Макьявелли
МАКЬЯВЕЛЛИ Никколо (Niccolo Bernardo Machiavelli, 1469-1527) - итальянский политический деятель и писатель эпохи Возрождения, автор трудов, в которых дано одно из первых теоретических обоснований абсолютизма, т. Е. Последнего этапа в развитии феодально-крепостнического общества, когда организованные в государство помещики вынуждены были шаг за шагом приспособляться к условиям развивающегося капиталистического хозяйства. Будучи секретарем флорентийской республики и выполняя в этой должности ряд дипломатических поручений, М. До тонкостей изучил механику дипломатической интриги, приобрел большой практический опыт в этой области и в результате систематизировал его в своих произведениях. «Рассуждения о первых десяти главах Тита Ливия» (Discorsi sopra la prima decorte di Tito Liwio, 1514-1516) и «Правитель» (Il principe, 1513).
Нарисованный М. Идеальный образ правителя отражает существенные черты эпохи так наз. Первоначального накопления. Сильный человек, умеющий благодаря хитрости и насилию подчинить себе массу и руководить ею, человек, задающийся конкретными целями и использующий все средства для достижения этих целей, решительный и смелый во всем - таков этот идеал самодержавного государя. Однако своеобразие политической позиции М. В том, что он свою концепцию строит с точки зрения интересов буржуазии городов, откуда и двойственность политических воззрений М. Высказываясь за монархию, поскольку речь идет о стране в целом, он защищает республиканский принцип в отношении отдельного города (напр. Флоренции). Настаивая на расширении прерогатив центральной власти, он озабочен также вопросом о сохранении местных городских «вольностей».
Так например, М. Рекомендует своему «Il principe», уже захватившему новые провинции, всячески считаться с их привычными порядками и установлениями. Потерявшая к началу XVI в. Свою гегемонию на рынках итальянская торгово-денежная буржуазия начинает нуждаться в твердой власти, к-рая, не посягая на ее права, вывела бы страну из экономического кризиса, бесконечных междоусобий и постоянных вторжений иноземцев. К тому же растущая опасность со стороны движения социальных низов в Италии (напр. Савонаролла), перерастающего в плебейско-крестьянскую войну, решительно толкает буржуа-патриция на союз с феодальным бароном, также имеющим все основания опасаться названного движения. Все это и определяет общественный смысл того компромисса между помещичьим абсолютизмом и итальянской буржуазией, теоретиком которого явился М.
Наряду с упомянутыми произведениями М. Написаны. «История Флоренции» (Istorie Florentine, 1521-1527), в которой он излагает свои взгляды на сущность исторического процесса, книга «О военном искусстве» (Arte della guerra), ряд комедий, роман-биография, фантастические новеллы («Belfegor»), причем для каждого из этих жанров он выработал особый стиль. Сильный, гибкий, необыкновенно выразительный.Высшего художественного мастерства М. Достигает в своих комедиях. Одна из них «Мандрагора» (Mandragora) - лучшее, что дала итальянская драматургия Ренессанса. Сухая деловитость, отличающая политические и исторические сочинения М., характерна и для этой комедии, центр тяжести к-рой лежит в сфере чистого практического интереса.
Движущей силой действия является хорошо продуманный и взвешенный расчет. В силу этого и самое действие развертывается как математическая задача, решение которой заранее предопределено введенными в строй величинами. Разница между персонажами не столько в силе сопротивления, сколько в целесообразности задуманного действия. Даром никто ничего не делает. Мотивом поступков является немедленная компенсация. В «Мандрагоре» - этой первой реалистической итальянской комедии - нет социальной сатиры. Автор не знает лучших и худших. Лучше тот, кто умнее рассчитал свои шансы на успех. Хуже тот, кто оказался в проигрыше.Библиография. I. Военное искусство, перев. М. И. Богдановича, СПБ, 1839. Государь и Рассуждения на первые три книги Тита Ливия, перев., под ред.
Н. Курочкина, СПБ, 1869. Монарх, перев. Фед. Затлера, СПБ, 1869. Общедоступная философия в изложении Аркадия Пресса, вып. III. Макиавелли. Государь. Рассуждения о Тите Ливии, СПБ, 1900. Князь, перев. С. М. Роговина, Москва, 1910. Перев. «Мандрагоры». А. Н. Островского (напеч. В 1923) и А. Амфитеатрова (1914), в изд. «Петрополис», Берлин, 1924 (под ред. Д. Петрова и Я. Блоха). Opere, 10 vv., 1804-1805. Opere, 8 vv., 1813. De commedie, pref. Di F. Perfetti, 1863. Tutte le opere storiche e letterarie, a cura di G. Mazzoni e M. Casella, Firenze, Barbera, 1928.II. Чичерин Б., История политических учений, ч. 1, изд. 2-е, М., 1903. Виллари Пасквале, Николо Макиавелли и его время, том I, СПБ, 1914. Марксистская оценка политических взглядов Макьявелли дана в «Энциклопедии государства и права», т.
II, Москва, 1926, Janni E., Machiavelli, 1927. Prezzolini G., Vita di N. Machiavelli florentino, 1927. De Sanctis F., Storia della letteratura italiana, II v., s. A.
Дополнительный поиск Макьявелли
На нашем сайте Вы найдете значение "Макьявелли" в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Макьявелли, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "М". Общая длина 10 символа