Омофония
ОМОФОНИЯ (от греч. Homos - «сходный» и phonos - «звук») - стиховедческий термин, употребляющийся гл. Обр. Французскими исследователями стиха (P. Verrier, M. Grammont, E. Martin и др.) и обозначающий звуковую однородность стихотворной, шире - вообще художественной речи. В этом смысле к О. Относят такие виды звуковой организации стиха, как аллитерацию, ассонанс, консонанс и рифму (см. Соотв. Статьи). Во всех этих случаях мы имеем дело с повторением однородных в звуковом отношении (омофоничных) явлений. Кроме того при анализе О. Учитывают и такие звуковые явления, как ритм, систему интонирования (паузы и т. П.), короче, все, что усиливает звуковую однородность художественной речи. В этом смысле понятие омофонии охватывает все стороны звуковой организации стиха, независимо от того, в каких речевых явлениях эта звуковая однородность в данном случае сказалась.В зависимости от характера литературного стиля меняется и его омофонная организация.
Так напр. В русской литературе XVIII в. Характерна тенденция избегать звуковых повторов внутри стиха. Ломоносов в «Риторике» советует «остерегаться от частого повторения одного письмени» («тот путь тогда топтать трудно»). Дмитриев в басне «История» по поводу строки «В таком то образе отечества отец» делает специальную сноску. «Кто-нибудь из моих критиков заметит, что в этом стихе три речения сряду начинаются с одной буквы. Винюсь перед ним и беру этот грех на мою совесть». Наоборот у символистов находим совершенно иное отношение к О. Стиха. «стремление максимально насытить стих омофоническими элементами» («чуждый чарам черный челн», Бальмонт и др.) и т. Д.В лингвистике понятие О. Связано с построениями идеалистической социологии яз., с учением об однородности звуковой организации каждого яз.
В каждую определенную эпоху его исторического развития, с утверждением обусловленности этой однородности единством национального стиля (школа Фосслера) или национального типа (Иордан). Как стиховедческий термин понятие О. В указанном выше смысле связано с понятием стиля, обусловлено им и следовательно может быть освобождено от идеалистической трактовки.Библиография. Артюшков А., Звук и стих, П., 1923. Его же, Стиховедение (Качественная фоника русского языка), М., 1927. Тимофеев Л., Проблемы стиховедения, М., 1931, стр. 42 и сл. Verrier P., Essai sur les principes de la metrique anglaise, 1-re partie, P., 1909. Grammont M., Le vers francais, P., 1923. Martin E., Les symetries du francais litteraire, P., 1924. О лингвистических основах понятия «омофония» см.
Jordan, Sprache und Gesellschaft, в сборн. «Hauptprobleme. Erinnerungsgabe fur Max Weber», Munchen, 1923. Schrijnen J., Einfuhrung in das Studium der Indogermanischen Sprachwissenschaft, Hdlb., 1921.
Дополнительный поиск Омофония
На нашем сайте Вы найдете значение "Омофония" в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Омофония, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "О". Общая длина 8 символа