Моралитэ
МОРАЛИТЭ (французское - moralite) - в первоначальном употреблении этого слова всякое дидактическое произведение на поучительную или философскую тему, обычно в стихотворной форме. Отсюда - в более позднем словоупотреблении - дидактическая или дидактико-аллегорическая малая драматическая форма, обособляющаяся во Франции и Англии в самостоятельный жанр в XIV-XV вв. И исчезающая в середине XVI в.Тематика и художественный метод М. Весьма разнообразны, частично соприкасаясь с другими малыми формами средневековой драмы - с фарсом и соти, с одной стороны, и с мираклем - с другой (полемические М. И сатирические М. С комической тематикой и «исторические» М. С бытовой и легендарной тематикой). Но основной фонд жанра образуют поучительные М.
С аллегорическими и частью бытовыми фигурами (англ. М. Nigromancer вводит напр. Фигуру нотариуса), трактующие темы религиозного, этического или практически-морального характера. Так, французская М. «Bien avise, mal avise» развивает противопоставление пути добродетельного, ведущего в рай, и пути порочного, ведущего в ад. Ту же тему варьируют «L’homme juste et l’homme mondain» и «L’homme pecheur». Тема скупости обсуждается в М. «Charite», тема словоблудия - в М. «Des blasphemateurs», тема расточительности и излишеств - в «Condamnation des banquets». Очень много внимания уделяет французская М. Семейным отношениям («Des enfants de maintenant», «L’enfant ingrat» и др.). В английской М. Наряду с проблемами этики («The Castle of Perseverance», «Mankind», «Mind, Will and Understanding») дебатируются в эпоху Реформации догматы протестантизма и католичества («Every Man», «Lusty Juventus», «The Conflict of Conscience» и др.).Обычное у медиэвистов (L.
Petit de Juleville, G. Paris) определение М. По формальным признакам (дидактизм, аллегоризм, использование олицетворений отвлеченных понятий в качестве действующих лиц, подчеркнутая фиктивность фабулы) дает лишь внешнюю характеристику жанра, смазывая классовость М. Между тем в мнимо-абстрактном и «общечеловеческом» морализировании М. Нетрудно вскрыть связь с совершенно реальной социальной практикой класса, выдвинувшего это дидактико-аллегорическое действо в качестве орудия защиты и нападения. Направляя острие свое против сословных преград и тирании «сильных мира сего» (франц. М. О дочери крепостного, пытающейся самоубийством защитить свою честь от покушений распутного сеньора), протестуя против несправедливости сословного суда и выдвигая в качестве носителя равенства «добродетельного монарха» (франц.
М. О праведном императоре, собственноручно покаравшем насильника-принца, к-рого побоялись осудить неправедные судьи), тяготея к «трогательной» и «потрясающей» тематике, предвосхищающей порой тематику «мещанской трагедии», пропагандируя практическую мораль умеренности, бережливости, семейственности (перечисленные выше М. На семейные темы) как абсолютный закон добродетели, противопоставленный распутной расточительности дворянства, М. Раскрывается как жанр существенно-буржуазный на том раннем этапе существования торговой буржуазии, когда она выступает с первыми еще слабыми попытками утвердить свое бытие и господство в обществе, используя в этих целях политическую систему абсолютной монархии.Классовость М.
С не меньшей четкостью вскрывается в истории жанра. В этом отношении равно показателен и расцвет М. Во Франции и Англии - странах с передовой экономикой и сравнительно мощной торгово-промышленной буржуазией, - и отзывчивость М. На политическую тематику, ее использование буржуазией как одного из наиболее боевых жанров в своей религиозно-политической полемике, и исчезновение М. В момент усвоения буржуазией новых литературных форм, выдвигаемых ее классом-антагонистом (придворной аристократией), - классической трагедии (см. Классицизм, Драма классическая). Углубленный социологический анализ М. (как и всей драмы средневековья) пока еще не осуществлен в медиэвистике.Библиография. Le Roux de Lincy et Fr. Michel, Recueil de Farces, Soties et Moralites du XV s., P., 4 vv., 1837.
Bibliophile P. L. Jacob, Recueil de Farces, Soties et Moralites du XV s., P., 2 ed., 1876. Mabille E., Choix de Farces, Soties et Moralites des XV et XVI s., Nice, 1873. Dodsley, Collection of old English Plays, L., 1874. Fournier Ed., Le theatre francais avant la Renaissance, P., 1872. Bates K. L., Das englische religiose Drama, 1893.
Дополнительный поиск Моралитэ
На нашем сайте Вы найдете значение "Моралитэ" в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Моралитэ, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "М". Общая длина 8 символа