Леонардо да Винчи

91

ЛЕОНАРДО (правильнее - Лионардо) да ВИНЧИ (Lionardo da Vinci, 1452-1519) - великий итальянский художник и ученый, совершеннейший представитель того типа «универсального человека» (uomo universale), к-рый был идеалом итальянского Ренессанса . Сын флорентийского нотариуса и крестьянки, ученик Вероккио в области живописи, быстро опередивший своего учителя, Л. Да В. Жил и работал сначала в купеческой Флоренции, затем при дворах различных князей, всюду носясь с грандиозными планами и нигде не находя настоящего понимания. Усталый и разочарованный, Леонардо да Винчи в январе 1516 принял приглашение короля Франциска I переехать во Францию и здесь прожил последние 4 года своей жизни в замке Клу (в Турени), завершая начатые работы.Творец «Тайной вечери» и «Джоконды» проявил себя и как писатель, рано осознав необходимость теоретического обоснования художнической практики.

«Те, которые отдаются практике без знания, похожи на моряка, отправляющегося в путь без руля и компаса. Практика всегда должна быть основана на хорошем знании теории». Требуя от художника углубленного изучения изображаемых предметов, Л. Да В. Заносил все свои наблюдения в записную книжку, которую постоянно носил при себе. Итогом явился своеобразный интимный дневник, подобного к-рому нет во всей мировой литературе.Рисунки, чертежи и эскизы сопровождаются здесь краткими заметками по вопросам перспективы, архитектуры, музыки, естествознания, военно-инженерного дела и т. П. Все это пересыпано разнообразными изречениями, философскими рассуждениями, аллегориями, анекдотами, баснями. В своей совокупности записи этих 120 книжек представляют материалы для обширнейшей энциклопедии.

Признавая единственным критерием истины - опыт, противопоставляя метод наблюдения и индукции отвлеченному умозрению, Л. Да В. Не на словах только, а на деле наносит смертельный удар средневековой схоластике с ее пристрастием к абстрактным логическим формулам и дедукциям. Для Л. Да В. Хорошо говорить - значит правильно думать, т. Е. Мыслить независимо, как древние, не признававшие никаких авторитетов. Так Л. Да В. Приходит к отрицанию не только схоластики, этого отзвука феодально-средневековой культуры, но и гуманизма, продукта неокрепшей еще буржуазной мысли, застывшей в суеверном преклонении перед авторитетом древних. Отрицая книжную ученость, объявляя задачей науки (а также и искусства) познание вещей, Л. Да В. Предвосхищает нападки Монтеня на ученых буквоедов и открывает за 100 лет до Галилея и Бэкона эпоху новой буржуазной науки, являясь одним из предшественников материалистов XVI-XVII вв.Огромное литературное наследие Л.

Да В. Дошло до нас в хаотическом виде, в рукописях, написанных левой рукой. Хотя сам Л. Да В. Не напечатал из них ни строчки, однако в своих записях он постоянно обращался к воображаемому читателю и все последние годы жизни упорно носился с мыслью об издании своих трудов. Уже после смерти Л. Да В. Его друг и ученик Франческо Мельци выбрал из них отрывки, относящиеся к живописи, из которых был впоследствии скомпанован «Трактат о живописи» (Trattato della pittura, 1-е изд., 1651). В полном же виде рукописное наследие Л. Да В. Было опубликовано только в XIX-XX вв. Помимо громадного научного и исторического значения оно имеет также художественную ценность благодаря сжатому, энергичному слогу и необычайно чистому языку.

Живя в эпоху расцвета гуманизма, когда итальянский яз. Находился в загоне (см. «Итальянская литература), Л. Да В. Восхищал современников красотой и выразительностью своей речи (по преданию он был хорошим импровизатором), но не считал себя литератором и писал, как говорил. Его проза поэтому - образец разговорного языка интеллигенции XV в., и это уберегло ее в целом от искусственности и велеречивости, присущей прозе гуманистов, хотя в некоторых пассажах дидактических писаний Л. Да В. Мы находим отзвуки пафоса гуманистического стиля. Даже в наименее «поэтических» по замыслу фрагментах слог Л. Да В. Отличается яркой образностью. Так, его «Трактат о живописи» уснащен великолепными описаниями (напр. Знаменитое описание потопа), поражающими мастерством словесной передачи живописных и пластических образов.

Наряду с описаниями, в которых чувствуется манера художника-живописца, Л. Да В. Дает в своих рукописях множество образцов повествовательной прозы. Басни, фацеции (шутливые рассказы), афоризмы, аллегории, пророчества. В баснях и фацециях Л. Да В. Стоит на уровне буржуазных прозаиков XIV века с их простодушной практической моралью. Некоторые его фацеции прямо неотличимы от новелл Сакетти . Более фантастический характер имеют аллегории и пророчества. В первых Л. Да В. Использует приемы средневековых энциклопедий и бестиариев . Вторые носят характер шутливых загадок, отличающихся яркостью и меткостью фразеологии и проникнутых язвительной, почти вольтеровской иронией, направленной по адресу знаменитого проповедника Савонароллы.

Наконец в афоризмах Л. Да В. Выражена в эпиграмматической форме его философия природы, его мысли о внутренней сущности вещей. Художественная литература имела для него чисто утилитарное, подсобное значение.Библиография. I. Les manuscrits de Leonard de Vinci, de la Bibliotheque de l’Institut, 1881-1891. Richter J. P., The literary works of L. Da Vinci, London, 1883. Il Codice di Leonardo da Vinci, nella Biblioteca del principe Trivulzio, Milano, 1891. Il Codice Atlantico di Leonardo da Vinci, nella Biblioteca Ambrosiana, Milano, 1894-1904. Leonardo da Vinci, der Denker, Forscher und Poet, Auswahl, Uebersetzung und Einleitung, Jena, 1906. Peladan, Leonardo da Vinci. Textes choisis, 1907. Herzfeld M., Das Traktat von der Malerei, Jena, 1909.

Leonardo da Vinci. Traite de la peinture, 1910.II. Сеайль Г., Леонардо да Винчи как художник и ученый. Опыт психологической биографии, СПБ, 1898. Волынский А. Л., Леонардо да Винчи, СПБ, 1900 (роскошное изд.). 2-е изд., СПБ, 1909. Сумцов Н. Ф., Леонардо да Винчи, 2-е изд., Харьков, 1900 (и на украинск. Яз., там же, 1907). Патер В., Ренессанс, М., 1912. Флорентийские чтения. Леонардо да Винчи (сборн. Статей Э. Сольми, Б. Кроче, И. Дель Лунго, Ж. Паладина и др.), М., 1914. Grothe H., Leonardo da Vinci als Ingenieur und Philosoph, 1880. Ravaisson-Mollien Ch., Les ecrits de Leonardo de Vinci, 1881. Geymuller H., de, Les manuscrits de Leonardo de Vinci, extr. De la «Gazette des Beaux-Arts», 1894. Muntz E., Leonardo da Vinci, 1899.

Значения в других словарях
Ленц

ЛЕНЦ Якоб Михаил Рейнгольд (Lenz, 1751-1792) - немецкий писатель периода «Бури и натиска» (см. Немецкая литература). Сын пастора. Родился в Лифляндии. Учился в Кёнигсберге. В 1771 в должности воспитателя двух молодых лифляндских дворян приезжает в Страсбург, где сразу становится в ряды наиболее видных деятелей «Бури и натиска». В 1774 выходят его «Замечания о театре» (Anmerkungen uber Theater) - драматургический манифест штюрмеров, в котором Л., опираясь на Мерсье и призывая поэтов-«гениев» сле..

Леон

ЛЕОН Рикардо (Ricardo Leon, 1877-) - испанский писатель, один из эпигонов модернизма, культивировал упадочнические мотивы и настроения. Реакционер и католик по воззрениям, ревнитель «героической старины», которую рисует цветистым и до вычурности изысканным стилем Л. Был признан верхами испанского общества, на к-рые опиралась диктатура плутократии и военной знати. Романтическая героика старины сплетается у Л. С декадентскими мотивами сатанизма, мистицизма, католического мракобесия и монархическо..

Леонин

ЛЕОНИН (versus leoninus) - гекзаметр или пентаметр , в к-ром рифмуются полустишия, образуемые цезурой . Последняя приходится после долгого слога 3-й стопы (caesura semiquinaria). «En tibi versiculos Gerberg fero domna novelles» (Гротсвита Гандерсгеймская) или после долгого слога 4-й стопы (caesura semiseptenaria). «Instar surgentis Phoebi facies vicedomni» (Гротовита Гандерсгеймская). Рифма в Л., часто ограничивающаяся одним гласным, очевидно связана со стилистической фигурой homoioteleuton (со..

Леонов

ЛЕОНОВ Леонид Максимович (1899-) - современный писатель. Родился в Москве в семье крестьянского поэта-самоучки (дед был лавочником в Зарядье - мелкоторговой части Китай-города). Окончил моск. Гимназию, учился в 1 Моск. Университете, но курса не окончил. Свою творческую деятельность начал стихами, но скоро перешел к прозе. Первое произведение Л. - рассказ «Бурыга» - опубликовано в 1922 в новобуржуазном альманахе «Шиповник». За восемь лет Л. Создан ряд произведений, из которых наибольшей известно..

Дополнительный поиск Леонардо да Винчи Леонардо да Винчи

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Леонардо да Винчи" в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Леонардо да Винчи, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Л". Общая длина 17 символа