Мельников

88

МЕЛЬНИКОВ Павел Иванович (1819-1883) (псевдоним Андрей Печерский) - писатель. Сын жандармского офицера, учился в Казанском университете, в 1845 служил чиновником особых поручений по борьбе с расколом при нижегородском губернаторе. Первым беллетристическим произведением М., обратившим на себя внимание критики, было «Семейство Красильниковых» (1852), за ним последовали повести «Поярков», «В старые годы», «Медвежий угол», «Гриша» и др. Переведенный в 1853 в Петербург в министерство внутренних дел, М. Издавал патриотическую газету «Русский дневник». С 1866 М. Жил в Москве исключительно на литературный заработок, публикуя статьи по расколу и сектантству. В 1871-1875 напечатал в «Русском вестнике» роман «В лесах», а в 1875-1881 - его продолжение «На горах».

Эти романы, так же как и часть рассказов М., посвящены изображению жизни зажиточной раскольничьей буржуазии. Последняя освещается им с точки зрения той части русской буржуазии 50-70-х гг., которая участвовала в бюрократическом управлении страной, выполняя задания правящего дворянства.Герои романов М. В большинстве своем - представители крупной торговой буржуазии приволжских провинций. Все их миросозерцание неизменно окрашено в патриархально-домостроевские тона. У таких типичных представителей этой среды, как Чапурин и Смолокуров, автор тщательно выписывает консерватизм общественных взглядов и преданность престолу и отечеству. Членам артели и богатым крестьянам-кулакам (Силантию, Трифону Лохматому) свойственны жажда наживы, властность, самодурство, лицемерие, боязнь скандала, безразличное отношение к путям наживы, разгул, бахвальство и щедрость.

Предпринимательницами, стоящими во главе сложного хозяйства, являются игуменьи больших скитов (напр. Манефа). Большинство женских образов М., начиная с эскизного образа княгини Варвары («В старые годы») и кончая персонажами «В лесах» и «На горах» (Настя Чапурина, Аксинья Захаровна, Дуня Смолокурова и т. Д.), принадлежит к пассивным, слабовольным натурам. Если женщина и достигает самостоятельности, то только путем больших жертв, путем разбитой личной жизни - именно таким образом достигает власти Фленушка. Низшие слои старообрядчества почти не затронуты в романах М. Они выступают только в качестве эпизодических лиц. Крестьянская старообрядческая масса фигурирует у М. Только как декорация. Психология этой массы изображается вскользь и всегда в одном и том же плане - необыкновенной привязанности к тем, от кого она зависит.Романам М.

Свойственен сильный отпечаток этнографизма. Удачно и кстати используются им местные предания, напр. Сказание о подводном граде Китеже, известное также и из древних рукописей, и разные другие сказания старообрядческих паломников, старцев и странников. Песни девушек на посиделках, на Красной горке, причитания плакуш на похоронах и т. Д. «Народной» речью М. Пользуется не только в разговорах, но и там, где идет повествование от лица автора, напр. В описаниях природы.Литературная деятельность М. Как публициста и как беллетриста теснейшим образом связана с той обрусительской политикой, которая проводилась русской бюрократией и диктовалась интересами дворянского абсолютизма. Отсюда специфическая тяга М. К консервативным формам быта, отсюда та реакционность, к-рая резко отличает его чиновничий и благонамеренный этнографизм от этнографических очерков разночинцев 60-х гг.

- Решетникова, Левитова, Якушкина и др.Библиография. I. Полное собр. Сочин., 14 тт., изд. Т-ва Вольф, СПБ, 1897-1898 (с биографич. Очерком М. Усова и характеристикой творчества А. П. Милюкова). То же, изд. 2-е, СПБ, 1910. То же, прилож. К журн. «Нива», 1909 (с предисл. А. Измайлова).II. Иловайский Д., П. И. Мельников и его 25-летняя литературная деятельность, «Русский архив», 1875, I. Невзоров Н., П. И. Мельников, его жизнь и литературное значение, Казань, 1883. Миллер Ор., Русские писатели после Гоголя, изд. 3-е, СПБ, 1886. Богданович А. И., В годы перелома, СПБ, 1908. В память Мельникова, Сборник, Н.-Новгород, 1911 (биографич. Очерк, сост. Его сыном, переписка, автобиография, ст. Н. Саввина, Мельников в оценке литературной критики, и др. Материалы). Янчук Н.

А., П. И. Мельников (А. Печерский), в кн. «История русской литературы XIX в.», под ред. Д. Н. Овсянико-Куликовского, Т. IV, М., 1911. Ильинский Л., П. И. Мельников (А. Печерский), «Русский филологич. Вестник», 1912, I-II. Зморович А., Об языке и стиле произведений П. И. Мельникова, там же, 1912, I-II.III. Языков Д. Д., Обзор жизни и трудов покойных русских писателей, вып. III, СПБ, 1886 (и дополн. В след. Выпусках). Библиографический указатель при т. I «Полн. Собр. Сочин.», изд. Вольфа и при указанном Нижегородском сборнике. Венгеров С. А., Источники словаря русских писателей, т. IV, П., 1917. Владиславлев И. В., Русские писатели, изд. 4-е, Гиз, Л., 1924.

Значения в других словарях
Мелодика

I. Лингвистический термин, обозначающий систему повышений и понижений голосового тона в речи, а также отдел фонетики, эту систему изучающий. М. Какого-либо высказывания слагается таким образом1) из интонаций , т. Е. Повышений и понижений тона, связанных со смыслом высказывания и являющихся мелодическими средствами речевой выразительности, и2) из повышений и понижений тона, связанных с фонематической стороной яз. И являющихся мелодическими средствами диференциации слов. Примерами мелодических ср..

Мелодрама

МЕЛОДРАМА. - Термин «М.» имеет несколько значений, будучи применяем к различным видам драмы. В буквальном переводе с греческого М. (от melos - «музыка» и drama - «действие») означает музыкальная драма. В таком значении слово «М.» употреблялось в Италии (и отчасти во Франции) в XVII-XVIII вв. Как синоним оперы , понимаемой однако не как музыкальный, а как литературный, поэтический жанр. В этом смысле итальянские литературоведы до сих пор говорят о Метастазио как о мастере М.Второе значение терми..

Мельшин

МЕЛЬШИН - см. Якубович. ..

Мемуарная литература

1. Объем и состав понятия.2. Классовая детерминированность мемуарных жанров.3. Вопросы достоверности М. Л.4. Приемы экспертизы М. Л.5. Значение мемуаров.6. Основные исторические вехи М. Л.1. ОБЪЕМ И СОСТАВ ПОНЯТИЯ. - М. Л. (от французского memoire - память) - произведения письменности, закрепляющие в той или иной форме воспоминания их авторов о прошлом. Приближаясь подчас к художественной литературе, в частности напр. К таким жанрам, как семейная семейная хроника и различные виды исторической б..

Дополнительный поиск Мельников Мельников

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Мельников" в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Мельников, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 9 символа