Мамин-Сибиряк

82

МАМИН-СИБИРЯК (псевдоним Дмитрия Наркисовича Мамина) (1852-1912) - беллетрист. Р. В семье священника на Висимо-Шайтанском заводе (Урал). Окончил Пермскую семинарию в 1871, поступил в Сибирскую медико-хирургическую академию. В 1876 перешел на юридический факультет университета в СПБ, но курса там не окончил. Занялся репортажем. Мелкие рассказы М.-С. Появились в печати в 1872. Первые значительные произведения относятся к несколько более позднему времени - «Бойцы» (1883), «Приваловские миллионы» (1884). Печатался М.-С. Гл. Обр. В «Деле», «Отечественных записках», в «Русском богатстве» и «Русской мысли».Творчество М.-С. В основной своей части посвящено изображению уральского промышленного капитализма. Выступив в литературе в годы хищнического накопления и связанного с ним спекулятивного ажиотажа, М.-С.

Воспринимает капитализм как закономерное явление русской действительности, но относится к нему резко враждебно. «В произведениях М.-С. Рельефно выступает особый быт Урала, близкий дореформенному, с бесправием, темнотой и приниженностью привязанного к заводам населения, с добросовестным ребяческим развратом господ, с отсутствием того среднего слоя людей (разночинцев, интеллигенции), который так характерен для капиталистического развития всех стран, не исключая и России» (Ленин). В его романах - бесконечная галлерея деятелей уральской промышленности. Крепкие, устойчивые предприниматели дореформенного склада сталкиваются здесь с жесткими дельцами уже современной капиталистической формации, за ними толпятся мелкие плуты и хищники-адвокаты, покрывающие хищничество своих клиентов, делающие себе карьеру на эксплоатации рабочего класса инженеры и пр.Внедрение новых капиталистических отношений в Заполье, новых форм эксплоатации его богатств («Хлеб», 1895) ведет к гибели всего края, а увлечение наживой («Галактион») превращает людей в чудовищ, погибающих вместе со своими деньгами.

Деньги несут физическое и нравственное вырождение («Последние огоньки»). Омерзительно глупая и дикая буржуазия («Горное гнездо») беспощадно эксплоатирует крестьян-бурлаков («Бойцы»), хозяйство крестьян («Три конца»), наносит сокрушительные удары семейной морали («Дикое счастье»), доводит интеллигенцию до последней степени алчности и падения («На улице»). В первом периоде творчества М.-С. Занимают народнические проблемы - борьба с капитализмом («Приваловские миллионы») и преклонение перед народной силой («Бойцы»). Но он вскоре убеждается в безнадежности этих идей. Так рушатся социальные утопии Привалова, крупнейшего заводчика-идеалиста. Его попытки спасти крестьянскую патриархальную общину от разлагающего влияния капиталистического процесса бессильны противостоять беспощадному развитию последнего.

Это признает сам М.-С. «Повсюду обломки, и из-под них слышатся стоны пришибленных и раздавленных людей или ликующие возгласы тех, кто успел уже нажиться и приспособиться».М.-С. Не ищет идеалов, поднимающихся над окружающей действительностью. Больше того - идеалов не должно быть. «Идешь туда, а глядишь, пришел совсем в другое место, хочешь принести человеку пользу, а получается вред». Увлеченный дарвинизмом, он признает борьбу единственным принципом в жизни. «Происходит пожирание одних людей другими, и в этом концерте пожирания друг друга творится тайна жизни» («В худых душах»). Эта бесперспективная философия городского мещанства лучше всего выражена в автобиографич. Романе Мамина-Сибиряка «Черты из жизни Пепко» (1894).

Только прежние патриархальные отношения городского мещанства обвеяны симпатией романиста. Оттуда он черпает образы, хранящие идеалы семейного начала и мудрой справедливости - старик Бахарев («Приваловские миллионы»), Савоська («Бойцы»). Даже те из них, кто является грозой для подчиненных, не только наказывают их, но и милуют (Лука Назарыч - «Три конца»). Люди же новые смотрят на человека, как на машину, и не видят его души (Голиковский).Лучшие женские типы (Наденька, Устинька) выведены также из мещанства, и противопоставлены женщинам-хищницам (Сусанна - «Приваловские миллионы» и др.).Жизнь представлялась М.-С. Постоянной хаотической свалкой различных сил. Он не знал будущего, не верил в изменение социальных отношений.

Он видел только тяжелую поступь капитализма, слышал его удары по родным и привычным ему формам жизни. Отсутствие ясно осознанной устремленности сказалось отчасти и в композиционной рыхлости, бесформенности, чрезмерной нагроможденности произведений Мамина-Сибиряка, в его постоянном тяготении к описаниям, картинам этнографического характера. Его произведения сложны по фактическому содержанию, изобилуют большим количеством эпизодических лиц, связанных с основным замыслом одной какой-нибудь чертой. Поэтому излюбленным жанром М.-С. Является роман-хроника, с широкой и сложной композицией и красочным языковым рисунком.Пропитанный мелкобуржуазным либерализмом, М.-С. Отобразил развитие русской буржуазии от «темного царства» Островского к просвещенному буржуа-дельцу, изображавшемуся кроме Мамина-Сибиряка в произведениях Амфитеатрова , Боборыкина и др.М.-С.

Явился в 80-х гг. Одним из видных представителей того русского натурализма, который создавался под сильным воздействием Эмиля Золя. - «Мною была задумана целая серия романов на манер Ругонов Золя», писал он в «Чертах из жизни Пепко». Хотя в отличие от «Ругон-Маккаров» строгой связи и последовательности между произведениями М.-С. Не получалось, но крупнейшие романы его - «Горное гнездо», «На улице», «Три конца», «Золото», «Дикое счастье», «Хлеб», «Приваловские миллионы» и др. - представляют собой развитие картины победоносного разрушающего шествия русского капитализма.Библиография. I. Полное собрание сочин., изд. А. Ф. Маркс, П., 1915-1917 (прилож. К журн. «Нива»). Собр. Сочин., 4 тт., Гиз, М. - Л., 1927-1928 (т. I. Приваловские миллионы.

Т. II. Золото. Т. III. Хлеб. Т. IV. Черты из жизни Пепко).II. Альбов В., Капиталистический процесс в изображении Мамина-Сибиряка, «Мир божий», 1900, I-II. Аничков Е. Д., Мамин-Сибиряк, «Мир божий», 1905, X. Скабичевский, Сочинения, т. II, издание 3-е, 1913. Колтоновская Е., В стороне от главного русла. Д. Мамин-Сибиряк, «Вестник Европы», 1913, II. Быков П. В., Д. Н. Мамин-Сибиряк. Критико-биографический очерк. Полное собрание сочин. Мамина-Сибиряка, изд. «Нивы», т. I. Неведомский М., Д. Н. Мамин-Сибиряк, «История русской литературы XIX в.», под ред. Д. Н. Овсянико-Куликовского, т. V, изд. Т-ва «Мир», М., 1917. Соловьев Евг., Очерки из истории русской литературы XIX в., изд. 4-е, М., 1923. Богословский П. С., Памяти писателя Д. Н. Мамина-Сибиряка (К вопросу об изучении его творчества), «Научно-педагогический вестник», 1923, I.III.

Мезьер А. В., Русская словесность с XI по XIX ст. Включительно, ч. 2, СПБ, 1902. Венгеров С. А., Источники словаря русских писателей, т. IV, П., 1917. Владиславлев И. В., Русские писатели, изд. 4-е, Гиз, М. - Л., 1924.

Значения в других словарях
Мальчевский

МАЛЬЧЕВСКИЙ Антон (Malczewski, 1793-1826) - один из первых представителей романтизма в Польше. Происходил из богатой шляхетской семьи в Подолии, в конце своей бурной жизни впал в нужду и умер в крайней бедности. Его главное и почти единственное произведение - поэма «Мария». Кроме этой поэмы М. Написал лишь небольшое количество малозначительных стихотворений. Поэма «Мария» написана под большим влиянием Байрона. Однако в поэме нет байроновского общественного протеста. Это произведение выражает кр..

Мамед Хади

МАМЕД ХАДИ - см. Хади Мамед. ..

Мамсуров

МАМСУРОВ Темир-Болат (1843-1899) - видный осетинский поэт. Корнет Чугуевского уланского полка, М. В 1865 примкнул к движению горцев за переселение в Турцию. Движение это было спровоцировано царским правительством, желавшим избавиться от беспокойных элементов, затаивших мечту о восстании, и освободить горские земли для поселения на них казаков. Затея удалась. Свыше миллиона горцев ушло в Турцию. Жалкая судьба переселенцев, их страдания на пути в Турцию и в Турции под пятой султана, от к-рого пер..

Манай Алибеков

МАНАЙ АЛИБЕКОВ (1860-1920) - кумыкский поэт. Р. В Хасав-Юртовском районе, в дер. Яхсай, в семье бедного пахаря. Лишенный возможности получить даже первоначальное образование, М. А. Самоучкой выучился читать и писать по-кумыкски и по-русски. М. А. Жил в ту эпоху, когда развивающиеся капиталистические отношения начинали захватывать и дагестанскую деревню. В его стихотворениях ярко отразились настроения разоряемого и угнетаемого крестьянства. В простой и доступной форме М. А. Разоблачает угнетател..

Дополнительный поиск Мамин-Сибиряк Мамин-Сибиряк

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Мамин-Сибиряк" в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Мамин-Сибиряк, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 13 символа