Мэртен

78

МЭРТЕН Лю (Lu Marten, 1879-) - немецкий литературовед и искусствовед. Еще задолго до войны выступила с драмой из жизни немецких горняков, сотрудничала в периодической печати довоенной германской с.-д. Партии. После войны вступила в компартию, сотрудничала в «Rote Fahne» (1920) и ряде левых журналов (напр. «Der Gegner»). Через некоторое время вышла из партии. С 1924 вообще не принимает активного участия в политической борьбе.Основные работы М. По теории литературы и искусства. «Historisch Materialistisches uber Wesen und Veranderung der Kunste» (Berlin, 1920) и «Wesen und Veranderung der Formen-Kunste» (Frankfurt a/M., 1924).М. Пытается (особенно во втором историко-синтетическом исследовании) обосновать теорию «материалистической формы».

Исходным пунктом Мэртен является положение, что вся история искусства сводится к техническому и от содержания изолированному развитию формы. Согласно производственному принципу Мэртен делит всю историю развития искусства на четыре периода. 1. Период естественной формы первобытного общества. 2. Период формы принудительно-коллективного труда (античного рабства). 3. Период ремесленного труда и 4. Период машинного производства. Последний период - самый важный, ибо с крушением ремесленного способа производства, базиса всякого искусства, с момента, когда все предметы потребления начинают производиться машиной, образуется абстрактнре, метафизическое искусство буржуазного общества. В коммунистическом обществе искусства не будет, а будет опять такая же естественная утилитарная форма (форма вообще у М.

Выполняет исключительно утилитарную функцию), какой была первобытная, - она будет развиваться (в коммунистическом обществе) на основе форм предметов обихода и определяться сознательно организованным машинным производством. Эту свою общую теорию искусства М. Применяет к анализу отдельных его областей.Мартен - формалистка. «искусство есть проблема формы, а не содержания», подчеркивает она неоднократно. Но и форму рассматривает она не исторически, а как «всеобщую категорию». М. Неправильно понимает роль человека в производственном процессе. Человек, по М., участвует в нем лишь как механический двигатель - М, совершенно не учитывает сознательного творческого участия человека в этом процессе. Вообще во всей концепции М.

Отсутствует творческий субъект, действенный человек. Производительные силы, по М., развиваются как нечто самостоятельное и ни от чего не зависящее. Благодаря этой установке, отражающей сильнейшее воздействие меньшевистской концепции, а также вследствие непонимания связи между умственным и материальным производством М. Пришла к выводу, что искусство капиталистической эпохи «экономически не нужно», что в современном обществе (капиталистическом) место искусства занимает наука и пролетариат поставил на место искусства политическую экономию. Пролетариат может обойтись в своей борьбе и без литературы, «ибо ныне и давно уже борьба не нуждается в поэтических средствах яз.». В своем отрицании возможности создания пролетарской литературы она скатывается к контрреволюционному троцкизму, давая ликвидаторские, разоружающие пролетариат выводы.Библиография.

I. Кроме указанных в тексте. Gedichte, 1906. Torso, Munchen, 1909. Bergarbeiter, Stuttgart, 1909. Die wirtschaftliche Lage der Kunstler, Munchen, 1914. Die Kunstlerin, 1918. Sprache und Dichtung, 1924.II. Маца И., Сверхматериалистическая теория искусства, «Вестник Коммунистической академии», кн. XIV, М., 1926. Шиллер Ф. П., Ультралевые тенденции в немецком литературоведении, «Литература и марксизм», 1930, кн. II.

Значения в других словарях
Мэнсфилд

МЭНСФИЛД Катерин (Katherine Mansfield - Katherine Middleton Murry, 1888-1923) (псевдоним Кэтлин Бошан) - английская новеллистка. Р. В Новой Зеландии. Несколько лет жила в Англии, посещая один из колледжей. Это была пора увлечения Уайльдом и английскими декадентами. Вернувшись в Новую Зеландию, она всецело отдается лит-ой работе. В 1911 в результате пребывания М. В Германии появился первый сборник ее рассказов «В Германском пансионе» (In a German Pension), быстро разошедшийся в трех изданиях. В ..

Мэрне

МЭРНЕ Арвид (Arvid Morne, 1876-) - финский писатель, пишущий на шведском яз. В 1894 окончил университет, в 1910 - доктор философии, в 1913 - доцент истории финской литературы в Гельсингфорском университете.М. Выпущено несколько сборников стихотворений. «Ритм и рифма» (1899), «Новые песни» (1901), «Новое время» (1903), «Мертвые годы» (1910), «Весна на островах» (1913), а также пьеса «Прибрежные волны». В области истории литературы М. Выступил как автор статей о жизни и деятельности шведского поэ..

Мэссинджер

МЭССИНДЖЕР Филипп (Philip Massinger, 1583-1640) - английский поэт и драматург. Участвовал в обычной в то время коллективной лит-ой работе для театра. Особенно длительным и плодотворным для М. Было его сотрудничество с Флетчером . В своих драмах он использовал элементы мираклей и масок, еще распространенных в его эпоху. Схематизм в обрисовке характеров, однообразие технических приемов в создании драматических коллизий характерны для М. М. Создал целую галерею сильных женских характеров. Таковы н..

Мэтр Адам

МЭТР АДАМ (Maistre Adam, 1602-1662) - литературное прозвище Адана Бильо (Billault), первого французского ремесленнического поэта, столяра в Невере. Творчество М. А. Совпало с глубоким сдвигом во французском феодализме. В процессе созревания абсолютизма класс феодалов концентрировал свою политическую власть при королевском дворе ради сохранения своих классовых позиций, жертвуя политической самостоятельностью и экономическими интересами своей верхушки - крупных феодалов. С М. А. Во французскую по..

Дополнительный поиск Мэртен Мэртен

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Мэртен" в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Мэртен, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 6 символа