Макьявелли

148

МАКЬЯВЕЛЛИ Никколо (Niccolo Bernardo Machiavelli, 1469-1527) - итальянский политический деятель и писатель эпохи Возрождения, автор трудов, в которых дано одно из первых теоретических обоснований абсолютизма, т. Е. Последнего этапа в развитии феодально-крепостнического общества, когда организованные в государство помещики вынуждены были шаг за шагом приспособляться к условиям развивающегося капиталистического хозяйства. Будучи секретарем флорентийской республики и выполняя в этой должности ряд дипломатических поручений, М. До тонкостей изучил механику дипломатической интриги, приобрел большой практический опыт в этой области и в результате систематизировал его в своих произведениях. «Рассуждения о первых десяти главах Тита Ливия» (Discorsi sopra la prima decorte di Tito Liwio, 1514-1516) и «Правитель» (Il principe, 1513).

Нарисованный М. Идеальный образ правителя отражает существенные черты эпохи так наз. Первоначального накопления. Сильный человек, умеющий благодаря хитрости и насилию подчинить себе массу и руководить ею, человек, задающийся конкретными целями и использующий все средства для достижения этих целей, решительный и смелый во всем - таков этот идеал самодержавного государя. Однако своеобразие политической позиции М. В том, что он свою концепцию строит с точки зрения интересов буржуазии городов, откуда и двойственность политических воззрений М. Высказываясь за монархию, поскольку речь идет о стране в целом, он защищает республиканский принцип в отношении отдельного города (напр. Флоренции). Настаивая на расширении прерогатив центральной власти, он озабочен также вопросом о сохранении местных городских «вольностей».

Так например, М. Рекомендует своему «Il principe», уже захватившему новые провинции, всячески считаться с их привычными порядками и установлениями. Потерявшая к началу XVI в. Свою гегемонию на рынках итальянская торгово-денежная буржуазия начинает нуждаться в твердой власти, к-рая, не посягая на ее права, вывела бы страну из экономического кризиса, бесконечных междоусобий и постоянных вторжений иноземцев. К тому же растущая опасность со стороны движения социальных низов в Италии (напр. Савонаролла), перерастающего в плебейско-крестьянскую войну, решительно толкает буржуа-патриция на союз с феодальным бароном, также имеющим все основания опасаться названного движения. Все это и определяет общественный смысл того компромисса между помещичьим абсолютизмом и итальянской буржуазией, теоретиком которого явился М.

Наряду с упомянутыми произведениями М. Написаны. «История Флоренции» (Istorie Florentine, 1521-1527), в которой он излагает свои взгляды на сущность исторического процесса, книга «О военном искусстве» (Arte della guerra), ряд комедий, роман-биография, фантастические новеллы («Belfegor»), причем для каждого из этих жанров он выработал особый стиль. Сильный, гибкий, необыкновенно выразительный.Высшего художественного мастерства М. Достигает в своих комедиях. Одна из них «Мандрагора» (Mandragora) - лучшее, что дала итальянская драматургия Ренессанса. Сухая деловитость, отличающая политические и исторические сочинения М., характерна и для этой комедии, центр тяжести к-рой лежит в сфере чистого практического интереса.

Движущей силой действия является хорошо продуманный и взвешенный расчет. В силу этого и самое действие развертывается как математическая задача, решение которой заранее предопределено введенными в строй величинами. Разница между персонажами не столько в силе сопротивления, сколько в целесообразности задуманного действия. Даром никто ничего не делает. Мотивом поступков является немедленная компенсация. В «Мандрагоре» - этой первой реалистической итальянской комедии - нет социальной сатиры. Автор не знает лучших и худших. Лучше тот, кто умнее рассчитал свои шансы на успех. Хуже тот, кто оказался в проигрыше.Библиография. I. Военное искусство, перев. М. И. Богдановича, СПБ, 1839. Государь и Рассуждения на первые три книги Тита Ливия, перев., под ред.

Н. Курочкина, СПБ, 1869. Монарх, перев. Фед. Затлера, СПБ, 1869. Общедоступная философия в изложении Аркадия Пресса, вып. III. Макиавелли. Государь. Рассуждения о Тите Ливии, СПБ, 1900. Князь, перев. С. М. Роговина, Москва, 1910. Перев. «Мандрагоры». А. Н. Островского (напеч. В 1923) и А. Амфитеатрова (1914), в изд. «Петрополис», Берлин, 1924 (под ред. Д. Петрова и Я. Блоха). Opere, 10 vv., 1804-1805. Opere, 8 vv., 1813. De commedie, pref. Di F. Perfetti, 1863. Tutte le opere storiche e letterarie, a cura di G. Mazzoni e M. Casella, Firenze, Barbera, 1928.II. Чичерин Б., История политических учений, ч. 1, изд. 2-е, М., 1903. Виллари Пасквале, Николо Макиавелли и его время, том I, СПБ, 1914. Марксистская оценка политических взглядов Макьявелли дана в «Энциклопедии государства и права», т.

II, Москва, 1926, Janni E., Machiavelli, 1927. Prezzolini G., Vita di N. Machiavelli florentino, 1927. De Sanctis F., Storia della letteratura italiana, II v., s. A.

Значения в других словарях
Макура

МАКУРА К. - см. Японская литература. ..

Макферсон

МАКФЕРСОН Джемс (James Macpherson, 1736-1796) - «переводчик» Оссиана . Оригинальное литературное творчество Макферсона не представляет значительного интереса. Это - типичная «массовая продукция» разложения аристократической поэзии. Здесь налицо и «кладбищенская поэзия» и псевдоисторическая героическая поэма, плод увлечения «Датской историей» Малетта, - все это с большим налетом шотландского провинциализма. В 1760 Макферсон издает «Отрывки древней поэзии, собранные в Нагорной Шотландии и перевед..

Малайалам

МАЛАЙАЛАМ (около 7 млн. Говорящих) - один из дравидских языков Индии, распространенный в юго-западной части Малабарского берега, от мыса Комарин до Касаргоду. Очень близок по структуре к яз. Тамильскому , как диалект к-рого он рассматривается некоторыми учеными. Однако на М. Имеется с XIII в. Самостоятельная литература, сложившаяся под сильным влиянием тамильской и древнеиндийской (санскритской) лит-р.Библиография. Grierson, Linguistic Survey of India, vol. IV, Calc., 1906. Индийская литература..

Малайская литература

МАЛАЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА - входит в группу индонезийских лит-р. В последнее время в виду легкости малайского яз. Наиболее распространена на островах Суматра, Ява, Матура и др. До XIV в. Существовала письменность на малайском яз. На алфавите южноиндийского типа. Но эпиграфические памятники этого периода редки, и язык их пропитан санскритизмами. Эта форма алфавита в несколько модернизированной форме сохраняется и значительно позднее на южной Суматре. С XIV века малайская письменность развивается на б..

Дополнительный поиск Макьявелли Макьявелли

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Макьявелли" в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Макьявелли, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 10 символа