Мадзини

155

МАДЗИНИ (Маццини) Джузеппе (Guiseppe Mazzini, 1805-1872) - знаменитый итальянский революционер, политический оратор, публицист и критик. Один из главных деятелей итальянского национально-освободительного движения («Рисорджименто»), бывшего по преимуществу движением буржуазным (в нем объединились основные слои буржуазии и даже некоторые группы дворянства. Неогвельфы). Задачей его являлась окончательная ликвидация остатков феодализма через объединение Италии и уничтожение государств на ее территории, задерживавших процесс капиталистической консолидации страны. Мадзини был руководителем наиболее левого республиканского крыла «Рисорджименто». Идеолог радикально-демократической мелкобуржуазной интеллигенции, М.

Первый «освежил затхлую атмосферу покаянных настроений и проповеди смирения бодрым словом, призывавшим к деятельности и подвигу» (Фриче). Великий агитатор и организатор, Мадзини «занимает первое место среди тех, кто создал Италию» (Болтон-Кинг).Деятельность М. Выходит далеко за пределы истории литературы. Ее полная оценка, может быть дана только в общей политической истории Италии. Тем не менее великий революционер был и крупным писателем, который сражался за республику пером, как Гарибальди сражался за нее мечом. Его патетический стиль необычайно ярко выражает психику «апостола итальянской свободы». Своей богатой образностью и пламенной риторикой Мадзини напоминает манеру Виктора Гюго , будучи в то же время лишен позерства, столь характерного для писаний последнего.Свою литературную деятельность М.

Начал в 1828 как литературный критик. М. Был в то время горячим сторонником романтизма («К. Ботта и романтики»), восторженно приветствовал произведения Мандзони и его школы («О романе вообще и об Обрученных в частности», «Мысли об исторической драме»). В 1830 Мадзини переживает перелом, целиком отдается политике и, укрепившись в убеждении, что «искусство - явление по преимуществу социальное», осуждает Гёте (за 1-ю ч. «Фауста») и Байрона (за «Манфреда») как представителей индивидуализма, порождающего в политике деспотизм. Продолжая разделять воззрения романтиков на морально-гражданские задачи художественного творчества и сочувствуя их религиозной настроенности (Мадзини верил в бога и в бессмертие души, как в «геометрическую формулу», и видел в деистической религии опору общественного строя), он развенчивает романтиков за индивидуализм, непротивленчество и оппортунизм, противопоставляет им Фосколо как поэта «революционной» школы и объявляет задачей литературы проповедь национализма и «призыв к беспрерывной борьбе» («Взгляд на итальянское литературное движение после 1830»).

В 1831 Мадзини создает знаменитый журнал «Молодая Италия» (орган одноименного общества). Статьи М. Насыщены теперь пламенной агитацией, обращенной к юношам, женщинам и даже священникам, которых он призывал отдаться делу освобождения отчизны, опираясь на народ, «этот первейший элемент всякой революции», «это великое единство, все охватывающее», «воплощение всех прав, всех сил и воль».Влияние идей М. Испытали все писатели радикально-демократического направления - Гверацци, Никколини, Мамели, даже молодой Кардуччи . Тем не менее «народничество» Мадзини при всей революционности имело ярко выраженную мелкобуржуазную сущность, обнаружившуюся в отношении М. К нарождающемуся рабочему движению. Его критика развивавшегося в Италии капитализма была не передовой, а реакционной, т.

К. Сочеталась с ненавистью к социализму, упраздняющему собственность и «лишающему труженика плодов его труда», борющемуся с религией, этой «вечной и прочной опорой наших прав и обязанностей», отвергающему отечество и национализм и сводящему все к классовой борьбе. В противовес учению Маркса М. Намечает утопическую программу объединения рабочих в производительные ассоциации, имеющие целью не уничтожение собственности, а только устранение ее неравномерного распределения. Так, идейный вождь итальянской национальной революции оказался слеп к подлинному смыслу исторического процесса и не сумел рассмотреть великое будущее начинавшегося международного рабочего движения. Но это было естественным результатом буржуазного характера всего национально-освободительного движения.Библиография.

I. Сокращ. Издания вышли по-немецки (2 тт., Гамбург, 1868) и по-английски (6 тт., Лондон, 1864-1870). Переписка Мадзини в следующ. Изд. Parigi, 1895. Roma, 1905. Lettere inedite, Roma, 1885. Duecento lettere inedite, Torino, 1888. См. Еще. Scritti e ricordi autobiografici di Mazzini, 1912. King H., Letters and recollections of Mazzini, 1912. Scritti editi e inediti, Edizione Nazionale, 46 vv., Imola, 1920-1926.II. Герцен А. И., Былое и думы, чч. 5 и 6, Сочин., под ред. М. К. Лемке, тт. XIII-XIV, П., 1919-1920 (прочие высказывания Герцена о Мадзини см. По именному указателю, приложенному к т. XXII, 1923). Толстой Л. Н., Письмо Мадзини о бессмертии. Кинг-Больтон, История объединения Италии, том I, М., 1901. Г-ская Н., Джузеппе Мадзини, «Русская мысль», 1906, VII.

Гершензон М. О., Образы прошлого, М., 1912 (Герцен и Запад, стр. 175-282). Шрейдер И., Мадзини о национальном вопросе, «Голос минувшего», 1913, V. Фриче В. М., Литература эпохи объединения Италии, ч. 1, М., 1916. Nencioni E., Seggi critici di letteratura italiana, gli scritti letterari di G. Mazzini, 1898. King В., Mazzini, 1902. Oxilia G. U., G. Mazzini uomo e letterato, 1902. Luzio A., Mazzini, Milano, 1905. Momigliano, G. Mazzini e le idealita moderne, Milano, 1905. Статья о литературной деятельности Мадзини. Tiritelli, Nuova Antologia, serie II, v. XVII, 1879. Sacerdote S., Rivista Europea, v. XXXII, 1883. Ricifari F., Concetto dell’arte e della critica letteraria nella mente di G. Mazzini, Catania, 1896. Peretti N., Gli scritti letterari di G.

Mazzini, Torino, 1904.III. Canestrelli, Bibliografia degli scritti di G. Mazzini, Roma, 1893. Conti Giov., Mazzini G., I problemi dell’epoca. Scritti politici e sociali. Prefazione di Arcangelo Ghisleri. Introduzione, note, bibliografia, Roma, 1920.

Значения в других словарях
Мадариага

МАДАРИАГА Сальвадор, де (Salvador de Madariaga) - современный английский беллетрист, критик-эссеист, профессор Оксфордского университета, по происхождению испанец. Единственный его роман «Священный жираф» - остроумный памфлет на социальные и культурные учреждения современной Англии. Его памфлет (новая негритянская культура, возникшая на развалинах забытой европейской культуры, общество, где правят женщины, а мужчины - слабый пол) расценивает европейскую действительность и культуру с точки зрени..

Мадач

МАДАЧ Эмерих (Imre Madach, 1829-1864) - венгерский писатель, происходит из стародворянской семьи. Вовлеченный в политическое движение 40-х гг., М. Сотрудничал в одной из умеренно-либеральных газет и хотя в революции 1848 активного участия не принимал, однако преследовался реакцией, наступившей после подавления революции, как и многие другие умеренно-либеральные националисты. М. Враждебно относился к австрийскому абсолютизму, а вместе с тем и к развившемуся капитализму. В главном произведении М...

Мадригал

МАДРИГАЛ (от итальянского mandra - стадо, или прованс. Mandre - пастух) - первоначально пастушеская песня. Стихотворение из условной «сельской жизни», обычно эротического содержания. Культивировалось с XIV в. Итальянскими поэтами. M. Писались Петраркой, Бокаччо, Саккети, представляя собой у них своеобразный вид идиллии . Позднее содержание М. Несколько изменилось, и М. Приблизился к эпиграмме, отличаясь от нее тем, что эпиграмма (в позднейшей формации) «бывает колка и язвительна или, лучше сказ..

Мадху-Судан Датт

МАДХУ-СУДАН ДАТТ Михаил (1824-1873) - бенгальский поэт, один из наиболее ярких идеологов европеизированных слоев бенгальской буржуазной интеллигенции. Сын адвоката и сам по профессии адвокат. Юношей покинул родительский дом и принял христианство. Несколько лет провел в Англии. Пробовал писать стихи по-английски, но затем перешел на свой родной яз., на к-ром написал три драмы и несколько эпических поэм. Из них наиболее известна «Meghanad-Badha» (1861), развертывающая древнеиндийский сюжет, воспр..

Дополнительный поиск Мадзини Мадзини

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Мадзини" в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Мадзини, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 7 символа