Новиков

71

НОВИКОВ Николай Иванович (1744-1818) - книгоиздатель и публицист XVIII в. Родом из дворянской семьи среднего достатка. Учился у деревенского дьячка, затем в Московской дворянской гимназии, откуда был исключен «за леность и нехождение в классы». С 1762 служил в гвардии. В 1767 был прикомандирован в качестве секретаря к комиссии по составлению проекта нового Уложения. Систематическая работа Н. Как литератора-профессионала началась с 1769 изданием сатирического журнала «Трутень» (1769-1770), за к-рым последовали сатирические же издания - «Пустомеля» (1770, вышло всего два номера), «Живописец» (1772-1773) и «Кошелек» (1774). В 1772 выпустил «Опыт исторического словаря о российских писателях». В 1773 приступил, при поддержке Екатерины, к изданию памятников («Древняя Российская Вивлиофика» и др.).

Переехав в Москву и взяв в аренду Московскую университетскую типографию, Н. Начал издавать газ. «Московские ведомости» с разнообразными «прибавлениями», ряд журналов, напечатал огромное количество книг (всего Н. Было издано около 1000 названий), придал небывалый размах книжной торговле, вовлекая в нее провинцию (см. «Литературные издательства»), завязывая отношения с иностранными комиссионерами. В Москве окрепли связи Н. С масонами (в масонскую ложу он вступил еще в 1775) и через проф. Шварца, сделавшегося его ближайшим сотрудником, - с «братством златорозового креста» - розенкрейцерами. В 1784 возникла знаменитая «Типографическая компания» - крупнейшее по тому времени издательское и торговое дело на паях, с большим количеством подсобных учреждений, солидным капиталом и доходами.

Со второй половины 80-х гг. XVIII в. Деятельность розенкрейцеров начала вызывать подозрительность правительства, усугублявшуюся под влиянием событий Великой французской революции. Ряд притеснений, чинимых Н. По предписаниям Екатерины, закончился арестом его 1792 и разгромом всех его предприятий (сожжение ряда изданий и т. П.). Сам Н. Был приговорен к «нещадной (т. Е. Смертной) казни», замененной ему 15 годами заключения в Шлиссельбургской крепости, где он оставался до конца царствования Екатерины. Литературно-общественная работа его была прервана навсегда.В своей издательской деятельности Н. Делал сознательную установку на «читателей из мещанства и купечества». Огромный успех своих сатирических журналов («Живописец» при жизни Н.

Выдержал 5 изданий) сам он объяснял тем, что «у нас те только книги четвертым и пятым изданием печатаются», которые приходятся «во вкус мещан». Особенно ярко выраженной буржуазной идеологией проникнуты сатирические журналы Н. (Н. Являлся не только издателем журналов, но в значительной степени их автором. Однако установить точный объем его авторства не представляется возможным в виду анонимности всего помещавшегося материала). Главной мишенью сатиры в журналах Н. Служит высшее дворянское общество - «большие бояре», «придворная знать», «титлоносные», «случайные» люди. Сатирик беспощадно бичевал их пороки. Чванство «пятисотлетней породы», лень, невежество, легкость нравов, модную поверхностную «французскую» образованность.

С большим сочувствием относился он к «наукой подкрепленному» рядовому дворянству. Но идеалом Н. Оказался «мещанин» - «человек подлый, по наречию некоторых глупых дворян», на самом же деле «муж совершенный», носитель всех возможных добродетелей. Дворянским персонажам, наделяемым характерными именами - « Недоум», «Худосмысл», «Забыл-честь», - он противопоставлял «мещанина» «Чистосердова» и свое alter ego - выразителя всех основных мыслей издателя - некоего «Правдолюбова». Сатира Н. До известной степени отвечала намерениям самой Екатерины, опасавшейся в первое десятилетие своего царствования дворянской оппозиции и стремившейся опереться против нее на «людей среднего рода», «создание» которых в России она считала своей прямой задачей.

Сама она стояла во главе первого сатирического журнала «Всякая всячина», вызвавшего к жизни все остальные, в том числе и сатирические издания Н. Но критикуя дворянство, орган екатерининского самодержавия, целиком державшегося на дворянских же крепостнических корнях, оставался на позициях внутриклассовой борьбы. Н. В своей сатире сошел с этих позиций, атакуя дворянство с точки зрения другого класса - растущей буржуазии. Не ограничиваясь нападками на «порочных» людей, Новиков нападал на «порочность» социальных порядков - феодально-дворянских основ екатерининской России. Одной из центральных тем сатиры Н. Являлось резко отрицательное изображение «рабства» - крепостничества, - в частности в «Живописце» напечатан замечательный «Отрывок из путешествия ***И.

Т.», по мнению новейших исследователей принадлежащий Радищеву и во всяком случае явившийся прообразом знаменитого «Путешествия из Петербурга в Москву». По представлению «Всякой всячины» сатира должна быть лишена «меланхолии», т. Е. Мрачного изображения действительности, должна вестись в «улыбательном тоне», памятуя, что ее задача - «увеселять знатных людей». Резко оспаривая исходные позиции «Всякой всячины», называя проповедуемое ею «человеколюбие» «пороколюбием», «Трутень» Н. Устами Правдолюбова объявлял целью сатиры «исправление пороков», а не «потакание оным», требовал от сатирика конкретного адреса - «критики на лицо». Полемика «Трутня» и «Всякой всячины», естественно, не могла оставаться только на лит-ой почве.

Орган Екатерины скоро заговорил на языке, «самовластью свойственном», грозя «уничтожить» своего противника. Н. Вынужден был пойти на уступки - ослабить остроту сатиры, торжественно изгнать с листов «Трутня» Правдолюбова за допущенные им «ругательства» против «Всякой всячины», а через некоторое время и вовсе «против желания» прекратить журнал. Приблизительно та же судьба постигла и все остальные сатирические журналы Н. От издания к изданию сатира их становилась все менее «когтистой», все более бедной социальным содержанием. Если в «Живописце», к сотрудничеству в к-ром удалось привлечь самое Екатерину, мы еще находим ряд смелых выпадов против крепостного права, хотя скоро и прекратившихся (обещанное продолжение «Отрывка из путешествия ***И.

Т.» так и не смогло появиться), то в последнем его сатирическом журн. «Кошелек» сатирическая тематика ограничивается исключительно нападками на французоманию и вообще пристрастие русского дворянства к иностранцам. Нападки на культурный импорт из Европы стояли в прямой связи c нападками на импорт промышленный (см. В 6-м листе «Трутня», «Ведомость из Кронштадта» и мн. Др.), с ориентацией Н. На «отечественную» промышленность. При крайней отсталости русских экономических форм того времени и обусловленных ими «национальных» идеологий это сообщало безусловно прогрессивной по своим основным тенденциям деятельности Новикова-сатирика выраженно-реакционный привкус (боевой патриотизм, преклонение перед «добродетелями предков» и вообще «здоровыми» началами русской действительности - религиозностью и т.

П., - противопоставляемыми «французской заразе» - философии Вольтера и энциклопедистов).Важной социально-общественной роли сатирических журналов Новикова соответствовало их выдающееся историко-литературное значение. Из галереи сатирических зарисовок Новикова черпала впоследствии сатира Грибоедова («французик из Бордо»), Пушкина (светский модник - прообраз Евгения Онегина) и др.Библиография. I. Сатирические журналы Новикова «Трутень», «Живописец», «Кошелек» переизданы А. С. Сувориным («Дешевая библиотека», №№ 326а, 326б, 327, 328 и 329).II. Тихонравов Н., Новиков, Сочин., т. III, ч. 1-2, М., 1898. Пыпин А. Н., История русской литературы, т. IV, изд. 4-е, СПБ, 1909. Боголюбов В., Новиков и его время, М., 1916. Ключевский В.

О., Воспоминания о Новикове и его времени, «Очерки и речи», 2-й сб. Статей, П., 1918. Семенников В. П., Книгоиздательская деятельность Новикова и Типографической компании, П., 1921. Плеханов Г. В., История русской общественной мысли, т. III, изд. 2-е, дополн., М. - Л., 1925.III. Лонгинов М. Н., Сочин., т. I, М., 1915 (стр. 582-586 - главнейшая лит-pa о Н.). Пиксанов Н. К., Два века русской литературы, изд. 2-е М., 1924 (стр. 42-44 - разработка темы «Н. И. Новиков в свете новых материалов и исследований»). Владиславлев И. В., Русские писатели, изд. 4-е, Москва, 1924.

Значения в других словарях
Новеллино

«НОВЕЛЛИНО» - см. Новелла. ..

Новеченто

НОВЕЧЕНТО (Novecento - «Двадцатый век»), литературная группировка фашистской Италии, органом к-рой является журнал того же названия (основан в 1926, выходит на французск. Яз.). Объединившись вокруг М. Бонтемпелли, новечентисты (Ак. Кампанелле, О. Вернани и др.) выступили против академизма и формализма «Ronda», одновременно объявив войну эстетизму, психологизму и сентиментализму. Резко протестуя против наводнившей Италию переводной литературы, они провозгласили возврат к образности, создание гер..

Новиков А. Н.

НОВИКОВ Андрей Никитич (1889-) - современный писатель, по происхождению крестьянин. Учился в сельской школе, был батраком. Участник гражданской войны. Член ВКП(б). Впервые Новиков выступил в литературе в 1929.Новиков тяготеет к сатирическому творчеству. Объектами для сатирических изобличений он берет бюрократизм, кулачество. Вышедшая в 1929 большая сатирическая повесть Новикова «Причины происхождения туманностей», имея целью сатирически изобличить бюрократизм в советских условиях, дает совершен..

Новиков И. А.

НОВИКОВ Иван Алексеевич (1879-) - беллетрист, драматург, поэт. Р. В семье мелкого землевладельца. Окончил Московский институт. Первый рассказ Новикова «Сон Сергея Ивановича» был напечатан в 1899.Будучи плодовитым писателем, работавшим в разных жанрах, Новиков однообразен по настроениям, по мотивам творчества. В поле его зрения - почти исключительно тоскующий, разочарованный, бесперспективный интеллигент, безуспешно стремящийся найти политическую и экономическую опору. Любовь, природа, упадочнич..

Дополнительный поиск Новиков Новиков

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Новиков" в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Новиков, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Н". Общая длина 7 символа