Никулин

74

НИКУЛИН Лев Вениаминович (1891-) - советский писатель. Р. В семье актера в Волынской губ. С 1911, учась в Московском коммерческом институте, начал сотрудничать в сатирических журналах и газетах (стихи, фельетоны, рецензии). Участвовал в гражданской войне, работая в культпросвете Красной армии. В 1921 с советской дипломатической миссией ездил в Афганистан. С 1922 целиком отдался лит-ой деятельности. Совершил ряд поездок во Францию, Италию, Германию, Испанию, Турцию и пр.Первые литературные воспоминания Н. Отмечены явным влиянием буржуазной эстетствующей поэзии эпохи реакции. Ранние стихи, объединенные в сб. «История и стихи Анжелики Сафьяновой» (1918), несмотря на некоторую дозу авторской иронии по адресу «маленьких Ренье из подмосковной дачи», не подымаются над уровнем «салонной» поэзии, эпигонски разрабатывающей темы И.

Северянина и А. Ахматовой.Октябрьская революция резко изменила направленность творчества писателя. В годы гражданской войны он обращается к героической агитке, революционной лирике, политической сатире (сб. Стихов «Страдиварий», пьеса «Последний день Парижской Коммуны» и пр.). Часто примитивные по своим художественным средствам, эти произведения показательны как решительный разрыв Н. С эпигонским эстетизмом начальной поры.Как писатель Н. Получил известность с переходом к художественной прозе (1923-1924). Художник мелкобуржуазной интеллигенции, тесно связанной с богемно-артистической средой, Н. Сочетал в своем творчестве увлечение романтико-авантюрными мотивами революционной борьбы (роман «Хмель», 1923) с иронически-скептическим отношением к буржуазно-мещанской действительности.

Последнее нашло свое выражение в частности в целой серии юмористических рассказов об обывателях, приспособленцах, бюрократах и т. П., трактованных в общем довольно безобидно и зачастую анекдотически («Банный лист», «Серафим Жеребецкий», «Вторая Мещанская» и пр.), и в ряде острых, но неглубоких зарисовок мещанской ограниченности зап.-европ. Цивилизации («Парадиз» и пр.).Представляет интерес попытка Н. Создать жанр революционно-приключенческого романа. Борьба оппозиционной и правительственной партий Гюлистана (Афганистан) за обладание неким дипломатическим документом, разоблачающим продажность министров, составляет содержание романа «Никаких случайностей» (1924). Роман, знакомя читателя с обстановкой Афганистана, с методами дипломатии империалистических государств в полуколониальных странах, обладает известной социально-познавательной ценностью.

Однако в следующем романе того же типа - «Тайна сейфа» (1925), - сюжетно более изощренном, от «революционной романтики» не остается следа. В дальнейшем Н. Центр тяжести с чисто фабульных эффектов переносит в плоскость игры острыми психологическими коллизиями («Матросская тишина», «Путешествие на Пигаль» и др.). Но психологическое содержание образов зачастую лишено социально-типического значения, заострено на необычности положения.Разработка авантюрных сюжетов дополняется у Н. Тяготением к большим историческим темам, к широкому охвату действительности («Голые короли», 1926. «Адъютанты господа бога», 1927). «Адъютанты господа бога» - исторически-документальное повествование о разложении и распаде Российской империи в 1914-1917.Добросовестно использовав исторические материалы, Никулин все же не сумел показать исторического движения, борьбы классов, приведшей к Октябрьской революции.

На первом плане оказались такие эпизоды, как расстрел Мясоедова, деятельность Охранного отделения, убийство Распутина и т. П., тогда как роль революционной организации, фигуры большевиков и рабочих остались очерченными схематично и бегло.Узость горизонта мелкобуржуазного интеллигента, не умеющего за внешностью явлений разглядеть и ощутить логику социально-исторического процесса, преодолевается Н. В последних его произведениях 1930-1932. Очерки Н. «Письма об Испании» (1930) и в особенности двухтомный роман «Время, пространство, движение» (1931-1932) - яркие примеры быстрого идейно-художественного роста писателя, обусловленного решающими успехами соцстроительства. Тенденция художественного развития Никулина - стремление к углубленно-реалистическому изображению действительности.

В «Письмах об Испании» Н. Сумел со страны «плаща и шпаги» снять условную оперную маску, в самом пресловутом бое быков увидеть «особую отрасль чисто испанской промышленности», за пышными экзотическими декорациями разглядеть гнет фашистской диктатуры Примо де Ривера и зреющие силы революции.Реалистичен и автобиографический роман «Время, пространство, движение» - наиболее значительное произведение Н. В замысел Н. Входило дать не просто рассказ о своей жизни, а «отражение истории в человеке», свой личный биографический опыт, судьбу своего «сверстника» представить как типическую историю «молодого человека XX ст.». Н. Раскрывает социальный смысл жизни поколения мелкобуржуазной интеллигенции, выраставшего в эпоху реакции после 1906, впоследствии вовлеченного в движение революционного пролетариата, из «спутника революции» ставшего ее «участником».

Роман Н. - «человеческий документ» современной эпохи, он многозначителен, поскольку автор обнажает социальную почву, на которой возникали романтические шатания «молодого человека XX столетия». Среду либеральных литераторов и аристократической богемы, «платонических социалистов» и прекраснодушных мечтателей, восхищающихся героями «индивидуального террора». Страницы романа, на к-рых показаны Одесса эпохи реакции и предвоенный Париж с русской политической эмиграцией, - наиболее яркие по социальному типажу. В жанровом отношении роман «Время, пространство, движение» представляет собой своеобразное явление. В книге нет ни организованного романического сюжета ни хронологической последовательности мемуарного изложения.

Действие эпопеи развивается крайне свободно и непринужденно, повинуясь ассоциациям автора, прерываясь комментирующими лирико-публицистическими отступлениями, вставными новеллами-биографиями различных эпизодических персонажей. В итоге получается объединенный единством лирической повествовательной интонации, не чуждой легкой иронии, своеобразный монтаж литературных портретов (Л. Рейснер, Маяковского, Куприна, Вертинского, народовольца-эмигранта О. А. Слепцова и пр.), литературных пейзажей, зарисовок городов и нравов, отдельных новеллистических эпизодов из жизни героя-автора и т. П.В своей автобиографической эпопее Н. Подвел итог прошлому той части советской интеллигенции, которая нашла свое место в рядах революционного пролетариата.Библиография.

I. Страдиварий, Стихи, кн. II, изд. «Обелиск», Киев, 1919. Последний день Парижской Коммуны, Пьеса, Самарское отделение Гиза, Самара, 1921. Четырнадцать месяцев в Афганистане, изд. «Красная новь», М., 1923. Красный флот, Поэма, изд. «Крокодил», М., 1923. Хмель, Роман, изд. «Накануне», Берлин, 1923. То же, изд. 2-е, Л. - М., 1925. Никаких случайностей (Дипломатическая тайна), Кинематографический роман, изд. «Пучина», П., 1924. То же, изд. 2-е, «ЗиФ», М., 1925. Тайна сейфа, Роман, изд. «Пучина», Л., 1925. Голые короли, Роман с эпилогом, изд. «Пролетарий», (Харьков), (1926). Адъютанты господа бога, Роман-хроника, изд. «Молодая гвардия», (М.), 1927 (было три издания в 1927). Кольцо «А», Юмористические кинорассказы, изд. «Кинопечать», М. - Л., 1927.

Матросская тишина, Повести и рассказы, изд. «Круг», (M.), 1927. Банный лист, Рассказы, изд. «ЗиФ», М. - Л., 1927. Продавцы тайн, Сатирический роман, изд. «Молодая гвардия», (М.), 1928. Инженер Мерц (Высшая мера), Пьеса, изд. МОДПиК, Л. - М., 1928. Склока, Комедия, изд. «Теакинопечать», (М.), 1928. Вокруг Парижа, изд. «ЗиФ», М. - Л., (1929). Высшая мера, Повести и рассказы, изд. «Федерация», М., (1929). Таракановщина, Сатирическая комедия, изд. «Теакинопечать», М., 1929. Письма об Испании, изд. «Федерация», М., 1930 (изд. 2-е, М., 1931). Записки спутника, «Издательство писателей в Ленинграде», Л., (1932). Аттестат зрелости, Повесть, изд. Жургазобъединения, М., 1932 (Библиотека «Огонек»). Время, пространство, движение, (Автобиографическая повесть), 2 тт., изд.

«Советская литература», М., 1933.II. Рецензии. Правдухин В., «Красная новь», 1925, IV. Лелевич Г., «Молодая гвардия», 1925, II-III (о «Тайне сейфа»). Фохт У., «Книгоноша», 1926, № 35 (о «Голых королях»). Селивановский А., «На литературном посту», 1927, VII. Лежнев А., «Красная новь», 1927, V (об «Адъютантах господа бога»). Фиш Г., «Звезда», 1928, II. Ежов И., «Красная новь», 1928, II (о «Матросской тишине»). Шафир А., «Новый мир», 1929, № 10. Манфред А., «Книга и революция», 1929, № 4 (о сб. «Высшая мера»). «Книга и революция», 1929, № 10. Николаева Т., «Литературная газета», 1931, № 7 («Вокруг Парижа»). Семенов Б., «Книга и революция», 1930, № 28. Рыкова Н., «Звезда», 1931, № 3 («Письма об Испании»). Тагер Е., «Художественная литература», 1932, № 8.

Скоблин Ю., «На литературном посту», 1932, № 11 (см. Об этом отзыве замечания в «Литературной газете», 1932, № 32, 17 июня, подпись. Мих). Розовская Б., «Ленинград», 1932, № 7. Дымшиц Ал., «Залп», 1932, № 9. Усиевич Е., Романтики прошлого и пафос революции, «Литературная газета», 1932, № 32, 17 июня. Горький М., Письмо Льву Никулину, «Литературная газета», 1932, № 32. Оксенов И., «Новый мир», 1933, № 4 (о «Записках спутника»). Никулин Л., Книги и путешествия, «Литературная газета», 1933, № 32.III. Владиславлев И., Литература великого десятилетия, т. I, Гиз, М. - Л., 1928.

Значения в других словарях
Николану

НИКОЛАНУ Николай (Nicolas Nicolanu, 1833-1871) - румынский поэт, аристократ по происхождению (принадлежал к древнему боярскому роду). Выступив в лит-pe в эпоху острой борьбы румынской буржуазии за освобождение от иностранного гнета и за создание самостоятельного буржуазного националистического государства, Н. Остался в стороне от этой борьбы. Национально-освободительное движение не получило своего отражения в его творчестве. Представитель уходящего класса, потерявшего свое былое могущество, Н. ..

Николев

НИКОЛЕВ Николай Петрович (1758-1815) - драматург и поэт XVIII в., член Российской академии и почетный член Об-ва любителей российской словесности. Ранняя слепота прекратила военную карьеру Н., и он отдался исключительно литературе.Н. Написал 3 комедии - типичные pieces d’intrigue, - лишеннные бытового содержания, 4 комических оперы («Розана и Любим», «Точильщик» и др.) и 2 трагедии. «Пальмира» и «Сорена и Замир» (1784). Последняя, завершающая драматическую деятельность Николева, доставила ему ш..

Нильсен

НИЛЬСЕН Иенс Петер Закариас (Nielsen, 1844-1922) - датский писатель. Широко популярен в бюргерской среде (тираж его произведений достиг к году его смерти до 400 тыс. Экземпляров). Нильсен принадлежит к группе пионеров датского реализма (см. «Скандинавские литературы», раздел «Датская литература»).В 1871 Н. Привлек внимание бюргерства сборником «Песни и стишки» (Sange og Smaadikte). Широкую известность приобрел романом «Новые времена» (Nye tider, 1881), отображавшим борьбу датского мелкого бюрге..

Ниношвили

НИНОШВИЛИ Игнатий (1859-1894) - грузинский революционный писатель. Р. В крестьянской семье. Учился в Озургетской семинарии. После первого же конфликта с преподавателями школы был вынужден ее оставить. В 1885 переехал в Тифлис, где работал наборщиком. В 1888 уехал за границу, где стал чернорабочим. В 1889, работая в Батуме грузчиком, Н. Организовывал рабочие кружки, распространял социалистические идеи, объединяя вокруг себя революционную молодежь. К этому времени относится увлечение Н. Идеями на..

Дополнительный поиск Никулин Никулин

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Никулин" в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Никулин, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Н". Общая длина 7 символа