Монтэнь

67

МОНТЭНЬ Мишель (Michel Eyquem, seigneur de Montaigne, 1533-1592) - знаменитый французский писатель-гуманист. Происходя из семьи одворянившихся бордоских купцов, М. Наследовал должность отца в палате сборов (1554), а после ее упразднения стал членом Бордоского парламента (1557). В 1570 перешел из «дворянства мантии» в «дворянство шпаги». Несмотря однако на кипевшую во Франции гражданскую войну, М. Так и не извлек своей «шпаги» из ножен, а мирно прожил 9 лет в своем поместьи, окруженный книгами. Итогом его занятий явились первые две книги «Опытов» (Essais, Бордо, 1580). В 1580-1581 М. Путешествовал по Германии, Швейцарии и Италии. В 1581 был избран мэром Бордо, в 1583 - переизбран вторично. За время своей 4-летней магистратуры М.

Играл видную роль в политической жизни Южной Франции, к-рая была центром кальвинистского антимонархического движения.Несмотря на свое уменье лавировать между враждебными станами, М. Был в 1588 ненадолго посажен в Бастилию вожаками «Святой лиги» (католическая феодальная партия, которой руководил испанский король Филипп II). В Париже Монтэнь выпустил первое полное издание «Опытов» (1588) - свода разнообразнейших размышлений по вопросам философии, истории, политики, религии, морали, естественных наук и т. Д.Хотя М. Стыдился своего буржуазного происхождения и кичился недавно приобретенным дворянским званием, тем не менее объективно он был самым ярким выразителем мировоззрения поднимающейся французской буржуазии конца XVI в.

Горячее жизнелюбие и оптимизм, любовь к античности, страстная жажда знания, стремление познать действительность во всех ее проявлениях - все эти черты раннего буржуазного мышления, характерные для гуманистов , налицо в «Опытах». Сюда присоединяется крайняя независимость суждений М. - черта, характерная для авангарда поднимающегося класса, - стремление вскрыть причины и корни ходячих заблуждений и предрассудков. Грандиозная ревизия накопленного человечеством культурного багажа и является основной задачей «Опытов». Религиозно-гражданские войны конца XVI в., подрывавшие производительные силы страны, грозившие гибелью всем культурным завоеваниям Ренессанса, заставили гуманистов отказаться от боевого наступления на феодально-монашескую культуру, характерного напр.

Для Рабле , и перейти к тактике обороны и критического пересмотра накопленных культурных ценностей. Метод этого пересмотра у М. - метод эмпирического наблюдения и скрупулезного анализа внешнего мира и собственной личности - вытекает из его позитивного буржуазного мышления, чуждого традиционной метафизике. Сложнейшие перипетии классовой борьбы его эпохи, в процессе к-рой феодальные реакционные элементы то и дело смыкались с отсталыми группами буржуазии и выступали под знаменами буржуазного кальвинизма, внушали Монтэню мысли о непрочности человеческих воззрений, слабости разума, обманчивости чувств, недостоверности знания. Но в условиях своего времени, когда твердыни феодально-церковной идеологии еще были далеки от падения, направленный против всякой метафизики скептицизм Монтэня идеологически подрывал феодально-церковную культуру с ее потусторонней истиной и утверждал культуру буржуазную с ее земными, позитивными нормами.

Сочетая в себе элементы эпикурейства и стоицизма, мировоззрение М. В принципе враждебно христианству. Правда, вследствие незрелости сознания своего класса М. Скатывался подчас к релятивизму в вопросах права и морали, отдавая дань той растерянности, которая овладела его классом перед лицом феодальной реакции, но все же в основном деятельность М. Сыграла разрушительную в отношении феодальных устоев, действенно-прогрессивную роль. В этом - своеобразие его скептицизма, глубоко отличающее его от скептиков эпохи буржуазного загнивания, так часто прикрывающихся его именем.Противоречивая и во многом непоследовательная система воззрений М. Находит необычайно яркое выражение в его писательской манере. Для изложения своих мыслей М.

Создал особую форму фрагментно-мозаичных записей, произвольных по объему, абсолютно свободных в выборе и размещении материала, целиком подчиненных капризному ходу его мыслей. Игривая, легкая и изящная манера письма М. Напоминает непринужденную беседу с читателем на разнообразные, подчас очень серьезные и глубокие темы. Эта беседа оживляется небольшими рассказами, анекдотами, историческими воспоминаниями, цитатами из древних и новых (преимущественно итальянских) писателей. Создавая такую форму, Монтэнь отмежевывается от старой, схоластической, педантической трактовки научных вопросов и закладывает основу новой буржуазно-светской манеры, отмеченной характерным для буржуазной психики индивидуализмом. Громадный успех «Опытов» и многочисленные подражания им во Франции и за ее пределами способствовали канонизации созданного М.

Жанра эссе , к-рый, не имея определенных законов композиции, стал излюбленной формой свободной трактовки любых тем общего характера и подготовил почву для возникновения новейшего фельетона .Роль М. В истории французской литературы громадна. Последний гуманист, он прокладывает путь классической литературе XVII в., отразившей следующую ступень в развитии буржуазного мышления (см. Классицизм). Не говоря уже о таком общем мировоззренческом принципе классицизма, как рационализм, даже воззрения классиков на литературный язык и стиль предвосхищены М.Не менее обширно было и влияние М. За границей. В Англии по стопам М. Шел Френсис Бэкон, основатель буржуазной эмпирической философии, воспринявший у М. Также его жанр эссе (ср.

«Опыты политики и морали» Бэкона, 1597). Наряду с Бэконом влияние М. Испытал также Шекспир, который вложил многие его мысли в уста Гамлета (о различиях в скептицизме Гамлета и М. См. «Гамлет») и позаимствовал из главы о каннибалах («Опыты», кн. I, гл. XXX) материалы для куплетов Гонзало в «Буре» (д. II, сц. I). Весьма широкое влияние оказал М. Также в Германии, Италии, Испании. Его признавали своим духовным предком Гёте, который был ближе к подлинному М. В свой бурный антифеодальный период, почерпая в нем аргументы против юнкерско-абсолютистского режима, и Ницше, в восприятии которого скептицизм М. Получил иную классово-идеологическую направленность (см. Ницше).Библиография. I. Русские переводы. Опыты Михайлы Монтаниевы, перевод Сергея Волчкова, П., 1762 (небольшая часть подлинника).

Опыты, перев. В. П. Глебовой, «Пантеон литературы», 1891, №№ 3, 6, 1892, №№ 2, 3, 9-12. Рабле и Монтэнь, Мысли о воспитании и обучении, М., 1896. В оригинале лучшие издания. Leclerc V., 3 vv., 1826-1828. Garnier, 4 vv., 1865-1866. Exemplaire de la Bibl. Municipale de Bordeaux, publ. P. Strowski, Gebelin et Villey, 4 vv., Bordeaux, 1906-1920. P. Villey, 1922-1923. «Journal de Voyage en Italie», ed. Crit. Par Lautrey, P., 1900. Lettres inedites, publ. P. Feuillet de Conches, 1863.II. Л-кий (Лучицкий) И., Очерк развития скептической мысли во Франции, «Знание», СПБ, 1873, № 11. Лансон Г., История французской литературы, т. I, М., 1896. Мережковский Д. С., Вечные спутники, изд. 3-е, СПБ, 1907. Сперанский В. Н., Общественная роль философии, т. I, 1913. Шкловский В., Фельетон и эссе, сб.

Статей «Фельетон», изд. «Academia», Л., 1927. Stapfer P., Montaigne, Paris, 1905. Faguet E., XVI siecle, P., 1893. Guizot G., Montaigne, etudes et fragments, 1899. Strowski F., Montaigne, P., 1906. Villey F., Les sources et l’evolution des essais de Montaigne, P., 1908.III. Lanson G., Manuel bibliographique de la litterature francaise moderne, P., 1925.

Значения в других словарях
Монтескье

МОНТЕСКЬЕ Шарль Луи (Charles Louis de Secondat, baron de Montesquieu, 1689-1755) - знаменитый французский политический писатель, историк и социолог, родоначальник европейского либерализма. Происходил из старинного гасконского феодального рода, купившего место в Бордоском парламенте и вошедшего в состав «дворянства мантии» (noblesse de robe) - чиновной знати, издавна отличавшейся независимым оппозиционным отношением к монархии. М. С 1716 был президентом Бордоского парламента. Связь с родовитым д..

Монти

МОНТИ Винченцо (Vincenzo Monti, 1754-1828) - итальянский поэт. Р. В мелкобуржуазной семье. История жизни и творчества М. - история «поэта-хамелеона». Вначале придворный поэт, он пишет контрреволюционную поэму-«видение» («Basvilliana», 1793) по поводу убийства Басвиля, посла французской республики, растерзанного толпой, натравленной на него попами. Вспыхнувшая в Италии в 1796 революция заставляет Монти резко изменить курс. Уже не против революции, а ее врагов - королей и церкви - направлены поэм..

Мопассан, де

МОПАССАН Ги, де (Henri Rene Albert Guy de Maupassant, 1850-1893) - французский писатель. По отцу происходил из дворянского рода, а по матери - из высшей нормандской буржуазии. Детство М. Провел в живописном уголке Нормандии на берегу моря. Образование получил в Руанском лицее, к этому времени относятся и первые литературные опыты М. (стихи). Его руководителем в этой работе был поэт Луи Булье. Во время франко-прусской войны 1870 М. Поступил на военную службу и участвовал в походах.Послевоенный к..

Мор

МОР Томас (Sir Thomas More, 1478-1535) - первый социалист-утопист, писатель и выдающийся государственный деятель Англии. Р. В Лондоне, в среднедворянской семье, тесно связанной с буржуазными кругами. Получил гуманистическое образование. Был одним из виднейших гуманистов Англии, приобревшим известность эпиграммами и маленькими комедиями на латинском и английском яз., переводом биографии Пико де ла Мирондола, историческим опытом о царствовании Ричарда III (произведение, от которого ведет свое нач..

Дополнительный поиск Монтэнь Монтэнь

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Монтэнь" в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Монтэнь, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 7 символа