Парадокс
ПАРАДОКС (греч. Paradoxos - «противоречащий обычному мнению») - выражение, в котором вывод не совпадает с посылкой и не вытекает из нее, а, наоборот, ей противоречит, давая неожиданное и необычное ее истолкование (напр. «Быть естественным - поза», «Я поверю, чему угодно, лишь бы оно было совсем невероятным» - О. Уайльд). Для П. Характерны краткость и законченность, приближающие его к афоризму , подчеркнутая заостренность формулировки, приближающая его к игре слов, каламбуру и т. П., и наконец необычность содержания, противоречащая общепринятой трактовке данной проблемы, к-рая затрагивается П. Отсюда понятие парадоксальности приближается к понятию оригинальности, смелости суждений и т. Д., самый же П. Может быть и верен и неверен в зависимости от содержания.
П. Присущ не только художественной литературе, он характерен и для политической, философской и т. П. Литературы.В художественной литературе П. Играет весьма различную роль и по употреблению и по содержанию. С одной стороны, он выступает в речи персонажей как одно из средств интеллектуальной характеристики персонажа. Таковы напр. Парадоксы Рудина (в одноименном романе Тургенева) в спорах с Пигасовым («Убеждение в том, что нет убеждений, есть уже убеждение», «Отрицание теории есть уже теория»), нужные Тургеневу для раскрытия умственного превосходства Рудина над окружающими. Аналогична при ином классовом содержании насыщенность П. Речи лорда Генри в «Портрете Дориана Грэя» О. Уайльда и т. Д. С другой стороны, П. Является одним из моментов самой системы повествования писателя, являясь характерной чертой его стиля (т.
Е. Уже не связывается с речью персонажа, как у Тургенева), как напр. У А. Франса, Б. Шоу, О. Уайльда, Ницше и др. И в том и в другом случае П., выступает как одно из средств поэтического языка, определяясь в своем содержании и использовании характером данного творчества и - шире - классового литературного стиля. Так, у О. Уайльда мы встречаем поверхностный и эпатирующий П. («Только поверхностный человек не судит о людях не по внешности», «Этические пристрастия в художнике - непростительная манерность стиля», «Искренность мешает искусству», «Лучший способ отделаться от искушения - поддаться ему» и т. П.), у А. Франса философско-иронический («Христианство много сделало для любви, объявив ее грехом»), у Б. Шоу - разоблачающий и т.
Д. И т. Д. Приближаясь к игре слов, П. Наиболее сильно культивируется авторами, тяготеющими к художественной иронии. Есть попытки перенести понятие П. В область композиции, говоря о парадоксальных ситуациях (напр. «Кентервилльское приведение» О. Уайльда, где не привидение пугает людей, а люди пугают привидение, дает парадоксальную ситуацию). Однако такое расширительное толкование П. Лишает его всякой определенности, поскольку здесь отпадают все словесные особенности парадокса как определенного словесного построения (афористичность, краткость, игра слов и т. Д.) и заменяются чисто логической формулировкой, не являющейся термином.В стилистике парадокс рассматривается в отделе фигур .Библиография. Горнфельд А. Г., Фигура в поэтике и риторике, сб.
«Вопросы теории и психологии творчества», т. I, изд. 2-е, Харьков, 1911, стр. 335-339.
Дополнительный поиск Парадокс
На нашем сайте Вы найдете значение "Парадокс" в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Парадокс, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "П". Общая длина 8 символа