Описательная поэзия

83

ОПИСАТЕЛЬНАЯ ПОЭЗИЯ - термин, обозначающий жанр, охватывающий поэтические произведения обычно крупного размера, описывающие ландшафт. Первые образцы О. П. Можно найти еще в XVII в. (Д. Денам (G. Denham) - поэма «Куперз Хилл» (Cooper’s Hill, 1642) и др.), но существование О. П. Как жанра начинается в XVIII. В. В Англии, когда обуржуазившееся дворянство, а вместе с ним гонящаяся за «джентльменством» буржуазия начинают воспринимать «утехи бытия» как непременный атрибут повседневной жизни. В среде спасенных от разорения дворян и стремящихся войти в ряды землевладельцев буржуа возникает потребность в сочувственном и достаточно обстоятельном отображении сельской жизни с ее «радостями» на лоне плодоносной вечно молодой природы.Создателем О.

П. Как жанра выступает английский поэт Томсон , автор знаменитой в свое время поэмы «Времена года» (The Seasons, 1726-1730), вызвавшей многочисленные подражания в зап.-европейской литературе XVIII в. Центральный момент жанра - природа - выступает основной темой произведения. Человек же входит в поэму в качестве неотделимого от природы элемента. Последняя дается в тщательных и подробных описаниях, лишенных аллегорических или символических тенденций. Перед наблюдателем (в поэме не действующим) проходит ряд картин, дополняющих, оттеняющих, развивающих одна другую. Иные, окрашиваемые чувствительностью, нередко связанные с идеями деизма, разрастаются в эпизоды, сочетаясь с «живописностью». При этом О. П. Часто мыслится авторами как профессиональное, деловое сообщение.

Томсон описывает ужение. «Но пусть на твоем крючке пытаемый червь Судорожно не вьется в корчевых кольцах и т. Д.» («Весна»). Подражатель Томсона, французский поэт Делиль желает «дать урок об том, как нарядить лужайку, холм, лесок» («Сады», перев. Воейкова), дает советы об акклиматизации в «Сельском жителе» и пр. Такого рода отступления, занимающие основное место в «эпизодах» О. П., весьма характерны для практицизма сознания обуржуазившегося дворянства, стремившегося включиться в развитие капиталистических отношений, делавших в Англии XVIII в. Значительные успехи.«Времена года» имели очень большой успех. Им открыто подражали Сен-Ламбер, Лео - авторы одноименных поэм («Les saisons») - и др. Однако жанр в самой Англии в сущности заканчивается Томсоном.

Все большее обуржуазивание литературы увеличивает в поэзии роль человека, - из пассивной фигуры превращает его в активную, спокойная дескрипция сменяется либо технологической дидактикой, либо сентиментальным натурализмом.Описательную поэму у отступающей аристократии сменяет оссианизм (см. «Оссиан»), где ландшафт играет конструктивно-эмотивную роль, и меланхолическая лирика (Коллинз , Грей ), переходящая в кладбищенскую поэзию или меланхолическую поэму, вбирающую в себя элементы О. П. (Юнг и др.). Э. Дарвин пытается воскресить жанр («Любовь растений» - The loves of the plants, 1789. «Экономия произрастания», 1792), который окончательно деградирует в творчестве Вордсворта , пытавшегося в «Вечерней прогулке» (An evening Walk, 1793) и «Описательных очерках.

Во время пешей прогулки в Альпах» (Descriptive Sketches, 1793) подчинить О. П. Строгим канонам классицизма Попа. Ничто однако не могло вернуть О. П. Ее авторитета. Буржуазия требовала от поэзии действия и мысли. Только в послевоенные годы XX в. Упадочная уже английская буржуазия делает отдельные попытки возродить О. П. (лауреат Р. Бриджес и др.).С 60-х гг. XVIII в. О. П. Переходит во Францию, аристократия к-рой задает тон всей европейской аристократии. Сен-Ламбер в предисловии к «Временам года» (1768) заявляет. «Томсон хотел, чтобы природой восхищались, я хочу заставить полюбить ее». Но эту природу нужно «возвеличить, украсить, сделать интересной». Для этого «не надо помещать несчастных крестьян. У них чувств не больше, чем мыслей. У них плутовство, чрезмерное лукавство, какое природа дает слабым животным.

Есть в полях богатые труженики, зажиточные крестьяне. Вот они нравственны». Эта природа, сдаваемая фермерам в аренду, образует материал французской О. П. И в переложенных Делилем (1770) «Георгиках» Вергилия (Georgiques de Virgile) и в «Месяцах» (Les mois, 1779) Руше и в «Садах, или Искусстве украшать пейзажи» (Les jardins ou l’art d’embellir les paysages, 1782), в «Жителе полей» (L’homme des champs, 1802), «Трех царствах природы» (Les trois regnes de la nature, 1808) Делиля и т. Д., все более вбирая из дидактической поэзии наставительную сентенциозность. Сентенциозность и морализаторство постепенно начинают преобладать в описательной поэзии, и самое описание постепенно исчезает из поэмы. Остается условная «натура» - повод для обычно эротической сцены с нравоучением, что и входит в общий фонд французской аристократической литературы, образует тот пасторальный, античный, экзотический фон, на котором развертываются действия или чувства поэзии Парни и элегиков его школы.

Сюда не проникает сентиментализм, столь типичный для английской обуржуазившейся поэзии. Здесь нет и стремления к точности зарисовки. Природа - раз и навсегда условно намалеванный задник, перед к-рым столь же условно переодетые персонажи произносят заученные реплики. В Германии наиболее значительными образцами О. П. Могут считаться «Земные удовольствия в боге» (1721-1748) Брокеса, «Весна» Э. Фон Клейста. Созерцая природу, Брокес неизменно мыслит о величии и благости бога. Для него здешний мир - лишь отблеск мира потустороннего. Представитель слабого еще немецкого бюргерства, он крайне пассивен в своей любви к земному, люди выпадают из сферы его внимания. «Весна» Клейста - опыт феодальной идиллии.Русская поэзия видимо не знает О.

П. Как жанра. Картины барской жизни в «Евгению. Жизнь Званская» (1807) Державина дают исключительную конкретность описаний, но она вообще свойственна поэтике Державина. Единственно чистые случаи О. П. - переводы Станевича (1804) из Делиля. Любопытно возрождение О. П. В XX в. В творчестве П. Радимова .Библиография. Цертелев Н., О поэзии описательной, «Соревнователь просвещения и благотворения», ч. 21, 1823, кн. III. Розинов М. Н., Ж. Ж. Руссо и литературное движение конца XVIII и начала XIX в., М., 1910. См. Также библиографию к упомянутым автором словам. «Кладбищенская поэзия», «Оссиан», «Сентиментализм». Morel L., James Thomson, P., 1895. Texte J., J. J. Rousseau et les origines du cosmopolitisme litteraire, P., 1895. Potez H., L’elegie en France avant le romantisme, P., 1898.

Mornet D., Le sentiment de la nature en France..., P., 1907. Van Tieghem P., La poesie de la nuit et des tombeaux en Europe au XVIII siecle, P., 1921. Haas C. E., de, Nature and Country in English Poetry of the first Half of the XVIII Century, Amsterdam, 1928. FlemmingW., Der Wandel des deutschen Naturgefuhls vom 15 zum 18 Jahrhundert, Halle, 1931.

Значения в других словарях
Онья

ОНЬЯ Педро (Pedro de Ona, 1570-1643) - один из первых южноамериканских поэтов. Р. В Чили в семье испанского офицера, участвовал в сражениях с индейцами. Главное его произведение - большая историческая поэма «Arauco Domado» (1596), написанная в подражание знаменитой «Араукане» Эрсильи и отражающая, как и последняя, идеологию дворянства, осуществлявшего колониальную экспансию абсолютистской Испании. Поэма О. Является типичным произведением эпохи завоевания Америки испанцами и прославляет победы к..

Опатошу

ОПАТОШУ Иосиф ((псевдоним Иосифа Опатовского) 1887-) - еврейский писатель. Р. В Польше. По образованию инженер. В 1907 эмигрировал в Нью Иорк. Стал печататься с 1910 в сборниках «sriftn», объединявших модернистско-националистическую еврейскую литературную молодежь. Ранние произведения О. «A roman fun a ferdganew» и «Moriz un sain sun Filipp» выделили его как писателя со значительными возможностями в области реалистического повествования. Систематически печатаясь в американско-еврейской буржуазн..

Опиц

ОПИЦ Мартин (Martin Opitz, 1597-1639) - немецкий поэт, теоретик патрицианского классицизма, развившегося в немецкой литературе в начале XVII в. В 1617-1618 опубликовал латинский трактат «Aristarchus», в к-ром отстаивал права немецкого яз. На создание по образцу «древних» литературы, подобной классической литературе современных ему Италии и Франции. В 1624 вышло в свет важнейшее теоретическое сочинение О. «Buch von der deutschen Poeterei» (Книга о немецкой поэзии). В названном сочинении, опираяс..

Опорный согласный

ОПОРНЫЙ СОГЛАСНЫЙ - см. Рифма. ..

Дополнительный поиск Описательная поэзия Описательная поэзия

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Описательная поэзия" в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Описательная поэзия, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "О". Общая длина 19 символа