Мир искусства

75

«МИР ИСКУССТВА» - художественный иллюстрированный журнал, выходивший в Петербурге с 1899 по 1904. В 1899 издателями журнала были кн. М. К. Тенишева и С. И. Мамонтов, редактором - С. П. Дягилев. Последний, начиная с 1900, становится единственным издателем-редактором, и лишь с начала 1904 к нему присоединяется в качестве редактора Александр Бенуа. Первые два года журнал был двухнедельным. С 1901 превратился в ежемесячник. За шесть лет вышло 96 номеров (тт. I-XII). В журнале были. 1. Художественный и художественно-промышленный отделы. 2. Литературный и 3. Хроника. Кроме Дягилева и Бенуа в руководящее ядро журнала входили художники - В. А. Серов, Л. С. Бакст и др., писатели - Н. Минский, Д. С. Мережковский, Д. Философов, З. Гиппиус и др. В литературном отделе журнала выступали кроме названных выше символисты.

Бальмонт, Валерий Брюсов, Федор Сологуб, Мережковский, В. В. Розанов, а также Андрей Белый (см. Соответствующие статьи, а также «Символизм»). Как художественный журнал «М. И.» был воинствующим реакционным органом буржуазной интеллигенции, боровшимся совместно с дворянством против революционных настроений и пытавшимся в искусстве утвердить принцип самодовлеющего эстетизма с характерными нотами дворянско-усадебной эстетики. Для творчества художников и идеологов, объединенных вокруг журнала, характерны пассеизм, архаика, дворянский гедонизм, проповедь безыдейного искусства, чистого эстетического наслаждения, выхолащивание из искусства общественного содержания. Резко выступая против гражданских мотивов передвижников, «М.

И.» культивировал в искусстве аполитичность, оставляя за ним только декоративную, украшательскую роль, чем на деле выполнял заказ русской буржуазии - «облагородить», приукрасить ее хищнические формы эксплоатации и сблизить капитализм в искусстве - в единой упадочнической, загнивающей эстетике - с русской аристократией.Вождями этого движения были Мамонтов и Дягилев. В программной статье Дягилев открыл поход против материалистической эстетики Прудона и Чернышевского, взгляды к-рых развивали передвижники. Дягилев назвал их «варварами», «неумытыми руками прикасающимися к искусству». Детище «барчуков» (выражение Бенуа, см. Ниже библиографию), журнал стал кафедрой богоискателей, мистиков. Он явился началом целой серии журналов, в к-рых нашли себе место идеологи «жаждущей» спокойного наслаждения «красотой» контрреволюционной буржуазии.

Вслед за «М. И.» появились «Весы», а затем «Аполлон», «Золотое руно» и др.Библиография. Бенуа Александр, Возникновение «Мира искусства», М., 1928. Чулков Георгий, Годы странствий, М., 1930, стр. 185-187. Мезьер А. В., Словарный указатель по книговедению, ч. 1. М. - Л., 1931, стр. 750.

Значения в других словарях
Миомандр, де

МИОМАНДР Франсис, де (Frencis de Miomandre, 1880-) - современный французский писатель, один из постоянных сотрудников буржуазной еженедельной лит-ой газеты «Les nouvelles litteraires».Романы М. Могут быть разделены на две группы. Первая, напр. «Le vent et la poussiere» (P., 1909 (см. Также «Золотой телец», Гиз, 1924)), характеризуется подчеркнутой занимательностью фабулы, бессодержательной, бьющей на эффект авантюрой. Другой свойственен сентиментальный психологизм. Такова история несчастной люб..

Мир Божий

«МИР БОЖИЙ» - ежемесячный журнал, выходивший в Петербурге с 1892 по 1906. Редакторы. До 1902 - В. П. Острогорский, затем Ф. Д. Батюшков. В первые годы существования журнал ставил специальные задачи самообразования, что выражалось в печатании большого количества популярно изложенных естественно-исторических статей. Но постепенно совершился переход к обычному типу ежемесячника. Большую роль в развитии «М. Б.» сыграл А. И. Богданович , начавший сотрудничество с 1895 и вскоре ставший его фактически..

Мир-Таки

МИР-ТАКИ Мухаммад (1713-1810) - один из двух (второй - Сауда) самых знаменитых поэтов литературы урду в XVIII в. Происходил из религиозной знати. Был типичным «придворным» поэтом эпохи разложения феодализма. Оставил огромное количество стихотворений, из к-рых наибольшей славой пользуются «месневи» - повести в стихах. Его лирика, облеченная в традиционную форму «газелей», окрашена глубочайшим пессимизмом.Библиография. Garcia de Tassy J. H., Conseils aux mauvais poetes, poeme de Mir Taki, trad. D..

Мира де Амескуа

МИРА де АМЕСКУА (Antonio Mira de Amescua, 1574?-1644) - испанский драматург, представитель идеологии воинствующего католицизма. Мира де Амескуа специализировался по преимуществу на разработке сюжетов из житий святых, драматургическое разрешение к-рых отличается у него богословской изворотливостью. Особенно известны комедии «El ermitano galan y mesonera del cielo», где использована легенда о Марии Египетской, «La vida y muerte dela monja de Portugal» и «El esclavo del demonio» (Раб дьявола) - од..

Дополнительный поиск Мир искусства Мир искусства

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Мир искусства" в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Мир искусства, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 13 символа