Маркевич

93

МАРКЕВИЧ Болеслав Михайлович (1822-1884) - писатель. Учился в Одесском лицее, служил в министерстве государственных имуществ, финансов и др. Дослужившись до значительных чинов, был внезапно уличен в крупной взятке и уволен со службы. В литературе дебютировал в конце 60-х гг. Малозначительными очерками «Типы прошлого». Наиболее крупные произведения М. - «Марина из Алого рога» (1878) и трилогия «Четверть века назад» (1878), «Перелом» (1880) и «Бездна» (1883) (незакончена). Эти романы были напечатаны в «Русском вестнике».Творчество М. Выражает идеологию наиболее реакционной группы русских помещиков, которая протестовала даже против реформ 60-х гг., противоречивших ее экономическим интересам, и перешла в политическую контратаку с началом экономического застоя 80-х гг.

(уступкой требованиям этой группы помещиков являлись такие мероприятия правительства Александра III, как создание дворянского банка и института земских начальников). М. Презирает общество, возникшее в результате «великих реформ», - «нажившегося кабатчика, жида-концессионера, адвоката, газетчика, профессора из прогрессистов , чиновника-либерала» и пр. Он злобно издевается над либерализмом людей сороковых годов, уготовившим дорогу нынешнему повсеместному воцарению разночинца (шаржированная фигура отца-Овцына, «русского Ламартина»). Он ненавидит революционную демократию 60-х годов, изображая ее представителей самыми отталкивающими чертами (нигилисты - Левиафанов в «Марине из Алого рога», Иринарх Овцын в «Переломе», террорист «Волк» в «Бездне» - в последнем М.

Пытался изобразить Желябова). Трилогия, по мысли М., должна была изобразить процесс распада русского общества. Относительную его крепость в «Четверть века назад», тщетную борьбу с воспрянувшими революционными силами в «Переломе» (эпоха проведения крестьянской реформы) и полный маразм распада в «Бездне». М. Винит во всем происходящем либеральничающую бюрократию, «заигрывающую» с революционным движением и идущую «на поводу» у нигилистов (отталкивающие образы либеральных губернатора, губернского прокурора и даже государственного секретаря!). Идеалом Маркевича является «дворянское служилое сословие», - с одной стороны, землевладельческое - с другой, тесно связанное с верхом и с низом. С властью - службой, с землепашцем - общими им интересами «почвы».

Таковы любимейшие герои М. - Чемисаров («Типы прошлого»), граф Завалевский («Марина из Алого рога») и особенно Троекуров («Перелом», «Бездна») - феодализированный Печорин, изображенный последним могиканом славного дворянского прошлого.Вся идеологическая концепция М. Представляла собой полное извращение действительности, - обвинять русское самодержавие второй половины 70-х гг. В либерализме было не меньшим издевательством над истиной, чем игнорировать те беспощадные расправы, которые абсолютизм систематически учинял над авангардом революционной демократии. Художественная ценность произведений М. Невысока. Этот оголтелый черносотенец не мог не лгать в своих произведениях. Ему свойственно вульгарно-прямолинейное деление образов на «светлые» и «темные», склонность к штампованным категориям персонажей (противопоставление «демонической» княжны Киры, чуть было не сделавшейся нигилисткой, «ангелу во плоти», Сашеньке, любовные описания феодально-аристократического быта, идиллических отношений строгого, но справедливого «барина» с послушным и патриархальным народом).

Язык М. Характеризуется галлицизмами, неправильными оборотами речи, манерностью (каждая глава огромной трилогии снабжена двумя эпиграфами), выспренними метафорами и пр.Библиография. I. Полное собрание сочинений, 11 тт., СПБ, 1885. То же, издание 2-е, М., 1911. Письма к гр. А. К. Толстому и П. К. Щебальскому и др., СПБ, 1888.II. Михайловский Н. К., О крокодиловых слезах, «Северный вестник», 1886, кн. X, и в Собр. Сочин., т. VI. Арсеньев К. К., Роман - орудие регресса, Критические этюды по русской литературе, том II, СПБ, 1888. Его же, За кулисами ретроградного романа, «Вестник Европы», 1888, кн. X. Цейтлин А. Г., Сюжетика антинигилистическ. Романа, «Литература и марксизм», 1929, книга II.III. Мезьер А. В., Русская словесность с XI по XIX включительно, часть 2, СПБ, 1902.

Венгеров С. А., Источники словаря русских писателей, т. IV, П., 1917. Владиславлев И. В., Русские писатели, издание 4-е, Гиз, Ленинград, 1924.

Значения в других словарях
Марино

МАРИНО Джиамбаттиста (Marino, 1569-1655) - итальянский поэт, обычно титулуемый «Кавальер М.», - один из виднейших представителей итальянского Барокко в его дворянско-«рыцарском» выражении. Ловкий авантюрист с темным прошлым, сумевший пробраться в высшие сферы, М. Начал свою литературную карьеру в Венеции, где после побега из тюрьмы выпустил книгу стихов, доставившую ему звание придворного у кардинала Пьетро Альдобрандини. Затем Марино живет при дворе герцога савойского в Турине, с 1615 - в Пари..

Марич

МАРИЧ (псевдоним Марии Давыдовны Чернышевой) (1893-) - современная писательница. Дочь инженера. Печатается с 1922. Наиболее известные из ее произведений - романы «Сухие ветви» (на тему о 1905) и «Северное сияние» (о восстании декабристов). Оба романа слабы в отношении охвата исторической эпохи и раскрытия в художественных образах ее движущих сил. В романе «Сухие ветви» на первый план выдвинуты любовные переживания героев. Революция представлена как столкновение авангарда интеллигенции - студенч..

Маркиш

МАРКИШ Перец (Perez Markis, 1895-) - современный еврейский поэт и драматург. Р. На Волыни. Уже первым сб. Стихов «Schwelen» (Ступени, Киев, 1918) М. Привлек к себе особое внимание еврейской критики и наряду с Д. Гофштейном и Л. Квитко положил начало так наз. «киевскому периоду» еврейской послеоктябрьской поэзии. Проникнутые анархистским бунтарством, первые стихи М. Были протестом против националистической романтики и сентиментальной лирики идеализаторов погибающего еврейского местечка (Д. Эйнго..

Марко Вовчок

МАРКО ВОВЧОК (1834-1907) (псевдоним Марии Александровны Вилинской - по мужу Маркевич и Лобач-Жученко) - известная украинская писательница. Р. В селе Екатерининском, Елецкого у., Орловской губ., в семье армейского офицера. Семи лет М. В. Лишилась отца, воспитывалась с 1846 в харьковском пансионе, откуда через 2 года переехала в Орел к своей тетке Мордвиной, у к-рой собирались наиболее выдающиеся представители интеллигенции Орла (П. Якушкин, славянофил П. Киреевский, писатель Н. Лесков, ссыльный ..

Дополнительный поиск Маркевич Маркевич

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Маркевич" в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Маркевич, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 8 символа