Пауза

91

ПАУЗА - остановка голоса, членящая речевой поток на те или иные части. Расположение физиологических П. В речевом потоке может не совпадать с установленным членением речи на слова и даже на предложения. С одной стороны, паузы обычно отсутствуют между группами тесно связанных слов («ходил-я-так со-дня-на-день» - между словами, соединенными дефисами, П. Отсутствуют), с другой - при подчеркнутом эмфатическом произнесении слов П. Делается в середине слова («это у||жа`сно!»). Однако для синтаксического и смыслового членения речевого потока значение имеют лишь те П., которые совпадают с границами слов и предложений. Паузы этого типа - в соединении с различиями интонации - передают в произносимой речи весьма тонкие различия смысловых отношений между частями сочиненного бессоюзного предложения и членами предложения.

Ср. Различия в предложениях типа. «придешь домой - ляжешь спать» (с отношением условной или временной связи между предложениями) и «придешь домой, ляжешь спать» (с простой последовательностью не связанных предложений). Или различия в связи членов предложения типа. «платок был||запачкан,||в крови» и «платок был||запачкан в крови». На выделении П. Отдельных членов предложений основано значение инверсии .В письменной речи наличие П. (или возможность ее) сигнализируется различными знаками препинания - см. Пунктуация.В художественной речи пауза имеет чрезвычайно большое значение как в отношении ее интонационной организации, так и в отношении организации чисто ритмической. Именно пауза регулирует смысловое и тем самым интонационное движение речи, что чрезвычайно увеличивает богатство всякого рода смысловых оттенков, подчеркиваний, умолчаний и т.

Д.«Постой, постой. Ты выпил. Без меня» (Пушкин).П., обозначенная в этом примере многоточием, раскрывает (в обращении Сальери к Моцарту, выпившему яд), «договаривает» то, что словами не было сказано.В то же время в стихе расстановка П. Отражается на ритме, выделяя напр. Те ударные слоги, после к-рых стоит П., превращая отрезок речи между двумя П. В ритмическую единицу. Отсюда число П. В стихе определяет его ритмический характер. Поскольку П. Свидетельствует о законченности данного речевого отрезка, постольку данная система П. В значительной мере определяет и систему ритма. Например для многих русских дворянских поэтов XIX в. Характерно размещение постоянных П. В конце стихотворной строки и отсутствие П. В середине, что определяет значительную ритмическую монотонию, напр.:«Вдали огонек за рекою,Вся в блестках сияет река,На лодке весло удалое,На цепи не видно замка» (Фет).Самое постоянство в размещении П.

Имеет уже определенный ритмирующий характер, благодаря чему сдвиг П. В середину или начало следующей строки дает новый ритмический - и следовательно опирающийся на смысловой - ход, например:«Никто мне не скажет. Куда тыПоехал. Куда загадал. » (Фет).Наоборот, у Маяковского встречаем исключительную насыщенность П., к-рая разбивает его стих на ряд законченных речевых отрезков и создает совершенно своеобразный ритм:«Это было (П.)Было в Одессе (П.)Приду в четыре (П.) сказала Мария (П.)Восемь (П.)Девять (П.)Десять (П.)Вот и вечер (П.)».На этом в частности основан принцип печатания Маяковским стихов, определяемый разбивкой строк на законченные благодаря П. Речевые отрезки.На примере П. Чрезвычайно четко можно проследить единство словесной структуры произведения с его идейным содержанием.

Являясь результатом определенного смыслового выделения слова, П. В то же время определяет (и сама является одним из его моментов) характер данного речевого построения. Отсюда - обусловленность данной системы паузирования, а следовательно и интонирования, и ритма, и т. Д., конкретно историческим содержанием произведения.Библиография. Фоника.

Значения в других словарях
Патканян

ПАТКАНЯН Рафаэль (1830-1892) - псевдоним армянского поэта и беллетриста Камара-Катипа. Р. В Нахичевани. Учился в Лазаревском институте в Москве и затем за границей (в Германии).Свою литературную деятельность П. Начал в 1850. Он - один из наиболее ярких выразителей армянской буржуазной националистической идеологии. Национальное освобождение армян, националистическая идеализация прошлого Армении, националистический романтизм - вот основные черты, характеризующие идеологию П. Творчество его отража..

Патуйе

ПАТУЙЕ Жорж - французский литературовед, специалист по русской литературе. До 1913 читал в Сорбонне курс русской литературы, затем работал во Французском институте в Петербурге. П. Принадлежат два труда. «Le theatre de mOurs russe des origines a Ostrowski», 1672-1850, Paris, 1912 (Русский театр нравов с его зарождения до Островского), «Ostrowski et son theatre de mOurs russes», 2-me ed., P., 1912 (Островский и его театр русских нравов). Оба труда П. Дают обширный и подробный исторический и спра..

Паузник

ПАУЗНИК - см. Стихосложение. ..

Паунд

ПАУНД Эзра (Ezra Loomis Pound, 1885-) - англо-американский поэт, переводчик, критик. Р. И вырос в Америке. По окончании университета поселился в Европе. Много путешествовал. Первый сборник стихов П. - «A Lume Spento» (1908). Вышедший в 1909 сборник стихов «Personae» доставил П. Известность. Затем последовали сборники «Canzoni and Ripostes» (1913), «Lustra» (1916), «Hugh Selvyn Mauberley» (1920) и др. В 1915 вышел сборник его переводов китайской поэзии («Cathay»). Содержание этих книг - преимуще..

Дополнительный поиск Пауза Пауза

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Пауза" в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Пауза, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 5 символа