Максуд

209

МАКСУД Махмут (1900-) - современный татарский пролетарский писатель. Р. В деревне в семье сельского муллы (священника). Первоначальное образование получил в мусульманской религиозной школе (медрессе). До 1919 учился в семинарии в г. Малмыже. Служил добровольцем в Красной армии. Окончил литературное отделение I МГУ. С 1919 - член ВКП(б).Литературную деятельность начал с первых лет Октябрьской революции. Его перу принадлежит ряд стихотворений в прозе и рассказы, напечатанные в разных журналах и впоследствии в трех его сборниках - «Безнен Чачакляр» (Наши цветы), «Яз Джыры», «Конны божралар».Творческий путь Максуда характерен для представителей левого крыла мелкобуржуазной интеллигенции, переходящей на позиции пролетарского мировоззрения.

В нем выразилось своеобразное отношение к пролетарской революции и советской действительности преданного пролетариату мелкобуржуазного интеллигента, к-рый, искренно, всеми силами стремясь понять пролетарскую революцию и служить ей, в силу своей мелкобуржуазной природы, представляет ее романтично, абстрактно, метафизически, нереально (не через реальные образы и их отношения). Но вся творческая деятельность М. Развивается по пути постепенного преодоления элементов мелкобуржуазного романтизма и приближения к реальному изображению действительности.Первые произведения Максуда насыщены идеей борьбы против религиозного дурмана и обманов, главным образом против рабства и гнета феодалов, восточных баев и духовенства, против старого быта.

Но эта борьба дана в отвлеченных образах. Восточным ханам, баям, феодалам и духовенству Максуд противопоставляет обездоленных, оскорбленных, угнетенных, обманутых, жалких людей. В своих лирических произведениях он выражает их гнев и жажду мести по отношению к старому миру, их восторг и торжество перед наступающей зарей - победоносной революцией. Характерно, что эти фигуры, которым симпатизирует автор, не отражают движущих сил пролетарской революции. Нет организованной, революционной борьбы их против гнета, рабства, а есть лишь гнев и восторженная встреча «зари».Среди персонажей Максуда часто встречаются обманутые, жалкие восточные девушки, темная голодающая восточная молодежь, обманутый сын муллы, нищие, слепой музыкант и т.

П. Образы промышленных рабочих в творчестве М. Отсутствуют, он устами сына муллы бессильно восклицает. «Преклоняюсь пред силой твоей, о рабочий!»Отношение к старому миру и к революции выражается у М. В большинстве случаев в образах, связанных с понятиями религии, и в образах из жизни природы. Первые преобладают в ранних его произведениях. Проклиная или высмеивая бога, религию и духовенство, Максуд в то же время для выражения своего восторга или скорби непременно обращается к понятиям из области религии. Например о труде Максуд говорит в тех же выражениях, как в религиозных писаниях говорится о боге. «есть и один. Нет сравнившихся и равняющихся ему...»В дальнейшем творчестве М. Нить религиозных образов все больше уступает место картинам природы - волнам, бурям, весне.

В этих песнях фигурирует коллектив комсомольцев, пионеров, новые люди, молодежь, но они даны лишь абстрактно. Преобладают лирические, сентиментальные переживания.Соответственно содержанию и язык произведений Максуда отличается некоторой слащавой сентиментальностью.Основной жанр Максуда - стихотворения в прозе - заимствован у восточных поэтов-символистов.С 1924-1925 М. Постепенно начинает отходить от прежних своих творческих позиций и переходить к реальному изображению социалистического строительства в рассказах и очерках.М. В последнее время работает в области публицистики и критики. Он перевел на татарский язык «Коммунистический манифест» и статьи Плеханова об искусстве.Библиография. I. Карл Либкнехт (сборник), Центриздат, Москва, 1925.

Материалы к проведению 1 мая, Нашрият, М., 1926. Наши цветы, Тат. Комб. Издат., Казань, 1925.II. Сб. «Татарская художественная литература за 10 лет», Казань, 1930, статьи Нигмати и Г. Галеева. Сб. «Татарская литература в эпоху пролетарской диктатуры» А. Саади, Казань, 1929.

Значения в других словарях
Максимов-Кошкинский

МАКСИМОВ-КОШКИНСКИЙ И. С. - чувашский писатель-драматург, организатор чувашского театра и Чувашкино. Творчество этого разностороннего и талантливого представителя чувашской литературы находится в связи с его большой практической работой по организации Чувашского национального театра, возникшего впервые в истории чувашей в 1918 в Казани. Т. К. В то время пьес на чувашском яз. Не было, то репертуар театра могли составлять только переведенные с русского яз. Пьесы. Этому-то делу и отдает М.-К. Свои..

Максимович

МАКСИМОВИЧ Михаил Александрович (1804-1873) - этнограф-историк. Р. В Полтавской губ. Учился в Московском университете, сначала на филологическом, потом на физико-математическом факультете. Усиленно занимался ботаникой. В 1827 получил магистерскую степень, начал читать лекции по ботанике, а в 1833 занял кафедру. Через год М. Получает кафедру русской словесности в только-что открывшемся Киевском университете, где и работает на протяжении десяти лет.Известность М. Дали его этнографические исследов..

Макура

МАКУРА К. - см. Японская литература. ..

Макферсон

МАКФЕРСОН Джемс (James Macpherson, 1736-1796) - «переводчик» Оссиана . Оригинальное литературное творчество Макферсона не представляет значительного интереса. Это - типичная «массовая продукция» разложения аристократической поэзии. Здесь налицо и «кладбищенская поэзия» и псевдоисторическая героическая поэма, плод увлечения «Датской историей» Малетта, - все это с большим налетом шотландского провинциализма. В 1760 Макферсон издает «Отрывки древней поэзии, собранные в Нагорной Шотландии и перевед..

Дополнительный поиск Максуд Максуд

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Максуд" в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Максуд, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 6 символа