Ляшко

85

ЛЯШКО Н. (псевдоним Николая Николаевича Лященко) (1884-) - пролетарский писатель. Сын николаевского солдата и крестьянки. Р. В Лебедяни, где окончил церковно-приходскую школу. С 11 лет служил в Харькове мальчиком в кофейне, учеником на кондитерской фабрике. С 14 лет работал учеником токаря на машиностроительных и судостроительных заводах Харькова, Николаева, Севастополя, Ростова-на-Дону. В Харькове посещал воскресную школу для взрослых Алчевской и рабочие курсы. В 1901 Ляшко знакомится с социал-демократич. Подпольем и в 1903 вступает в РСДРП (меньшевиков). В 1903 арестовывается и высылается в Олонецкую губернию, в 1908-1911 отбывает ссылку в Вологодской губернии, в 1914 приговаривается к году крепости за издание журнала «Огни».

Неоднократно сидел в тюрьмах Ростова, Севастополя, Харькова, Черкасс, Кадникова, Москвы, Пятигорска.Ляшко начал писать в 1904, первые рассказы печатал в провинциальных газетах «Донская речь», «Полтавщина», «Южная неделя» и т. Д., но, не найдя внимательного руководства, бросил литературную работу и возобновил ее лишь в 1909-1911 в ссылке. В 1911-1916 Ляшко опубликовал свыше 10 рассказов в журналах и рабочих газетах. В 1918-1919 изредка посещал собеседования Московского пролеткульта. С 1920 - один из руководящих работников группы «Кузница» .Л. - один из самых выдающихся пролетарских прозаиков старшего поколения, добившийся в пооктябрьскую эпоху широкой популярности. Творчество его первоначально было окрашено несколько идеалистической революционностью.

Ляшко - выразитель идей и чувств известных кругов развитых высококвалифицированных рабочих, политически созревших в эпоху подготовки буржуазно-демократической революции в России. Относительно большая обеспеченность и в известных (очень ограниченных) пределах привилегированное положение по сравнению с широкими массами пролетариата создавали предпосылку для кастовой замкнутости и реформистских иллюзий. Это порождало особую чувствительность не столько к общим явлениям капиталистической эксплоатации, сколько к наиболее отталкивающим, хамским, самодурским чертам самодержавного строя. Отсюда легкая подверженность мелкобуржуазным влияниям (меньшевизм, народнический гуманизм). Повышенное чувство своего человеческого достоинства, особо острое тяготение к утверждению своей личности, демократическая расплывчатость и повышенно-этическая окраска революционного мировоззрения, гуманизм, характерное в то время пренебрежение к деревне - таковы первоначальные черты произведений Л.

Все эти свойства особо выпукло выявились и в автобиографической повести «С отарой» (1926). Герой ее - наиболее характерный и близкий автору образ первоначального его творчества.Если в «Рассказе о кандалах» выражена несколько идеалистичная, полная жертвенности и этического пафоса революционность Л., то в его «Голубином дыхании», неслучайно посвященном памяти В. Короленко, проступает туманный гуманизм с примесью народнических настроений. Нутряная «артельная» правда полуюродивого старика Алексея, кроткого и аполитичного, любовно противопоставляется «книжкам» и «программам» - научно-осознанной правде классовой борьбы. Борьба классов уступает место борьбе человеческого против звериного. Правда, Ляшко показывает гибель носителя этой «артельной» нутряной правды, показывает нежизненность последней в суровом мире классовой борьбы, но глубочайшие симпатии художника остаются на стороне мечтателя-старика.

Эти гуманистические настроения, отражающие сложность и противоречивость процесса освобождения пионеров пролетарской литературы от мелкобуржуазных влияний и пережитков и связанные с меньшевистским прошлым писателя, окрашивают собой все творчество Л. 1918-1920. Рисуя эпоху гражданской войны, Л. Не нашел тогда красок для активных бойцов. До 1924 в его произведениях почти отсутствуют образы большевиков. Гражданская война обернулась к Л. Не своим великим революционным значением, а прежде всего кровавыми жертвами, хозяйственной разрухой, суровостью. Однако и тут сильно сказалась связь Л. С рабочей массой. Скорбь о жестокостях войны переплелась со скорбью об остановившихся заводах, вдохновившей Л. На потрясающий рассказ «Железная тишина».Завод остановился.

Рабочие разбрелись. В предместьи остались одни старики, вдовы, калеки, растаскивающие и выманивающие на провизию стекло из заводских окон, куски жести и железа. Но среди запустения, в давящей тишине, раз в неделю раздается грохот и звон. Это - молотобоец Степка, хранитель исконной пролетарской любви к заводу, к машине, к железу. Степка клеймит сторожей, ворующих заводское оборудование, ходит в Совет. Жалуется всем, всех просит пустить завод. В образе Степы Л. Показал те творческие силы пролетариата, к-рые позволили рабочему классу на следующем этапе революции победить страшную «железную тишину» грохотом восстановления и реконструкции.При переходе от гражданской войны к восстановлению Л. Впал в такую же грубую ошибку, как М.

Герасимов и В. Кириллов , написав болезненную и упадочную повесть «Стремена», трактующую нэп как ликвидацию революции и простое возрождение капитализма. Однако в дальнейшем Л. Сумел преодолеть этот мучительный кризис.В первые же годы восстановительного периода начался процесс приближения Л. К идеологии большевистского авангарда пролетариата, процесс успешного изживания старого гуманизма, биографически завершившийся вступлением писателя в ВКП(б). Повесть «Доменная печь» (1924), предвосхищая «Цемент» Ф. Гладкова , дает картину героического пуска в ход завода, ставшего в годы гражданской войны. Уступая «Цементу» в широте охвата и разнообразии побочных тем, повесть Ляшко выгодно отличается художественной простотой и строгой экономией изобразительных средств.

В повести «В разлом» (1924) Ляшко выявил свое осознание непреложности суровых законов гражданской войны.Рисуя жизненный путь доктора из рабочих, Крымова, Л. Показал, как развалилась, пошла «в разлом» семья доктора, отражая великий классовый раскол в стране. Жена и сыновья доктора оказываются в лагере остервенелой белогвардейщины, сам доктор и его дочь - в лагере большевиков. Л. Дает классовое столкновение в наиболее сгущенном и обостренном виде, касаясь таких боевых органов революции, как ЧК, и проводя классовую баррикаду через семью. Тем знаменательнее, что и при такой заостренной постановке вопросов былой гуманист Ляшко безоговорочно оправдывает суровые веления классового долга, торжествующие над родственными чувствами.А в прекрасном рассказе «Стена десятых» (1927), повествующем о занятии белогвардейцами завода и расстреле ими каждого десятого рабочего, Л.

Сумел изнутри показать борьбу и переживания большевистского авангарда рабочей массы в дни гражданской войны. Чрезвычайно показателен символический рассказ Л. «Кирдя на железном суде» (1930), в к-ром автор декларирует свой разрыв со всеми сомнениями и колебаниями прошлого и безоговорочное принятие дела Октября. В 1930 появились очерки Л. «Звездный серп», знаменующие приход писателя к тематике социалистической реконструкции.Гуманистическая окраска идеологии Л. Обусловила тягу его к жанру психологической, лирически окрашенной новеллы. В художественном отношении произведения Ляшко страдают рядом существенных недостатков - некоторой вялостью в развертывании сюжета, статичностью, растянутостью. Этически-революционная романтика вызывала внедрение в художественную ткань новелл Ляшко символов (кандалы в «Рассказе о кандалах»).

Преодоление меньшевистских и народнических влияний, приближение к позициям пролетарского авангарда привели к ослаблению черт созерцательного психологизма и к динамизации сюжетного развития. Однако о полном «снятии» прежней художественной манеры Ляшко говорить еще преждевременно.Библиография. I. Автобиография Ляшко. Родов С., Пролетарские писатели, М., 1925. Львов-Рогачевский В., Книга для чтения по истории новой русской литературы, М., 1924. Лидин В., Писатели, М., 1926 (изд. 2-е, М., 1928). Собрание сочинений, 6 тт., «ЗИФ», Москва, 1926-1927 (т. I. Железная тишина. Т. II. Радуга, Рассказы. Т. III. Никон из Заимки, Рассказы. Т. IV. В разлом, Повесть. Т. V. С отарой, Повесть. Т. VI. Доменная печь, Повесть), Критич. Ст. Ляшко. Вырождение и возрождение, «Кузница», 1920, VII.

О задачах писателя-рабочего, там же, 1920, III. О быте и литературе переходного времени, там же, 1921, VIII. Песни у каторжной гуты, там же, 1922, IX. Пролетарская литература, «Кузница», однодневная газета, М., 1922.II. Воронский А., Искусство и жизнь, Москва, 1924 (статья о писателях «Кузницы»). Горбачев Г., Два года литературной революции, Ленинград, 1926. Его же, Современная русская литература, Л., 1928. Кубиков И., Рабочий класс в русской литературе, изд. 3-е, Иваново-Вознесенск, 1926. Якубовский Г., Литературные портреты, Москва, 1926. Полянский В., Вопросы современной критики, М., 1927. Серебрянский М., Творчество Н. Ляшко, «На литературном посту», 1930, XXI-XXII и отд. ГИХЛ, М., 1931. Майзель М., Краткий очерк современной русской литературы, Ленинград, 1931.III.

Писатели современной эпохи, т. I, редакция Б. П. Козьмина, изд. ГАХН, Москва, 1928. Владиславлев И. В., Литература великого десятилетия (1917-1927), т. I, Гиз, М., 1928.

Значения в других словарях
Ляо-Чжай

«ЛЯО-ЧЖАЙ» - полностью «Ляо-чжай-чжи-и» (повести о странном из кабинета Ляо) - название книги китайского новеллиста Пу Сун-лина, по прозвищу Лю-цюань (1622-1715), родом из провинции Шаньдун.Пу Сун-лин, автор «Л.-Ч.», получил классическое образование и принадлежал к бюрократическому сословию ученых. 16 тт. Его произведений заключают более 400 новелл, к-рые не представляют собой оригинального жанра, а являются лишь блестящей стилизацией фантастических китайских новелл VIII-IX вв. Тематика «Л.-Ч.»..

Ляцкий

ЛЯЦКИЙ Евгений Александрович (1868-) - литературовед. Литературная деятельность Ляцкого началась в конце 80-х гг. Рядом стихотворений. Первые научные труды Л. Были посвящены белорусской этнографии и фольклору (в «Этнографическом обозрении», «Известиях Отделения русского языка и словесности» и др.). С конца 90-х гг. Л. Выступает в качестве критика и историка литературы. Работая в разнообразных органах печати, нередко занимавших диаметрально противоположные идеологические позиции (консервативные ..

Маари

МААРИ Гурлен (1903-) - современный армянский поэт и беллетрист. Родился в Турции в городе Ван. Творческий путь М. - талантливого попутчика - зигзагообразен. Поэт до сих пор еще не освободился от влияния мелкобуржуазной, мещанской идеологии. Для первого этапа его творчества особенно характерны индивидуализм, мистицизм, упадочнические настроения и мелкобуржуазная революционность. В последние годы Маари однако делает значительные шаги к сближению с пролетарской идеологией. М. Издал сборник рассказ..

Мабиногион

МАБИНОГИОН (Mabinogion, буквально - «то, что должен знать рассказчик - ученик барда») - единственный дошедший до нас памятник древневаллийского прозаического эпоса. Он является компиляцией, составленной в XIII в. Из весьма разнообразного материала состоявшими на княжеской службе бардами, частью для развлечения аристократического общества, частью для возбуждения националистических чувств накануне окончательного подчинения Уэльса Англии (1282). Этим объясняется стремление авторов (проведенное ими..

Дополнительный поиск Ляшко Ляшко

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Ляшко" в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Ляшко, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Л". Общая длина 5 символа