Мотив
МОТИВ (от латинского moveo - «двигаю») - термин, перенесенный в литературоведение из музыки, где он обозначает группу из нескольких нот, ритмически оформленную. По аналогии с этим в литературоведедении термин «М.» начинает применяться для обозначения минимального компонента художественного произведения - неразложимого далее элемента содержания (Шерер). В этом значении понятие М. Играет особенно большую, пожалуй центральную роль в сравнительном изучении сюжетов преимущественно устной литературы (см. Сказка, Фольклор). Здесь сопоставление сходных М., используемое и как метод реконструкции первоначальной формы сюжета и как способ прослеживания его миграции, становится почти единственным приемом исследования у всех домарксистских школ - от арийской Гриммов и сравнительно-мифологической М.
Мюллера до антропологической, восточной и сравнительно-исторической включительно.Порочность понятия М. - за пределами фольклора, особенно популяризованного формалистами в их полемике с культурно-исторической школой - в механистической концепции художественного метода как техники комбинирования некоторого количества качественно неизменных элементов. Эта концепция предполагает отрыв техники (приемов) художественного мастерства от его содержания, т. Е. В конечном счетз отрыв формы от содержания. Поэтому в конкретно-историческом анализе литературного произведения понятие М. Как понятие формалистическое подлежит существеннейшей критике (см. Стиль, Сюжетика, Тематика).Другое значение термин «М.» имеет у представителей западноевропейского субъективно-идеалистического литературоведения, определяющих его как «опыт поэта, взятый в его значимости» (Дильтей).
М. В этом смысле - исходный момент художественного творчества, совокупность идей и чувств поэта, ищущих доступного воззрению оформления, определяющих выбор самого материала поэтического произведения, и - благодаря единству выразившегося в них индивидуального или национального духа - повторяющихся в произведениях одного поэта, одной эпохи, одной нации и тем самым доступных выделению и анализу. Противополагая творящее сознание материи, им оформляемой, это понимание мотива строится на противопоставлении субъекта объекту, столь типичном для систем субъективно-идеалистических, и подлежит разоблачению в марксистском литературоведении.Библиография. Понятие мотива в сравнительном литературоведении - Веселовский А.
Н., Поэтика сюжетов, Собр. Сочин., т. II, вып. I, СПБ, 1913. Leyen G. D., Das Marchen, Прага. Волков Р. М., Сказка. Розыскания по сюжетосложению народной сказки. Т. I. Сказка великорусская, украинская и белорусская, ГИУ, Одесса, 1924. Aarne A., Vergleichende Marchenforschung (русск. Перев. А. Андреева, 1930). Krohn K., Die folkloristische Arbeitsmethode. См. Также «Сказка», «Фольклор». Понятие мотива у формалистов - Шкловский В., О теории прозы, изд. «Круг», М., 1925. Fleschenberg, Rhetorische Forschungen, Dibelius-Englische Romankunst (предисловие). См. Также «Методы домарксистского литературоведения». Понятие мотива у школы Дильтея - Dilthey W., Die Einbildungskraft des Dichters, «Ges. Schriften», VI, 1924. Его же, Das Erlebnis und die Dichtung, 1922.
Korner J., Motiv. «Reallexikon der deutschen Literaturgeschichte», hrsg. V. Merker u. Stammler.
Дополнительный поиск Мотив
На нашем сайте Вы найдете значение "Мотив" в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Мотив, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "М". Общая длина 5 символа