Паустовский

221

ПАУСТОВСКИЙ Константин Георгиевич (1893-) - советский писатель. Сын инженера-путейца. Учился в Киевском, затем в Московском университетах. Был рабочим на металлургических заводах в Юзовке, Екатеринославе, Таганроге, кондуктором трамвая в Москве. Во время империалистической войны был санитаром, матросом, репортером и редактором газет. Участвовал в гражданской войне (в боях против Петлюры). Первое свое произведение П. Напечатал в 1912, профессиональным писателем стал с 1927.Свою литературную деятельность П. Начал серией новелл, изображающих жизнь моряков и быт приморских южных городов. Эти ранние произведения П. Сохраняют в себе ряд черт мелкобуржуазного интеллигентского восприятия действительности. Писателя остро интересует здесь проблема несоответствия мечты и действительности.

Он уделяет особое внимание образу «мелкого» человека. Таков напр. Образ гравера в новелле «Этикетки для колониальных товаров» («Встречные корабли», 1928), к-рый жил мечтой «об океане, о серебряных веснах, о желтом блеске чужих и пустынных берегов» и к-рого жестокая реальность царской России с неизбежностью возвращала в царство нищеты и произвола. Позднее этот гравер «проморгал революцию». В ранних рассказах П. Выявляется пассивно-созерцательный подход к действительности, писатель любуется в этих новеллах морем, силой и остроумием моряков, он не идет здесь дальше изображения стихийного, индивидуалистического бунта против капиталистической эксплоатации («Королева голландская», «Разговор во время ливня», «Судебный заговор»).

В большинстве своем реалистические новеллы Паустовского проникнуты лиризмом, им свойственна порой излишняя изысканность. По своей композиции это - обычно рассказы от первого лица, записки, письма, дневники и т. П.Если в ранних новеллах П. Выражен созерцательный подход к мечтателю-интеллигенту, фактически выключенному из социальной практики, то в последующих своих произведениях П. Переходит к изображению интеллигентов, включающихся в практику социальной борьбы. Горизонт писателя расширяется, произведения его получают заостренность. В романе «Блистающие облака» интеллигенты, вроде капитана Кравченко, писателя Берга, журналиста Батурина, в борьбе с врагами Советского Союза перестают быть людьми, «оторванными от своего века», и находят, хотя и с опозданием, себе место в новой жизни.

Сюжетный узел романа - поиски похищенных врагом Пиррисоном чертежей ценного для Советского Союза изобретения. Борясь с врагом, герои-интеллигенты возвращаются к жизни, перестраиваются. Они чувствуют себя включенными в практику революционной действительности. Заключительная глава романа показывает этих людей переродившимися. Писатель Берг, подводя итоги удачной операции, говорит. «Если бы не эти поиски, вы бы заплеснели в своем скептицизме». «Очень стал жить широко и молодо». Батурин же почувствовал себя борцом. Он позовет «к плодоносной земле, к шумным праздникам, к радостным зрачкам людей, к мудрости каждой, самой незначительной вещи». Правда, у Батурина нет еще пролетарского понимания задач революции. Смысл романа - утверждение необходимости включения интеллигента в революционную работу как единственного пути, на котором преодолевается узость кругозора мелкого человека.

Несмотря на то что в этом романе излишне подчеркнуты авантюрные мотивы, несмотря на то что писатель не смог дать реалистическую трактовку эпизодам классовой борьбы в заслугу Паустовскому необходимо поставить психологически убедительную трактовку тех изменений, которые претерпевает бо`льшая и лучшая часть интеллигенции в условиях победоносной борьбы пролетариата.С значительно большей идейно-художественной зрелостью написан П. «Кара-Бугаз», первоначально предназначавшийся для юношества и выдвинувший П. В первые ряды советской литературы. В «Кара-Бугазе» со всей силой выступает характерное для П. Умение сочетать романтический пафос с реалистическим изображением явлений действительности. Кара-Бугаз - залив Каспийского моря, содержащий в себе сотни миллионов тонн мирабилита (глауберовой соли), миллионы тонн брома, барита, серы, известняка, фосфоритов.

Эти колоссальные богатства, освоить к-рые была бессильна старая самодержавная Россия, начинает широко разрабатывать пролетарское государство. В Кара-Бугазе строится мощный комбинат, вовлекаются в строительство кочевники-туркмены, страшная безводная пустыня превращается в цветущий сад. П. Создает ряд волнующих художественно выразительных эпизодов. Такова напр. Сцена первого социалистического соревнования туркмен при прорытии туннеля. «Кара-Бугаз» в изобилии включает в себя историч. Документы (донесения капитана Жеребцова), выдержки из речей, цифровые справки, научные разъяснения и т. Д. Вместе с тем П. Далек от фактографического подхода к действительности. В «Кара-Бугазе» органически соединились элементы художественного очерка, литературы путешествий, драматически насыщенной новеллы о гражданской войне, психологического эскиза.

В повествование мимоходом вкраплены сжатые и вместе с тем выпуклые портреты-характеристики. Передавая своеобразный колорит пейзажа Туркменистана и особенности культурно-бытовых черт его населения, Паустовский свободен от дешевого эстетского экзотизма. В замечательной сказке Бекмета о Ленине Паустовский дает образец художественного воссоздания творчества народных масс. Отличительная особенность книги и в том, что она как бы обращена в будущее, окрылена романтической целеустремленностью.В повести «Судьба Шарля Лонсевиля» П. Переходит от изображения практики соц. Строительства к такому показу прошлого, к-рый не только не уводит от современности, но еще ярче оттеняет собой ее значительность. Действие повести развертывается в эпоху Николая I.

П. Не случайно избирает своим героем революционера-республиканца Шарля Лонсевиля, попавшего в Россию в плен после отступления наполеоновской армии. Именно такой человек способен был особенно остро почувствовать казарменную действительность николаевской России. Положение подобного человека в России трагично, и лишь смерть избавляет Лонсевиля от пожизненного заключения в Шлиссельбургской крепости. Рабской российской действительности противопоставляются запретные воспоминания о грозных восстаниях крепостных рабочих. Повести «Судьба Шарля Лонсевиля» свойственны лаконичный, строго вычерченный сюжет, вбирающий исторические факты, лица, события, остро проведенные линии классовой борьбы, яркие характеристики, взволнованный и мужественный язык.Автор большого количества очерков и новелл, Паустовский заслужил высокую оценку своего творчества, данную виднейшими деятелями и писателями нашей эпохи - Н.

К. Крупской, М. Горьким, Р. Ролланом и др. «Кара-Бугаз» и «Судьба Шарля Лонсевиля» переведены на немецкий, французский и английский яз.Библиография. I. Минетоза, Морские наброски, изд. «Библиотека Огонька », М., 1927. Морские наброски, Рассказы, изд. ЦК Союза водников, М., 1927. Встречные корабли, Повести и рассказы, изд. «Молодая гвардия», (M.), 1928. Блистающие облака, изд. «Пролетарий», Харьков, (1929). Записки Василия Седых, Гиз, М. - Л., 1930. Ценный груз, изд. «Молодая гвардия», М., 1931. Кара-Ада, изд. То же, М., 1932. Кара-Бугаз, изд. То же, М., 1932. Лучшая ловецкая бригада СССР, (Очерк), изд. 2-е, Когиз, М., 1932. Судьба Шарля Лонсевиля, изд. «Молодая гвардия», Москва, 1932. П. Опубликовано свыше ста рассказов и очерков в периодической печати.

«Правда», «Комсомольская правда», «Вечерняя Москва», «Красная новь», «Сибирские огни», «30 дней», «Смена», альманах «Год шестнадцатый», «La litterature internationale» (Москва), «Regards» (Париж) и др.II. Ж. Э., «Молодая гвардия», 1927, VI (отзыв о «Минетозе»). Рожков П., «Книга и революция», 1929, X (отзыв о «Блистающих облаках»). Крупская Н. К., газ. «Комсомольская правда», 1932, № 5. Павленко П., Отличная книга, «Литературная газета», 1932, № 56, 11 дек. Его же, «Красная новь», 1932, XII. Юдин С., Книга, зовущая на победу, «Книга - молодежи», 1932, VIII-IX. Третьяков С., газ. «Правда», 1933, № 6, 6 янв. Колесникова Г., На грани между очерком и повестью, «Октябрь», 1933, VI. Дучинская С., Что говорят о «Кара-Бугазе» ребята, «Книга - молодежи», 1933, VIII-IX.

Трифонова Т., «Резец», 1933, II. Фридман Б., «Молодая гвардия», 1933, II. Яглинг Б., «Наши достижения», 1933, I. Тоом Л., Книга, заражающая творчеством, «Сибирские огни», 1933, III-IV. Славин Л., Книга для всех (Заметки писателя), «Вечерняя Москва», 1933, 13 февр. И др. (отзывы о «Кара-Бугазе»). Ледовская М., «Детская литература», 1932, XIII (отзыв о »Кара-Ада«). Кравцов, «Детская литература», 1932, II-III (отзыв о «Ценном грузе»). Фридман Б., Новая книга К. Паустовского, «Молодая гвардия», 1933, VIII. Резник О., Повесть многих граней и проблем, «Детская и юношеская литература», 1933, VI. Шкловский В., Исторический роман из общих представлений, «Литературная газета», 1933, № 53, 17 ноября. Паустовский К., Упрек возвращаю, Ответ на статью Шкловского, там же, 1933, № 53, 17 ноября.

Шкловский В., Мольеровские парички, там же, 1933, № 55, 29 ноября (отз. О «Судьбе Шарля Лонсевиля»).

Значения в других словарях
Паузник

ПАУЗНИК - см. Стихосложение. ..

Паунд

ПАУНД Эзра (Ezra Loomis Pound, 1885-) - англо-американский поэт, переводчик, критик. Р. И вырос в Америке. По окончании университета поселился в Европе. Много путешествовал. Первый сборник стихов П. - «A Lume Spento» (1908). Вышедший в 1909 сборник стихов «Personae» доставил П. Известность. Затем последовали сборники «Canzoni and Ripostes» (1913), «Lustra» (1916), «Hugh Selvyn Mauberley» (1920) и др. В 1915 вышел сборник его переводов китайской поэзии («Cathay»). Содержание этих книг - преимуще..

Пафос

ПАФОС - см. Эстетика. ..

Паэгле

ПАЭГЛЕ Леон (Leons Paegle, 1890-1926) - латышский революционный писатель. Сын деревенского кузнеца. Окончил Вольмарскую учительскую семинарию. Был учителем приходского училища, затем продолжал образование в Московском университете имени Шанявского. Во время советской власти в Латвии стоял на советской платформе. С 1920 вместе с Л. Лайценом и др. Деятельно участвовал в работе революционных профсоюзов. Был любимым оратором на рабочих митингах. Подвергался преследованиям, арестам и судебным процес..

Дополнительный поиск Паустовский Паустовский

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Паустовский" в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Паустовский, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 11 символа