Мир искусства
«МИР ИСКУССТВА» - художественный иллюстрированный журнал, выходивший в Петербурге с 1899 по 1904. В 1899 издателями журнала были кн. М. К. Тенишева и С. И. Мамонтов, редактором - С. П. Дягилев. Последний, начиная с 1900, становится единственным издателем-редактором, и лишь с начала 1904 к нему присоединяется в качестве редактора Александр Бенуа. Первые два года журнал был двухнедельным. С 1901 превратился в ежемесячник. За шесть лет вышло 96 номеров (тт. I-XII). В журнале были. 1. Художественный и художественно-промышленный отделы. 2. Литературный и 3. Хроника. Кроме Дягилева и Бенуа в руководящее ядро журнала входили художники - В. А. Серов, Л. С. Бакст и др., писатели - Н. Минский, Д. С. Мережковский, Д. Философов, З. Гиппиус и др. В литературном отделе журнала выступали кроме названных выше символисты.
Бальмонт, Валерий Брюсов, Федор Сологуб, Мережковский, В. В. Розанов, а также Андрей Белый (см. Соответствующие статьи, а также «Символизм»). Как художественный журнал «М. И.» был воинствующим реакционным органом буржуазной интеллигенции, боровшимся совместно с дворянством против революционных настроений и пытавшимся в искусстве утвердить принцип самодовлеющего эстетизма с характерными нотами дворянско-усадебной эстетики. Для творчества художников и идеологов, объединенных вокруг журнала, характерны пассеизм, архаика, дворянский гедонизм, проповедь безыдейного искусства, чистого эстетического наслаждения, выхолащивание из искусства общественного содержания. Резко выступая против гражданских мотивов передвижников, «М.
И.» культивировал в искусстве аполитичность, оставляя за ним только декоративную, украшательскую роль, чем на деле выполнял заказ русской буржуазии - «облагородить», приукрасить ее хищнические формы эксплоатации и сблизить капитализм в искусстве - в единой упадочнической, загнивающей эстетике - с русской аристократией.Вождями этого движения были Мамонтов и Дягилев. В программной статье Дягилев открыл поход против материалистической эстетики Прудона и Чернышевского, взгляды к-рых развивали передвижники. Дягилев назвал их «варварами», «неумытыми руками прикасающимися к искусству». Детище «барчуков» (выражение Бенуа, см. Ниже библиографию), журнал стал кафедрой богоискателей, мистиков. Он явился началом целой серии журналов, в к-рых нашли себе место идеологи «жаждущей» спокойного наслаждения «красотой» контрреволюционной буржуазии.
Вслед за «М. И.» появились «Весы», а затем «Аполлон», «Золотое руно» и др.Библиография. Бенуа Александр, Возникновение «Мира искусства», М., 1928. Чулков Георгий, Годы странствий, М., 1930, стр. 185-187. Мезьер А. В., Словарный указатель по книговедению, ч. 1. М. - Л., 1931, стр. 750.
Дополнительный поиск Мир искусства
На нашем сайте Вы найдете значение "Мир искусства" в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Мир искусства, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "М". Общая длина 13 символа