Лидин

79

ЛИДИН Владимир Германович (1894-) - современный писатель. Р. В семье торговца, образование получил в Лазаревском институте восточных яз. В Москве. Печатается с 1915 в журнале «Русская мысль», «Красная новь», «Новый мир» и др. На ранних вещах Л. Заметно сильное влияние творчества Чехова и Бунина.Творчество Л. Тематически почти целиком связано с послеоктябрьской действительностью. Однако ведущая, социалистическая тенденция долго была чужда Л. Представитель интеллигенции, тесно связанный с буржуазной культурой, Лидин в своем творчестве испытывает сильное влияние буржуазных тенденций. Последние особенно сильно сказываются в первых его произведениях. Характерна трактовка нэпа в его эпической повести «Курга-баба» (1922).

Новая экономическая политика является для писателя символом победы американского делячества над «скифской Русью». Эту «победу» Лидин всячески приветствует. Нэп для Лидина приемлем прежде всего потому, что он знаменует обогащение страны. «Когда уснут города в ночи, отгремят поезда, засереет заря, - запоют петухи, как пели на кремлях и на башнях сторожевых в лихие годины, день возвещают, день новый, день сытый, день хлебосольный для всея Руси». В своем дальнейшем творчестве Лидин художественно развертывает образ человека-хищника, «искателя». При этом «победы» героев даются исключительно в плане их личного жизнеустройства. Пафосом индивидуалистического «искательства» насыщена целая галлерея образов Лидина (инженеры Инжеватов и Шологов в «Искателях», Борн в «Идут корабли», Свербеев и Челищев в «Отступнике» и мн.

Др.). Сюжетика романов Лидина обычно представляет собою процесс борьбы сильных волевых «искательских» натур со слабыми отщепенцами, не приспособленными к жизни (напр. Бессонов в «Отступнике»). Ренегатство от революции, уход от нее в мещанское приспособленческое «борение» с жизнью оправдывается Лидиным (в «Отступнике») во имя «права» человека на свое жизнеустройство, побеждающего в нем классовые импульсы. Объектом преодоления для сильного волевого героя часто является природа (например в «Искателях»). Социальные процессы поняты Л. Как процессы активного биологического приспособления к жизни. «Жизнь - хитрый механизм, ничего более, и прав тот, кто перехитрит». Слабые оказываются не в силах «перехитрить» жизнь, сильные - торжествуют, отсюда у Л.

Так часты вариации мотива биологического жизнелюбчества, характерные почти для всех без исключения его героев. В очерках «Путина», посвященных социалистическому строительству, Лидин начисто выхолащивает подлинное классовое содержание коллективизированного хозяйства, сводя все к той же «извечной» борьбе волжских ловцов за обогащение, за свое место в жизни.Чрезвычайно характерно для Л., представителя классовой группы, искони считающей себя носительницей культуры, восторженно-риторическое воспевание науки как внеклассовой и чисто гуманитарной величины («Искатели», описание инженера Дюпора и т. Д.). Но если такая несоциальная трактовка культуры преломляется в ранних произведениях Лидина даже в преклонении перед западно-европейским «духом культуры» и учеными, то в последнем своем произведении «Могила неизвестного солдата» (1932) Лидин поднимается до сознания классовой сущности культуры современной буржуазии и отрицательного отношения к ней.

Великие исторические потрясения и сдвиги заставили значительную часть интеллигенции осознать свою несостоятельность и несостоятельность той культуры, которой она жила до сих пор. Социалистическое строительство в Советской стране уже самым фактом своего существования помогает ей выбраться из идейного тупика. Этот знаменательный процесс «Смены вех» среди советской интеллигенции отразился в творчестве Л., прошедшего долгий и трудный путь от смутного недовольства ценностями буржуазной культуры, от смутного правдоискательства до признания идейно-психологической перестройки своей задачей.По характеру своего стиля Лидин иногда напоминает Пильняка , с той лишь разницей, что риторика занимает в его творчестве больше места.

Наоборот, мотивы «скифской», «азиатской» Руси, исключительно характерные для Пильняка, оттеснены у Л. На задний план. Сближает Л. С Пильняком и его любовь к импрессионистским историческим аналогиям, в к-рых классовый характер взятого материала обычно затушевывается и на первый план выступает чаще всего произвольно устанавливаемая чисто внешняя общность исторических явлений.Отсутствие изобразительной конкретности заменяется у Лидина весьма выспренними построениями широко обобщающего характера. Стилистические приемы Л. Отличаются часто излишней изысканностью. Л. Еще не чужд эстетизма, который так сказывался в его более ранних произведениях. Методом изображения человека у Л. Является подчеркнуто-индивидуалистическое психологизирование, в чем Л.

Является запоздалым эпигоном Достоевского.Библиография. I. Собр. Сочин., тт. I-VI, Гиз, М. - Л., 1928-1930 (т. I. Повести о многих днях (1922-1924). Т. II. Великий материк. Т. III. Отступник. Т. IV. Идут корабли, Роман. Т. V. Обычай ветра, Рассказы. Т. VI. Пути и версты).II. Эльсберг Ж., Вл. Лидин, «На литературном посту», 1927, V-VI. Фриче В. М., Заметки о современной литературе, М. - Л., 1928 (ст. «Мещанские идиллии»). Горбов Д., Поиски Галатеи, М., 1929. Лежнев А., Литературные будни, М., 1929.III. Владиславлев И. В., Литература великого десятилетия 1917-1927, т. I, Гиз, Москва - Ленинград, 1928.

Значения в других словарях
Ли Бо

ЛИ БО, или Ли Тай-бо (705-762) - известный поэт древнего Китая, родом из нынешней провинции Сычуань. Китайские биографы рисуют Л. Б. Гениальным безумцем, черпающим свое вдохновение в винной чарке, в обществе других поэтов, составлявших поэтическое содружество сперва из шести членов («Шесть мудрецов с Бамбукового ручья»), а затем из восьми («Восемь бессмертных Винной чаши»). Такие содружества в ту эпоху играли роль литературных школ. Л. Б. Принадлежал к высшим слоям служилого бюрократического со..

Либединский

ЛИБЕДИНСКИЙ Юрий Николаевич (1898-) - пролетарск. Писатель. Детство провел на Миасском заводе на Урале, где отец работал врачом. Учился в Челябинском реальном училище. В автобиографической справке сообщает. «Рост мой до революции семнадцатого года шел под влиянием мистиков-символистов (Блок, Андрей Белый), однако я не переставал перечитывать классиков (гл. Обр. Толстого и Тургенева). С семнадцатого года. Я пережил краткое увлечение народничеством, более длительное и глубокое влияние оказал на м..

Ликок

ЛИКОК Стефен (Stephen Butler Leacock, 1869-) - современный американский (канадский) юморист. Начал свою литературную деятельность сравнительно поздно. Долгие годы работал над вопросами социологии и политической экономии. Автор «Elements of Political Science» (Элементы политической науки, 1906) и «Baldwin and La Fontaine» (Болдуин и Лафонтен, 1907). Первое художественное произведение Л. - «Literary Lapses» (Литературные ляпсусы) - появилось в 1910.Среди современных англо-американских юмористов Л..

Лили

ЛИЛИ Джон (John Lyly, 1554?-1606) - английский драматург и романист, один из предшественников Шекспира. Принадлежал к группе университетски образованных писателей. Его пьесы «Александр Великий и Кампаспа» (1584) и «Ендимион» (1591) характерны для переходного периода английской драмы, эволюционировавшей от интерлюдий Дж. Гейвуда к драмам Шекспира и Бэн Джонсона. Л. Первый ввел прозаический диалог взамен стихотворного и рифмованного, приблизивший драму к жизни. У него явно наметилась уже тенденци..

Дополнительный поиск Лидин Лидин

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Лидин" в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Лидин, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Л". Общая длина 5 символа