Остолопов
ОСТОЛОПОВ Николай Федорович (1782-1833) - теоретик русского классицизма. Происходил из обедневшей среднедворянской семьи. Издавал журнал «Любитель словесности» (1806). По поручению Петербургского Вольного общества любителей словесности, наук и художеств приступил в 1806 к составлению «словаря пиитического», который и был им окончен лишь через 14 лет («Словарь древней и новой поэзии», 3 части, СПБ, 1821). Длительность подготовки «Словаря» была вызвана не только сравнительной трудностью подобного предприятия, почти не имевшего до того времени прецедентов в России и на Западе, но и чрезвычайной обремененностью Остолопова чиновничьей службой. «Словарь» О., созданный, «чтобы учащих и учащихся поэзии избавить от чтения множества писанных по сему предмету книг», представляет род литературной энциклопедии, где азбучно расположенные термины «школьной пиитики» содержат практическую рецептуру нормативной эстетики классицизма.
Завершающий консервативно-дворянскую традицию предыдущего века «Словарь» Остолопова одновременно содержит некоторое - очень слабое впрочем - влияние буржуазного «историзма», заботу о том, чтобы изучающие писателя «могли соображать его творение с нравами того века». Для позиций «Словаря» крайне характерно предлагаемое им определение «поэзии», строго выдержанное в духе классической поэтики. «Поэзия есть вымысел, основанный на подражании природе изящной и выраженный словами, расположенными по известному размеру, - так как проза или красноречие есть изображение самой природы речью свободною.Оратор говорит только истину с убедительною силою и простотою, а поэт изображает правдоподобное с такой поразительною приятностию, которая пленяет и с тем вместе потрясает душу...» «Но что же есть изящная природа.
Что значит подражать изящной природе?Изящная природа не есть истинное существующее, но истинное могущее существовать, истинное избранное, изящное, и представленное так, как бы оно в самом деле существовало - со всеми совершенствами, какие только принять оно может. Подражание изящной природе есть представление предмета в таком совершенном виде, в каком только можем его вообразить, несмотря на то, существует ли он действительно, или только может существовать».Кроме «Словаря» из литературоведческих трудов Остолопова заслуживает внимания «Ключ к сочинением Державина» (СПБ, 1822), один из первых русских литературных комментариев.Остолопов проявил себя и как поэт, оставив после себя ряд псевдонародных романсов («Бедная Дуня») и песен («Не бушуйте, ветры буйные», «Солнце красное, оставь ты небеса»).Библиография.
I. Евгения, или нынешнее воспитание, Повесть, СПБ, 1803. Прежние досуги, М., 1816. Переводы. Опыт Вольтера на поэзию эпическую, СПБ, 1802. Тассовы мечтания, изд. 2-е, СПБ, 1819 (1-е изд., 1808 - «Тассовы ночи»).II. Сухомлинов М. И., Исследования и статьи, т. I, СПБ, 1889, стр. 199. Трубицин Н., О народной поэзии в литературном и бытовом обиходе первой трети XIX в., СПБ, 1912, стр. 144-146.III. Геннади Г., Справочный словарь, т. III, М., 1908. Кубасов Ив., Статья в «Русском биографическом словаре», т. «Обезьянников - Очкин», СПБ, 1905. Словарь членов Общества любителей российской словесности, (М., 1911).
Дополнительный поиск Остолопов
На нашем сайте Вы найдете значение "Остолопов" в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Остолопов, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "О". Общая длина 9 символа