малый жанр средневековой повествовательно-дидактической литературы, преследующий цели прямой пропаганды тех или иных элементов христианского культа и тем самым идеи избранничества духовенства, как агитационная новелла церкви.Этой агитационно-пропагандистской установкой объясняются и наиболее характерные стилевые особенности средневековой легенды. В области тематики - отбор сюжетных элементов, способных наиболее сильно воздействовать на чувство слушателей - тематика ужасов и чудес, широкое развертывание описаний мук, пыток и казней, использование мотивов сексуального характера (насилие над девственницей, продажа девушки в публичный дом, соблазн распутной женщиной девственника), часто доходящих до пределов патологического (например возникающая в начале XIV века легенда о «двенадцатилетнем монашке», умирающем от тоски по сладостному младенцу Иисусу).

В области композиции и языка - введение элементов прямой дидактики, часто занимающих весьма значительное место в построении повествования, риторические формы сказа, имеющие своей целью усилить воздействие на слушателя.Агитационно-пропагандистская сущность легенды прекрасно осознавалась и церковью, усиленно насаждавшей и культивировавшей этот литературный жанр. Об этом свидетельствует наличие многочисленных сборников легендарных сюжетов (изложенных в мнемотехнических целях без всяких украшений, сжатым деловым языком), предназначавшихся для проповедников. Об этом свидетельствуют предписания духовникам пользоваться мартирологами (так, папа Евтихиан рекомендует всем пастырям. «Martyrologium et poenitentialem sapiat.

Libellum istum unusquisque habeat»). Об этом свидетельствует наконец огромная собирательская работа, проводимая церковью по линии закрепления и циклизации Л. И особенно усиливающаяся в эпохи начинающегося «оскудения веры» - в эпохи позднего феодализма и его распада.Поскольку духовенство в общественной формации феодализма образует весьма неоднородную по своей мощности прослойку господствующего класса, включающую наряду с крупнейшими феодальными землевладельцами и безземельное городское духовенство, постольку классовая ориентация его агитационной новеллы - легенды - существенно изменяется на различных стадиях развития феодализма. Так, для эпохи раннего (чисто аграрного) феодализма характерен, с одной стороны, расцвет панегирических легенд, связанных с именами крупных церковных и даже светских феодалов (ср.

Напр. Л. О св. Леодегаре, епископе Отунском, о св. Томасе, епископе Кёнтерберийском, св. Эдмунде, короле англов, и т. П.), а с другой - культивирование Л., пропагандирующих местные святыни и паломничество к ним (так наз. Патрональные культы).К этим двум типам Л., сохраняющим свою значимость на протяжении всей эпохи феодализма благодаря сохранению основных предпосылок их появления - феодальному способу производства и свойственному натуральному хозяйству партикуляризму, продвижение европейской колонизации (крестовые походы) и рост торговых связей с Востоком добавляют новый тип Л. С тематикой экзотических путешествий (широкое распространение Л. О св. Брандане) и восточной сюжетикой (Л. О Валааме и Иоасафе, Л. О семи спящих).

Также не бесследно проходит для Л. Выделение международной организации рыцарства и создание рыцарских орденов - ориентация на феодальную аристократию на новом этапе ее существования и претензия на пропаганду в ее среде идеи избранничества духовенства (Л. Типа «Чистилища св. Патрика», «Рыцаря с бочонком», «Евстахия», «Маккавеев», разрабатывающие так сказать рыцарскую тематику) порождают цикл легенд совершенно куртуазного стиля (особенно Л. О Марии приобретают характер служения даме) и способствуют международному распространению Л. Этого типа (Л. О св. Георгии).Однако с началом обособления города от деревни, с ростом торговли и разлагающего действия торгового капитала, наряду с перечисленными выше типами Л., ориентирующимися целиком на феодальную аристократию, появляется и все более укрепляется существенно отличный тип Л., по тематике и стилю тесно примыкающий к новелле «городского сословия» - к фаблио .

Панегирик церковному князю-феодалу сменяется в Л. Этого типа прославлением честного, добросовестного и благочестивого купца и ремесленника, тематика военных подвигов и небывалых путешествий - тематикой повседневного быта, в котором и осуществляется магическая помощь церкви и ее святых (Л. «О добром Герхарде, кёльнском купце», Л. Типа «Чудес святой девы», где магическая помощь оказывается родильнице, у которой захлебнулся в воде младенец, женщине на тонущем корабле и т. П.).Но легенда - церковная агитновелла - является не только средством воздействия на различные прослойки господствующего класса феодального общества с целью монопольного укрепления за духовенством командных позиций. Она вместе с тем и главным образом обслуживает интересы господствующего класса в целом, являясь орудием идеологического порабощения эксплоатируемых классов, внедряя в них убеждение в нецелесообразности каких бы то ни было продвижений вверх по общественной лестнице, прославляя «нищих духом», смиренно и простодушно верующих.

В десятках вариантов повторяется в Л. Тема освобождения и спасения через веру неграмотных, невежественных, слабоумных, отверженных представителей люмпенпролетариата - воров и проституток. Сюда относятся знаменитые легенды о «Жонглере девы Марии», о «Спасенном девой Марией с виселицы воре», «О беглой монахине» и др.В эту же эпоху обостряющейся классовой борьбы Л. Становится превосходным средством разжигания национальной и религиозной вражды (так, рост конкуренции между торговцами-евреями и христианами приводит к созданию цикла Л. Антисемитского содержания, как Л. «Об умученном родителями-евреями обратившемся в христианство отроке» и т. П.).Неудивительно поэтому, что уже рано жанр Л. Вызывает пародию в новеллистической продукции «городского сословия», осмеивающей в фаблио ряд традиционных ситуаций Л.

(ср. «О виллане, попавшем в рай благодаря своему уменью спорить», «О торговце, поручившем свою лошадь богу и взыскавшем убытки с божьих людей - монахов» и т. Д.), противопоставляя пропагандируемой Л. Идее магической помощи практические правила житейской мудрости:«Ou quel paradis. Dist Martin,Il n’est paradis fors deniersEt mengier et boire bon vin,Et gesir sus draps deliez...»(«В каком раю. - сказал Мартин, - / Нет рая кроме тугой мошны, / И еды и хорошего вина, / И спанья на тонкой простыне...» - «Сказ о Мартине-хапуге»). Эти зачатки критического отношения к Л., намечающиеся в эпоху позднего феодализма, превращаются в эпоху его распада, с ростом классового самосознания буржуазии, в мощное антилегендарное движение XVII-XVIII вв.

«просветители» от простого игнорирования легендарной тематики переходят к действенной, антилегендарной сатире, которой лучшие из идеологов революционной буржуазии наносят смертельный удар продукции, «способной вызвать лишь слезы. Над слепотой и тупоумием породившего их человечества» (Лессинг). Л. Умирает вместе с породившей ее общественной формацией. Попытки возрождения Л. Делались романтиками, что являлось одним из характерных показателей реакционности их идеологии.Библиография. Литература, посвященная изучению Л., огромна, но в весьма значительной своей части преследует те же цели, что и сама Л. Библиографию Л. См. - для Германии - ст. «Legende» в «Reallexikon der deutschen Literaturgeschichte», B. II. Для Франции - Doubet, Dictionnaire des Legendes, 1855.

Histoire litteraire de la France. Для латинской легенды средневековья и Л. Других романских стран - Grober, Grundriss d. Romanischen Philologie.См. Также Веселовский А. Н., Опыты по истории развития христианской легенды. Также Апокрифы, Жития.

Значения в других словарях
Левицкий И. С.

ЛЕВИЦКИЙ Иван Семенович (1838-1918) (псевдоним Нечуй) - украинский писатель второй половины XIX века. Р. В местечке Стеблеве, Киевской губ., в семье сельского священника. Учился в сельской школе, затем в монастырской «бурсе», в киевской духовной семинарии, с 1861 по 1865 - в киевской духовной академии. По окончании академии Л. Занялся преподавательской работой в средних учебных заведениях Полтавы, Калиша, Седлеца и Кишинева.В академии Л. Примкнул к студенческому кружку украинофилов, выписывавше..

Левицкий М.

ЛЕВИЦКИЙ Модест (1886-) (псевдоним Виборний-Макогоненко) - украинский писатель, типичный представитель буржуазного народничества в украинской литературе. Врач по профессии, Левицкий выпустил ряд популярных медицинских брошюр («Лихі хороби на очі», «Сибірська язва» и т. Д.) и книгу о заразных болезнях, специально предназначенную для массового крестьянского читателя («Лікарський порадник»). Рассказы Л. Рисуют мелких, беззащитных, темных людей, падающих под ударами суровой жизни («Забув», «Перша л..

Леда

ЛЕДА - в греческой мифологии жена спартанского царя Тиндарея и одновременно жена Зевса, который сочетался с ней в образе лебедя. Плодом этого двойного брака были братья-близнецы (Диоскуры - «сыны Зевса») Кастор и Полидевк (Поллукс) и дочери - Елена и Клитемнестра. Античное искусство, особенно более поздних эпох, охотно изображало сочетание обнаженной Леды с лебедем, подчеркивая уже не мифологические, а эротические моменты сюжета.С этой же точки зрения разрабатывает миф о Л. И позднейшая европей..

Ледянко

ЛЕДЯНКО М. - современный украинский писатель. Известен романом «На-гора`» (1929-1930) из жизни горняков дореволюционного Донбасса. В нем Ледянко отражает условия жизни и революционную борьбу рабочего класса в эпоху революции 1905 и последующих годов реакции. Автор дает много социально-бытового и психологического материала, но изображая забастовочное движение, революционные выступления, Ледянко отражает влияние объективизма. Он показывает в мрачных красках жизнь рабочего класса и систему капитал..

Дополнительный поиск Легенда Легенда

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Легенда" в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Легенда, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Л". Общая длина 7 символа