Перевал

108

«ПЕРЕВАЛ» - литературная группировка 1923-1932. Организована под руководством А. Воронского при журн. «Красная новь». Первоначально объединяла литературный (главным образом поэтический) молодняк (М. Светлов, М. Голодный, А. Ясный и др.), отколовшийся от «Молодой гвардии» и «Октября». Вскоре в «Перевал» вошли писатели. Прозаики - А. Малышкин, И. Катаев, В. Губер, Н. Зарудин, М. Барсуков, Л. Завадовский, Н. Смирнов, М. Пришвин, Н. Огнев, А. Веселый, А. Караваева, П. Ширяев, А. Платонов, И. Евдокимов, Р. Акульшин, А. Перегудов, М. Вихрев, В. Ряховский, П. Павленко, А. Новиков, П. Слетов и другие. Поэты - Д. Семеновский, Н. Тарусский, Н. Дружинин, П. Наседкин, Б. Ковылев, Н. Дементьев, Е. Эркин и др. Критики - А. Лежнев, Д. Горбов, С. Пакентрейгер, Н. Смирнов, Н. Замошкин и другие. На почве идейного расхождения с группой рано вышли из «П.» М.

Светлов, А. Караваева, Н. Огнев, А. Веселый. В связи с ростом политической сознательности советских писателей, творческим подъемом литературы и окончательным разоблачением реакционной сущности платформы «П.» отход от «Перевала» сделался массовым. Продукция группы опубликовывалась в журн. «Красная новь», «Новый мир», в сборниках «П.» (1-8, последние два сборника носят название «Ровесники»).«П.» боролся с пролетарской литературой и критикой, исходя из троцкистского отрицания пролетарской культуры. Творчество пролетарских и близких пролетариату писателей оценивалось «П.» как «бескрылый бытовизм», «примитивное направленчество», «красная халтура». «П.» задачей творчества ставил «раскрытие внутреннего мира» и «его новое эстетическое оформление».

Художественное творчество перевальцы толковали откровенно-идеалистически как некий сверхразумный, интуитивный, стихийно-эмоциональный, в основном подсознательный процесс. Сам художник представлялся некоею исключительной личностью, не связанной с практикой своего класса. В основу подлинного, «органического» искусства полагались «непосредственные», «первоначальные», «детские» впечатления. «Древность» Н. Зарудина, «Мастерство» П. Слетова - характерные произведения «Перевала». Творчеству «П.» свойственны созерцательность, пассивное воспроизведение явлений, без проникновения в подлинную правду действительности, наоборот, с искажением этой правды. Неисторический, внеклассовый, «гуманистический» подход к действительности неоднократно приводил перевальцев в их творчестве к примиренчеству по отношению к классовому врагу («Молоко» Ив.

Катаева).Перевальцы выдвинули следующие творческие лозунги. Лозунг «искренности творчества», под флагом к-рого оправдывались подчас заведомо реакционные произведения. Лозунг «моцартианства», под которым подразумевалось творчество по вдохновению, по наитию, наконец лозунг «нового гуманизма», противопоставленный «П.» реальной борьбе пролетариата и провозглашавший любовь к человеку вообще.Установки «П.» встречали решительный отпор со стороны марксистской критики. В апреле 1930 была проведена в завершение всех споров в печати дискуссия о «П.» в секции литературы Комакадемии. В резолюции, подводившей итоги дискуссии, платформа «П.» квалифицировалась как реакционная, уводящая писателя в сторону от задач лит-ой и общественной современности.

Опубликованная в апреле 1930 в ответ на необоснованные - по мнению перевальцев - нападки, новая «декларация» перевальцев не свидетельствовала о сколько-нибудь существенном изменении их литературно-политических и творческих воззрений. К числу самых последних документов «Перевала» принадлежит «Наша заявка», подписанная инициативной группой перевальцев, в к-рой сообщалось о решении перевальцев принять участие в проектируемом ангарском строительстве. Бегство от современной классовой борьбы, от трудностей реального строительства социализма в некое идеальное, рисуемое воображением перевальцев в весьма идиллических тонах «бесклассовое общество» Ангарстроя - таков реальный смысл поданной заявки.Последний (8-й) сборник «Перевала» («Ровесники», 1932) также не был показателем идейной и творческой перестройки.

Центральное произведение сборника, роман Н. Зарудина «Тридцать ночей на винограднике», отмечено крайним субъективизмом и содержит апологетику буржуазно-индивидуалистического мировоззрения.«П.» позднее других литературных группировок реагировал на постановление ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 в смысле отказа от групповщины. Лишь на первом пленуме Оргкомитета Союза советских писателей (29 октября - 3 ноября 1932) перевальцами было подано заявление о роспуске группы. Большинство писателей «П.» встало сейчас на путь преодоления реакционных воззрений группы в прошлом и ставит задачей поднять свое творчество на уровень требований современности.Библиография. I. Сборники «Перевал», 1-6, Москва, 1922-1928. Сб. 7, «Ровесники», М., 1930.

Сб. 8, «Ровесники», М., 1932. Антология «Перевальцы», М., 1930. Декларация «Перевала», «Красная новь», 1927, № 2. Перевал и искусство наших дней (декларация), «Литературная газета», 1930, № 15-16. Наша заявка, «Литературная газета», 1931, № 27.II. Против буржуазного либерализма в художественной литературе, Дискуссия в Коммунистической академии, М., 1930. Авербах Л., Куда растет школа Веронского, в сб. «С кем и почему мы боремся», М., 1930. Серебрянский М., Эпоха и ее «ровесники», «На литературном посту», 1930, № 5-6. Гроссман-Рощин И. С., Черное дерево, «На литературном посту», 1930, № 10. Нович И., Певцы классового мира («Перевал» сегодня), Москва, 1930. Бочачер М., Гальванизированная воронщина, «Печать и революция», 1930, № 3.

Ольховый В., Знамя художественной реакции (О лозунгах «Перевала»), «Молодая гвардия», 1930, № 10. Федосеев Г., Маски реакционных вожделений, «Земля советская», 1930, № 4. Глаголев А., О художественном лице «Перевала», «Новый мир», 1930, № 5. Залесский В., Перевальцы в провинции, «На литературном посту», 1930, № 13-14. Блюм Э., Буржуазно-либеральная критика за работой (Критическая продукция«Перевала»), «Печать и революция», 1930, № 5-6. Мессер Р., Эстетика Бергсона и школа Воронского, «Литература и искусство», 1930, № 1-2. Бабушкина А., Против кулацкого гуманизма, «Земля советская», 1931, № 1. Серебрянский М., Воронщина сегодня, «На литературном посту», 1932, №1. Лебедев Г., В стороне от дороги (Перевальский сборник «Ровесники», № 8), «Октябрь», 1932, кн.

VIII.

Значения в других словарях
Первомайский

ПЕРВОМАЙСКИЙ Леонид Соломонович (1908-) - современный украинский писатель. Р. В Краснограде в семье кустаря-переплетчика. Начал печататься в 1924. Первые произведения посвящены в значительной мере отображению еврейского местечка, местечковой бедноты, распада старого быта после революции. Герои произведений П. Обретают свою «землю обетованную» в социалистическом строительстве, в радостном труде на заводах, на колхозных полях («Земля обітована», «День новий»).П. - писатель-комсомолец - все свое т..

Пердигье

ПЕРДИГЬЕ Агриколь (Agricol Perdiguier, 1805-1875) - французский писатель, публицист, песенник, драматург и историк, деятель рабочего движения преимущественно 30-50-х гг. XIX в., по основной профессии - столяр. Р. В Авиньоне. Участвовал в Июльской революции 1830, был связан с обществом «Друзей народа», принимал участие в республиканском восстании в день похорон генерала Ламарка (1832). Скатившись в эпоху Второй империи в мелкобуржуазное оппортунистическое болото, П. Резко отрицательно относился ..

Переверзев

ПЕРЕВЕРЗЕВ Валериан Федорович (1882-) - профессор-литературовед, историк русской литературы. Учился в Харьковском, университете.С 1902 участвовал в соц.-дем. Движении, примыкая к меньшевикам. Первые литературоведческие выступления в печати относятся к 1912 (книга «Творчество Достоевского»). После революции, работая в ряде литературоведческих учреждений (Институт языка и литературы РАНИОН, I и II МГУ и т. Д.), П. Создал вокруг себя группу, претендовавшую на монопольное представительство марксизм..

Перевод

1. ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ПЕРЕВОДА. - Литературный (или художественный) П. Представляет собой проблему, далеко выходящую за пределы чистой литературно-лингвистической техники, поскольку каждый перевод есть в той или иной мере идеологическое освоение подлинника. Для процесса освоения существенен уже самый выбор произведений для П. Между отдельными классами разных стран наблюдается усиленное взаимопроникновение переводной литературы, причем дающим классом обычно оказывается тот, к-рый достиг более ..

Дополнительный поиск Перевал Перевал

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Перевал" в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Перевал, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 7 символа