Овсянико-Куликовский

234

ОВСЯНИКО-КУЛИКОВСКИЙ Дмитрий Николаевич (1853-1920) - видный русский литературовед и санскритолог. Р. В семье крупного таврического помещика. Высшее образование получил в Петербургском, а потом в Новоросс. Университетах. По окончании Новороссийского университета работал в Петербурге у известного санскритолога, проф. И. П. Минаева, при помощи которого близко познакомился с лингвистическими теориями В. Гумбольдта, Штейнталя, Лацаруса, Макса Мюллера, Лазаря Гейера и др. В 1877 О.-К. «был оставлен при Новороссийском университете и командирован за границу для приготовления к кафедре сравнительного языкознания и санскрита. Молодому О.-К. Было свойственно увлечение социалистическими идеями - в 1877 в Женеве конспиративно, без указания автора, была издана его брошюра «Записки южно-русского социалиста».

Вращаясь в среде лиц, боровшихся за возрождение Украины («Громада»), затем в среде эмигрантов (Драгоманова, Лопатина, Чайковского и др.), а в предреволюционный период - в левокадетских, а иногда и легальномарксистских кругах, Овсянико-Куликовский никогда не был активным участником той или другой партии.Защитив в 1887 докторскую диссертацию «К истории культа огня у индусов в эпоху Вед», О.-К. Получил место профессора в Казанском университете, откуда через год перевелся профессором в Харьков. Здесь и развернулась научно-литературная деятельность О.-К. Периода 1885-1905. К началу 90-х гг. О.-К. Начал применять так называемый психологический метод, разработанный на основе принципов Потебни, преимущественно к художественной литературе и проблемам теории и психологии художественного творчества.Ко второй половине 80-х гг.

В О.-К. Не осталось и следа от той оппозиционной настроенности, к-рая делала его врагом метафизики и так называемого «искусства для искусства». Подобного рода «нигилизм» стал ему казаться не более как «догматическим», а то и просто «обывательским» мышлением. Увлечение же народническими и социалистическими идеями и даже столь пленявшим его культом «науки» и в частности социологии в духе строгого позитивизма представлялось ему увлечением «шаблонными идеями», «истинами», принятыми на веру. «Очарованный» метафизическими идеями «Бесконечного» и «Вечного», культом личности и «внутренней свободы» в эклектическом соединении с дарвиновской теорией эволюции, О.-К. Стал наиболее выдающимся у нас представителем того течения, к-рое известно как «психологизм» или «панпсихологизм» и к-рое было призвано служить «научно-эмпирическим» фактором в борьбе прежде всего с остатками «нигилизма» и «утилитаризма» революционного народничества, но в то же время и с вульгарно-идеалистической реакционной схоластикой университетской науки.

Под влиянием механически-психологического течения в связи с особой классификацией науки О.-К. Начал рассматривать все идеологические надстройки (науку, искусство, право и т. Д.) как комплексы явлений, к-рые существуют только в переживаниях отдельных людей, как субъективные проявления вечно развивающегося так наз. «объективного духа» (отнюдь не в гегелевском смысле), наконец как продукты чисто индивидуальной «душевной деятельности», приходя к таким построениям в общих вопросах познания, которые вполне аналогичны концепции философа Э. Маха и его последователей.Наука определяется О.-К. Как «познание и разработка идеи бесконечного в его космических формах», а искусство - как дающее нам то же самое в формах «человеческого выражения».

Но в таком понимании эта вездесущая идея вечности и бесконечности приобретает значение какой-то новой позитивной «сущности вещей». Для ее познания оказывается необходимым и достаточным «превращать факты - в явления» нашего субъективного сознания (наука) и в частности факты жизни - в так наз. «законообразную» действительность (искусство). Иначе говоря, в искусстве и науке мы познаем не внешний мир, существующий вне нас и независимо от нашего субъективного сознания, а лишь продукты нашей индивидуальной «душевной деятельности» (Кант, Гумбольдт, Потебня, Мах, Бергсон).С половины 90-х гг. О.-К. Работает преимущественно в области русской литературы. В 1896 появляются «Этюды о творчестве И. С. Тургенева», где впервые нашла применение методология литературоведа-психолога.

После этой книги вскоре выходит ряд таких же монографий и статей о других классиках русской литературы. «Гоголь», «Пушкин», «Лев Толстой как художник» (1899), «Лермонтов» (1914), «Грибоедов», «Этюды о творчестве Чехова» и т. Д. Анализируя психологию немногих из созданных данным писателем образов-характеров, в к-рых О.-К. Усматривает постановку наиболее значительных «общечеловеческих» проблем и так наз. «вечных вопросов», он стремится раскрыть особенность натуры, характера, склада ума и даже темперамента поэта-художника. Если в некоторых случаях он и касается идеологических вопросов, то исключительно в целях уяснения миросозерцания и общей лит-ой направленности самого писателя, притом опять-таки исключительно для лучшей обрисовки склада его ума и самой натуры.

Из огромного и многообразного художественного наследия Тургенева, Гоголя, Пушкина, Толстого и т. Д. О.-К. Произвольно выделяет лишь те моменты, к-рые могут быть использованы как конкретный литературный материал для построения психологии и теории художественного творчества. Напр. Самые понятия о стиле и жанрах этих писателей у О.-К. Начисто отсутствуют. В психологически-углубленных анализах «общественно-психологических типов» поместно-дворянской и разночинной интеллигенции (Чацкий, Базаров, Каратаев и др.) нетрудно вскрыть субъективизм научных построений Овсянико-Куликовского. Все эти очерки представляют собой общественно-психологические характеристики действующих персонажей, анализ художественного процесса творчества на конкретном материале и главным образом попытки реконструировать «творческую личность» поэта.Его анализ произведений художественной литературы представляет собой, с одной стороны, раскрытие того строя чувств и мыслей, для апперцепции к-рого может служить данный образ, а с другой - восполнение той творческой работы, к-рую производил сам автор и посильным соучастником к-рой выступает и критик своими «пояснительными примечаниями» к живописи художника и психологическим комментарием.

Так напр., анализируя «Дворянское гнездо», О.-К. Стремится раскрыть те сокровенные пружины души Лизы, «игру ее тайных и таинственных движений», в которых он ищет объяснения этого образа, попутно вскрывая те художественные приемы (напр. Взаимоотношения Лемма, Лаврецкого и Лизы), при помощи к-рых Тургенев достигает своей цели. Ключ к пониманию образа Лизы О.-К. Ищет не в условиях социальной действительности 40-50-х гг., изображенной Тургеневым с позиций дворянского либерализма, а в личных особенностях натуры Лизы, в каком-то особом ее религиозном призвании, которое уподобляется призванию в искусстве, науке и т. Д. Анализируя образ Базарова, О.-К. Не в состоянии объяснить его как классовое явление, как попытку Тургенева изобразить классово чуждый ему образ революционера-разночинца.

Наоборот, «наперекор этой бренности явлений» О.-К. Рассматривает Базарова как обобщающий образ, в котором «ищет воплотиться. Нечто общее, человеческое, важное для познания и понимания той или другой стороны духа». В образе Базарова, как оказывается, обнаруживается характерная черта всей этой эпохи, лучшим выразителем которой является Тургенев, - крайнее развитие личности «в направлении эгоистическом и отсутствие гармонии между личностью и обществом», - эпохи, когда на почве индивидуализма «возвеличение личности, ее апофеоз шли рядом с ее крушением, ее ничтожеством». С надклассовой, общечеловеческой точки зрения ведется анализ и в других монографиях - о Гоголе, Пушкине, Лермонтове, Гейне. Ближе к социологизму Овсянико-Куликовский в своей монографии о Толстом и некоторых статьях последнего периода его деятельности.

Наряду с классификацией образов Толстого по национальному признаку применяется уже и классовый принцип и социально-психологический анализ субъективных и объективных элементов в его творчестве, основные особенности которого О.-К. Выводит из его барской психологии. Однако и здесь социологизм О.-К. Остается абстрактным, изучающим не класс, а среду (в этом отношении бесспорное влияние оказало на него учение Тэна).Основной порок научно-литературных работ О.-К. Как литературоведа, психолога и литературного критика лежит в субъективно-идеалистических основах его методологии.Главное значение обширного научного наследия О.-К. Обнаруживается не в области истории литературы, подлинные задачи к-рой были ему глубоко чужды, не в области лит-ой критики, т.

К. Научно изучать напр. Произведения последних десятилетий и особенно современные он считал и методологически и фактически невозможным, наконец даже не в области исследования специальных вопросов теории поэзии и прозы, для которой он так много поработал, но к-рая фактически превращалась у него в психологию поэзии и прозы. Подлинное и действительно крупное значение О.-К., критические очерки к-рого получили всеобщее распространение, заключается в том, что, базируясь на учении Потебни, он ввел проблемы теории литературы, в к-рой еще полностью царили схоластически-идеалистические теории (до О.-К. Не только идеи Веселовского, но и Потебни оставались за семью замками), в широкий научный и школьный обиход. О.-К.

Много сделал и в плане постановки проблем психологии творчества (см. «Вопросы теории и психологии творчества»). Работы О.-К. Ввели в оборот целый ряд новых литературных теорий и рабочих гипотез. Такова проблема «понимания» как творческого акта, теория «наблюдательного» и «экспериментального» искусства, проблема реализма в искусстве, теория лирики как творчества ритмов в отличие от драмы и эпоса как образной поэзии и т. Д. Разумеется следует при этом помнить, что, поставив эти проблемы, О.-К. Оказался не в состоянии их верно решить, и работы его могут быть марксизмом использованы только частично и с сугубой осторожностью.Существенные методические дефекты в работах О.-К. Непосредственно вытекают из того положения, что анализ процесса творчества Овсянико-Куликовский из объекта самостоятельной отрасли знания превращает в особый метод истории и теории литературы и лит-ой критики.

Такое смешение объектов, задач и методов смежных дисциплин делает работы О.-К. Недиференцированными, эклектичными и пред лицом нашей современности неполноценными, несмотря на то, что они заключают в себе много интересных и любопытных высказываний по основным вопросам, связанным как с творчеством наших классиков, так и с теорией поэзии и прозы. Психология художественного творчества как особая дисциплина сможет успешно разрешить чрезвычайно сложные и трудные задачи, стоящие перед нами, только при том непременном условии, если она всецело будет базироваться на марксистско-ленинской методологии и классовом анализе художественных явлений (см. Творчество).Библиография. I. Сочинения, 9 тт., СПБ, 1907-1911. То же, издание 2-е, И.

Овсянико-Куликовский, СПБ, 1912-1914 (отд. Томы выдержали по 5 изд.). Собр. Сочин., Гиз, М., 1923-1924 (Т. I - Н. В. Гоголь. Т. II - И. С. Тургенев. Т. III - Л. Н. Толстой. Т. IV - А. С. Пушкин. Том V - Герцен, Белинский, Добролюбов, Михайловский, Короленко, Чехов, Горький, Андреев. Т. VI - Статьи по теории поэзии, по психологии творчества, о религии индусов в эпоху Вед и др. Тт. VII-IX - История русской интеллигенции (три части). Воспоминания, изд. «Время», П., 1923.II. Горнфельд А., Экспериментальное искусство, «Русское богатство», 1904, I. Райнов Т., «Психология творчества» Д. Н. Овсянико-Куликовского, «Вопросы теории и психологии творчества», т. V, Харьков, 1914. Плотников И., Психологическая школа в языкознании и методика русского языка, Курск, 1919 (см.

Гл. X - О.-К., его труды по языкознанию и теории поэзии. Гл. XI - О.-К. Как критик. Гл. XII - Методологические статьи О.-К. Гл. XIII - Значение трудов О.-К. Для методики русского языка). Кутателадзе Н., Схемы и критические статьи акад. Овсянико-Куликовского (разбор трудов по истории русской литературы), «Филологические записки», 1917, I. Горнфельд А., Д. Н. Овсянико-Куликовский и современная литературная критика (Речь), «Начала», 1922, № 2 (и в книге его. Боевые отклики на мирные темы, Ленинград, 1924). Казанович Е., Д. Н. Овсянико-Куликовский на Бестужевских курсах (Воспоминания и впечатления курсистки) (Речь), там же, 1922, № 2.III. Словарь членов Общества любителей российской словесности при Московском университете, М., 1911. Владиславлев И.

В., Русские писатели, изд. 4-е, М. - Л., 1924.

Значения в других словарях
Ованисьян

ОВАНИСЬЯН ОВАНЕС - см. Иоанниссиани. ..

Овидий

ОВИДИЙ (полное имя Публий Овидий Назон, 43 до нашей эры - 17 нашей эры) - римский поэт. Согласно данным автобиографии («Тристии», IV, стихотв. 10), О. Родился в семье, издавна принадлежавшей к богатому всадническому сословию, и получил обычное в то время риторическое образование. Воспитывался в атмосфере империи Августа, когда по окончании гражданских войн и установлении примата Италии над провинциями чрезвычайно возросло благосостояние италийского землевладельческого и торгового населения. О.,..

Огарев

ОГАРЕВ Николай Платонович (1813-1877) - выдающийся деятель русского революционного движения, поэт и писатель. Р. В семье богатого помещика. В 1834 в Москве, будучи уже студентом, О. Одновременно с Герценом был арестован и привлечен к следствию по делу «О лицах, певших пасквильные стихи», и после 8-месячного тюремного заключения, нашедшего впоследствии отражение в стихотворном отрывке «Тюрьма», был выслан на родину в Пензу под наблюдение отца и местного начальства. В 1838 Огарев получил разрешен..

Огнев

ОГНЕВ Николай (псевдоним Михаила Григорьевича Розанова) (1888-) - современный советский писатель. Р. В семье присяжного поверенного. Участвовал в революционном движении, подвергался арестам, но к определенной политической партии не принадлежал.В творчестве Огнева четко обозначаются две струи, разделяющиеся хронологически. Романтическая струя, захватывающая почти все дореволюционное творчество, но сказывающаяся и в отдельных пореволюционных произведениях, и реалистическая струя, ярче всего выраж..

Дополнительный поиск Овсянико-Куликовский Овсянико-Куликовский

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Овсянико-Куликовский" в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Овсянико-Куликовский, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "О". Общая длина 20 символа