Леонтьев
ЛЕОНТЬЕВ Константин Николаевич (1831-1891) - писатель-публицист. Родился в старинной дворянской семье. Работал врачом (1854-1863), дипломатом на Ближнем Востоке (1863-1873), журналистом и цензором (1880-1887). Последние годы жизни провел в монастыре. Либеральная настроенность первых произведений Л., написанных под заметным влиянием идей Жорж Санд, уступает место после польского восстания идеям крайней реакции, наиболее полно выраженным в ст. «Византизм и славянство» (1875). Требования Л., часто противоречивые, сводились в основном к крепкому, суровому («иногда и до свирепости») иерархическому государству, к-рое только и сможет сохранить «культурный стиль народа». К независимой властной церкви. Национальному, в себе замкнутому обособлению от Запада («не танцевать, а молиться богу, а если танцевать, то по-своему»).
Путем целого ряда подобных мер Леонтьев рекомендовал «подморозить Россию, чтобы она не сгнила». Эту систему взглядов Л. Яростно противопоставлял буржуазному развитию современной ему европейской жизни и, с целью привести их хотя бы к формальному единству, называл себя принципиальным или идейным консерватором. Особенную ненависть Леонтьева вызывала идущая с Запада «машина» («этот физико-химический умственный разврат») и буржуазная демократия («либерально-эгалитарное мещанство»), которая по выдвинутой Л. Теории исторического процесса есть «вторичное смесительное упрощение», разложение, упадок, начавшиеся с просветительного движения XVIII в. И Великой французской революции. Упадок этот Л. Считает для Запада окончательным, но здесь резко расходится со славянофилами, видя свой идеал в «истинно-консервативном» византизме.
Византия терпела бунты, но революции не испытала ни одной. Современные же славянские народы, по мнению Леонтьева, уже успели стремительно нахвататься идей ненавистной ему Европы, несущей новые формы классовых отношений и революцию.Эта общая установка дворянина-крепостника с его убежденной политической апологией реакции и ненавистью к развивающимся в России капиталистическим формам отчетливо проявляется и во всех литературно-критических писаниях Л., от основных статей (о Толстом и Достоевском) до текущих журнальных рецензий. Чем больше обнажала язвы полуфеодального быта демократическая литература, тем бо`льшую ненависть вызывала она у Леонтьева-критика. Ее «односторонний и карикатурный» демократический реализм Леонтьев объясняет напором толпы, серых средних людей, которые разумеется «не ищут глубины, не понимают ее», отбрасывают «все изящное, глубоко-утонченное».
Различая в литературе 40-50-х гг. Ее эстетические теории и художественную практику, Л. Считает, что последняя приняла отрицательный, насмешливый и ядовитый характер, подпав под вредное влияние Гоголя с его «мрачными односторонне-сатирическими произведениями», которыми для Л. Являются «Мертвые души», «Ревизор», «Шинель» и т. П. Из этой общей принципиальной позиции Леонтьева вытекают и его конкретные литературные оценки. Если «Первая любовь» Тургенева вызывает его полное одобрение, то «Накануне» - «намалевано почти по заказу прогрессивного демократического хамства». Одобряя в основном творчество Толстого и Достоевского. Леонтьев подчеркивает у авторов далеко недостаточную, по его мнению, проповедь смирения низших социальных групп перед высшими («розовое христианство»), а в стилистике обоих писателей - приемы того же ненавистного натурализма.
Приветствуя «Семейную хронику» С. Аксакова, Л. Враждебно пишет о «бессмысленно-грубых очерках» Решетникова и Н. Успенского, «реалистической грубости» Щедрина. Некрасов квалифицируется Л. Как исковерканный модной злостью и дурными привычками «натуральной школы» петербургский редактор, олицетворяющий для Л. Всю ненавистную ему революционно-демократическую литературу («Чернышевские, Некрасовы, Салтыковы» и т. Д.). Так. Образом Л. Бешено нападал как-раз на те литературные явления, которые наиболее ярко выражали исторически-революционные тенденции. Из всего критического наследства Л. Наиболее примечательна его книга о Толстом («Стиль и веяние»), изобилующая меткими стилистическими наблюдениями.Библиография. I. Восток, Россия и славянство, 2 тт., М., 1885-1886.
Наши новые христиане (Достоевский, Толстой), М., 1889. Собр. Сочин., изд. В. Саблина, М., 1912-1914 (вышло 9 тт.). Страницы воспоминаний, ред. И предисл. П. Губера, П., 1922.II. Трубецкой С., Разочарованный славянофил, «Вестник Европы», 1892, X. Милюков П., Разложение славянофильства, в сборнике его ст. «Из истории русской интеллигенции», СПБ, 1903. Бердяев Н., Философ реакционной романтики, сборн. «Sub specie aeternitatis», СПБ, 1907. Михайловский Н., Собр. Сочин., т. V, 1908 (Записки современника). Преображенский П., А. Герцен и К. Леонтьев, «Печать и революция», 1922, № 2, и др.III. Владиславлев И. В., Русские писатели, изд. 4-е, Гиз, М. - Л., 1924. «Памяти К. Леонтьева», Литературный сборник, СПБ, 1911 (с подробной биографией и библиографией).
Дополнительный поиск Леонтьев
На нашем сайте Вы найдете значение "Леонтьев" в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Леонтьев, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Л". Общая длина 8 символа