Мистерии

94

ДРЕВНИЙ ВОСТОК И АНТИЧНОСТЬ. - М. (от греческого mysterion - «таинство») - тайные, т. Е. Доступные лишь посвященным, культовые действа, в которых земледельческая обрядность ритуальной драмы сочетается с представлениями о «вечном блаженстве» избранников, «приобщившихся» к божеству путем соприкосновения с ним (осязание или вкушение тела божества и т. П., сохранившееся в христианском культе «причащения»). Непосредственное происхождение мистерии ведут от женских земледельческих праздников (эпоха мотыжного земледелия). Отсюда преобладание женских божеств в античных М. (женщины собираются тайно от мужчин, имеют иногда свой тайный язык. Это эпоха нового расцвета матриархата). Но безусловно на эти женские праздники оказали влияние обряды посвящения юношей в первобытных обществах.

Восточные и античные мистерии чаще всего связаны с культами умирающих и воскресающих богов плодородия. В Греции заметен антагонизм между аристократической религией «олимпийских» богов и мистериями аграрной религии. Из многочисленных мистерий наиболее известны египетские (Озирис и Изида), фригийские (Кибела и Аттис), иранские (Митра), а из греческих - элевзинские (Деметра и Кора), орфические (Дионис) и самофракийские (кабиры). Характерный для религии мистерий обряд «посвящения» состоит в ритуальной смерти посвящаемого, а затем в его ритуальном возрождении для новой блаженной жизни. Перед посвященным нередко разыгрывалась и ритуальная драма, изображавшая миф о божестве, в культе к-рого мистерии имели место (напр.

В Элевзине - похищение Коры Плутоном, блуждания Деметры в поисках дочери и т. Д.). Там, где мистерии имели оргиастический характер, весь коллектив «посвященных» принимал участие в ритуальной драме. Особую популярность мистерии получили в эпоху застоя и загнивания античного общества. Они приобрели резко выраженную этическую окраску в связи с тенденциями к самоуглублению и «душевному спасению» среди недовольных масс, лишенных перспективы на улучшение положения в будущем. Ритуальная драма мистерий, мало известная в своих деталях («тайна» сохранялась очень строго), оставила ряд косвенных отражений в структуре античной драмы и античного романа (любопытны сведения и намеки на ритуал мистерий Изиды в заключительной книге «Золотого осла» Апулея).

Догматика и обрядность христианства в очень значительной мере покоятся на эллинистических религиозных мистериях.Библиография. Зелинский Ф., Религия эллинизма, П., 1922. Иванов В., Дионис и прадионисийство, Баку, 1923. Фрэзер Д. Д., Золотая ветвь, русск. Перев., с предисл. П. Ф. Преображенского, вып. I-IV, М., 1928. Lobeck C. A., Aglaophamus, 2 vv., 1829. Anrich G., Das antike Mysterienwesen in seinem Einfluss auf das Christentum, 1894. Cumont F., Textes et monuments figures relatifs aux mysteres de Mithra, I-II, P., 1896-1899. Его же, Les mysteres de Mithra, P., 1902 (3-е изд. - 1913). Dieterich A., Eine Mithrasliturgie, 1903. Foucart P. F., Les grands mysteres d’Eleusis, P., 1904. Его же, Les mysteres d’Eleusis, P., 1914. Frazer J.

G., Adonis, Attis, Osiris, 1906. Reinach S., Cultes, 2 W., 1905-1906. De Jong, D. Antike Mysterienwesen, Leiden, 1909. Clemen C., D. Einfluss d. Mysterienreligionen auf d. Alt. Christentum, 1913 (Rei. Vers. U. Vorarb., XIII, 1). Eisler R., Orpheus - the fisher, 1921. Его же, Orphisch-Dionisische Mysteriengedanken in d. Christlichen Antike, Lpz., 1925 (Vortr. D. Bibl., Warburg, 11, 2). Reitzenstein R., Das iranische Erlosungsmysterium, 1921. Его же, D. Hellenistischen Mysterienreligionen, 1927. Kern O., D. Griech. Mysterien d. Klassischen Zeit, 1927.МИСТЕРИЯ. СРЕДНИЕ ВЕКА. - М. (от латинск. «ministerium» - «церковная служба») - появляющееся в XV в. Обозначение большой религиозной драмы позднего средневековья, представляющей последнюю стадию развития более элементарной культовой драмы и лежащего в ее основе литургического действа.

В медиэвистике нового времени термин «М.» часто применяется и для обозначения этих более элементарных форм религиозной драмы (по признаку их библейской тематики), хотя средневековье обозначало их другими терминами (ludi, representationes и т. П.). Однако подобное более широкое применение термина «М.» не вполне удобно, ибо, подчеркивая историческую преемственность М. От литургического действа, оно не вскрывает специфической связи М. Со средневековым городом и его цеховым ремесленничеством, выступающей лишь в эпоху позднего феодализма. Поэтому здесь будет говориться лишь о М. Как последней стадии развития культовой драмы. О более элементарных формах литургич. Действа - см. «Драма», раздел «Драма средневековая».Оформление жанра, знаменуемое - тематически - циклизацией ранее самостоятельных сюжетов, стилистически - углублением реалистически-бытовой их трактовки, а сценически - окончательным вынесением постановки за пределы церковного двора, усложнением сценической площадки, развитием бутафории и костюма, - теснейшим образом связано с развитием городской культуры.

Поэтому-то расцвет М., засвидетельствованный в разных странах в разные века, может служить довольно точным показателем роста экономической и политической мощи средневекового города - в Италии со второй половины XIII в. (организация постановочного братства Gonrafone в Риме в 1264), во Франции (организация аналогичного confrerie de la passion в XIV в.) и в Англии к середине XIV в., в экономически отсталой Германии - к XV в. Осуществление дорогостоящей роскошной постановки М. Имеет прямой политический смысл как показатель избытка средств в городском хозяйстве. И точно так же оно предполагает в сценическом использовании массы наличие специфических форм организации городского населения. Постановка М. - дело организации феодального города, в первую очередь цеховых ремесленников, и для исполнителей этого типа и предназначены дошедшие до нас сборники М.

(так, 4 сборника английских мистерий XIV века - «York plays», «Towneley plays», «Chester plays», «Coventry plays» - объединяют многочисленные мистерии, разыгрывавшиеся ремесленниками Йорка, Вудкирка и др. Городов в ярмарочные и праздничные дни).Художественные особенности М. Теснейшим образом связаны с практикой становящегося класса, еще далеко не осознавшего себя. Специфичным здесь является прежде всего обращение к формам культовой поэзии, к-рое можно наблюдать и в других областях литературного творчества становящейся буржуазии. Горожанин прежде всего борется со своим непосредственным врагом - крупным феодалом - и оскудевающим хищником - рыцарем - и связанной с их классовой практикой «суетной» и легкомысленной куртуазной литературой.

В этой борьбе он охотно обращается к наиболее импонирующим ему формам «духовной литературы» более ранней стадии феодализма. Не менее специфична и глубокая двойственность всего художественного метода М. С одной стороны, все сильнее выступающие тенденции к индивидуализации характеров (получающие осуществление только в трактовке комических персонажей и второстепенных действующих лиц - Ноя, Иосифа), к детализации изображения, порой напоминающей искусство Барокко , к реалистически-бытовой его подаче (опять-таки ограничивающейся комическими сценами - плута Мака в английской М., краснобая-торговца миром в немецкой М. И т. П.). С другой стороны, навязанная традицией идеализованно-обобщенная трактовка главных персонажей, закрепленная культом фразеология серьезных сцен, не поддающаяся дальнейшему приближению к реальной практике класса «священная» тематика (две «светских» М.

- «Осада Орлеана», ок. 1489, «Разрушение Трои», 1450 - собственно говоря выходят за пределы жанра). Как жанр глубоко компромиссный М. Связана так. Обр. С классовой практикой цехового бюргерства, с ее своеобразным противоречием - борьбой против того самого феодального строя, вне системы к-рого оно и не могло существовать. С расслоением цехового бюргерства, с выделением из его недр торгово-промышленной буржуазии, с переходом от феодального к капиталистическому способу производства умирает - вместе с другими формами литературы средневекового города - и М. Лишь пережиточно она сохраняется в отсталых слоях кулацкого крестьянства до XX в. (М. В Обераммергау). Попытки воскресить этот жанр в литературах нового времени не выходят за пределы ученого реставраторства, показательного в некоторых случаях для нац.-шовинистических настроений господствующих классов (М.

Немецких романтиков).Библиография. Полевой П., Исторический очерк средневековой драмы, СПБ, 1865. Веселовский А., Старинный театр в Европе, М., 1870. Боянус С., Средневековый театр, сб. «Очерки по истории средневекового театра», Петроград, 1923. Ancona A., Sacre representazioni, secolo 14-16, 3 vv., 1872. Petit de Juleville, Les mysteres, P., 1880. Ahn, English Mysteries and Miracle Plays, Trier, 1867. Bates K. L., English religion drama, 1893. Froning R., Das Drama des Mittelalters (в серии Kurschner’а), Chambers E. K., Mediaeval stage, 2 vv., 1903. Stammler W., Das religiose Drama im deutschen Mittelalter, 1925. Его же, Drama (Mittelalterliches), в Reallexikon fur deutsche Literaturgeschichte, hrsg. V. Merker u. Stammler (с обширной библиографией).

Также Драма.

Значения в других словарях
Миртов

МИРТОВ О. (1875-) - псевдоним Копылевой (Розенфельд) Ольги Эммануиловны (внучки П. Лаврова по матери). Р. В семье помещика. Окончила Екатеринославскую гимназию, работала среди голодающих в 1899, за «левые» убеждения была выслана в Сибирь до 1904. В ранних повестях и романах М. Значительное место уделяла жизни ссыльных. В 1909 она выступила в «Русской мысли» с романом «Мертвая зыбь», который по своей идеологической направленности перекликался со сборником «Вехи», изданным в этом же году группой ..

Мисик

МИСИК Василий Александрович (1907-) - украинский поэт. Р. В крестьянской семье. Был культработником на селе. Писать начал с 14 лет. Первое произведение напечатано в 1923. Был членом литературных организаций «Плуг», «Пролитфронт», ВУСПП.В ранних своих произведениях («Простяглися степи», «Степ», «Літо») М. Находился под влиянием неоклассиков и символистов. Для него тогда были характерны. Отрыв от социальной действительности, идеализация античности, уклон в сторону мелкобуржуазного, интеллигентско..

Мистецтво

«МИСТЕЦТВО» (украинск. - «Искусство») - еженедельник литературы и искусства. Орган украинской секции Всеукрлиткома. «Мистецтво» издавалось в 1919 (вышло 6 номеров) в обстановке гражданской войны, в период напряженной борьбы с Петлюрой и Деникиным. Во главе его стояли Михаил Семенко и Гнат Михайличенко. Необходимо отметить, что героическая борьба пролетариата и революционного крестьянства с контрреволюцией не получила конкретного отображения в журнале. В лучшем случае революцию воспевали весьма ..

Мистификация

МИСТИФИКАЦИЯ - термин, обозначающий литературное произведение, приписываемое действительным автором автору иному (реальному писателю, вымышленному лицу, лицу действительному, но не написавшему его) или выдаваемое за произведение «народного творчества» («Поэмы Оссиана» Макферсона). М. По природе своей является орудием лит-ой полемики и политической сатиры, часто использующей пародию. Однако ряд М., задуманных несомненно как пародические, в лит-ой практике воспринимались как произведения «серьезн..

Дополнительный поиск Мистерии Мистерии

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Мистерии" в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Мистерии, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 8 символа