Лейтмотив

142

ЛЕЙТМОТИВ (немецк. Leitmotiv - «ведущий мотив») - термин, введенный в теорию музыки Рихардом Вагнером и применяемый иногда в литературоведении, преимущественно представителями психологического и формального направлений. Значение термина «лейтмотив» в литературоведении крайне расплывчато и неопределенно. Термин «Л.» употребляется, во-первых, для обозначения доминанты , произведения или даже творчества писателя в целом. В этом значении можно сказать например. «Идея о неоправданном и неискупимом зле мирового порядка проходит Л. Через все творчество А. Де Виньи». Или. «Пессимистическое и выигрывает тот, кто хуже , становится Л. Всего Romanzero Гейне». Термин «Л.» употребляется, во-вторых, для обозначения группы тематических элементов или выразительных средств, постоянных, «канонических» для определенного жанра и стиля.

В этом значении говорится напр. О похищении, нападении морских разбойников, разлуке влюбленных, их скитаниях и конечном соединении, потере детей и признании их родителями как Л. Греческого романа или о мрачном унылом пейзаже - кладбище, руинах, пожарище - как одном из Л. Английской «кладбищенской поэзии» XVIII в. Наконец термином «Л.» обозначается тот комплекс тематических и выразительных средств, который постоянно повторяется на протяжении данного художественного целого - литературного произведения. В этом употреблении термин «Л.» приближается к своему первоначальному музыкальному значению. Так, немецкие романтики в своих поисках синкретического искусства охотно вводят в прозаическое произведение ряд лирических стихотворений, тематически с ним не связанных, но образующих эмоциональный Л.

Всего произведения (лирическая вставка у Эйхендорфа и др.). Риторический пафос романов Гюго отражается и в введении и выборе символического Л., в четкости своей идеологической значимости часто приближающегося к аллегории (Л. Башни и гильотины в «93 годе»). В реалистическом романе XIX в. Встречается так наз. Портретный Л. (ср. Л. У Диккенса и Л. Толстого), благодаря к-рому соответствующие детали становятся неотъемлемыми частями образа (вздернутая с усиками губка княгини Болконской, лучистые глаза и тяжелые ступни княжны Марьи, железный крюк и жесткая провощенная шляпа капитана Куттля, оскал зубов м-ра Каркера и т. Д.).Как ясно из приведенных примеров, к-рые можно бесконечно умножать, основным недостатком понятия «Л.» как литературоведческой категории - помимо его расплывчатости и неопределенности - является его метафизичность.

Введение понятия «Л.» предполагает существенно идеалистическую и формалистическую концепцию литературного произведения как самодовлеющей структуры, подлежащей описанию в своих частях методами и терминами, заимствованными из других областей искусства (принцип взаимоосвещения искусств, отрывающий искусство от его общественной базы). Для марксистского литературоведения, изучающего конкретное историческое классовое искусство во всем многообразии его сторон, противоречий, ведущих тенденций, категория лейтмотива как категория формалистическая непригодна, и термин «лейтмотив» может применяться только в смысле условного обозначения ведущей тенденции и т. П. (см. Мотив).

Значения в других словарях
Лейно

ЛЕЙНО Эйно (Eino Leino, 1878-1926) - финский поэт, писатель и драматург. Р. В семье землемера в Палтамо. Еще студентом Л. Печатает первые сборники своих лирических стихов («Мартовские песни», 1896. «Ночная пряха», 1897. «Сто и одна песня», 1898, и др.). Количественно литературная продукция Л. Никем в Финляндии не превзойдена. Он выпускал один за другим сборники стихов, писал целые серии романов и драм, переводил Рунеберга, Шиллера, Гёте, Расина, «Божественную комедию» Данте и т. Д.Л. - писатель..

Лейтес

ЛЕЙТЕС А. М. (1901-) - современный украинский критик и литературовед. Автор ряда работ по вопросам современной западной и украинской литературы. Р. В интеллигентской семье. Получил философское образование. В 1920 был одним из организаторов Всеукраинского союза писателей, в 1921 руководил Украинским литературным комитетом. Если не считать раннего выступления Л. - несколько парадоксальной брошюры «Поэзия как анахронизм», - то началом его критической деятельности является книга «Ренессанс украинск..

Лекай-Лассен

ЛЕКАЙ-ЛАССЕН Янос Иоганн (Janas Johann Lekai Lassen, 1895-1925) - венгерский пролетарский писатель и публицист. Начал свою литературную деятельность в радикально-буржуазных газетах, затем сотрудничал в активистски-экспрессионистском журн. «Ma» (Сегодня), где писал на антимилитаристские темы. В 1915 Лекай-Лассен совершил неудачное покушение на жизнь председателя совета министров Венгрии - графа Тиссы, за что был приговорен к каторжным работам. Революция 1918 освободила Л.-Л., и с этого момента о..

Лекаш

ЛЕКАШ Бернар (Bernard Lecache) - современный французский писатель. Известен в России своим романом «Радан Великолепный» (русск. Перев. Осипа Мандельштама, Гиз, 1927). Здесь показан раскол еврейской семьи. Дети, отказываясь от вековых традиций своего народа, веры, хранимой их родителями, начинают новую, свободную от всяких традиций жизнь. Они представляют ассимилированную еврейскую крупную буржуазию, преуспевающую в недрах современного общества. Ассимиляция еврейства мыслится как слияние его вер..

Дополнительный поиск Лейтмотив Лейтмотив

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Лейтмотив" в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Лейтмотив, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Л". Общая длина 9 символа