Перевал
«ПЕРЕВАЛ» - литературная группировка 1923-1932. Организована под руководством А. Воронского при журн. «Красная новь». Первоначально объединяла литературный (главным образом поэтический) молодняк (М. Светлов, М. Голодный, А. Ясный и др.), отколовшийся от «Молодой гвардии» и «Октября». Вскоре в «Перевал» вошли писатели. Прозаики - А. Малышкин, И. Катаев, В. Губер, Н. Зарудин, М. Барсуков, Л. Завадовский, Н. Смирнов, М. Пришвин, Н. Огнев, А. Веселый, А. Караваева, П. Ширяев, А. Платонов, И. Евдокимов, Р. Акульшин, А. Перегудов, М. Вихрев, В. Ряховский, П. Павленко, А. Новиков, П. Слетов и другие. Поэты - Д. Семеновский, Н. Тарусский, Н. Дружинин, П. Наседкин, Б. Ковылев, Н. Дементьев, Е. Эркин и др. Критики - А. Лежнев, Д. Горбов, С. Пакентрейгер, Н. Смирнов, Н. Замошкин и другие. На почве идейного расхождения с группой рано вышли из «П.» М.
Светлов, А. Караваева, Н. Огнев, А. Веселый. В связи с ростом политической сознательности советских писателей, творческим подъемом литературы и окончательным разоблачением реакционной сущности платформы «П.» отход от «Перевала» сделался массовым. Продукция группы опубликовывалась в журн. «Красная новь», «Новый мир», в сборниках «П.» (1-8, последние два сборника носят название «Ровесники»).«П.» боролся с пролетарской литературой и критикой, исходя из троцкистского отрицания пролетарской культуры. Творчество пролетарских и близких пролетариату писателей оценивалось «П.» как «бескрылый бытовизм», «примитивное направленчество», «красная халтура». «П.» задачей творчества ставил «раскрытие внутреннего мира» и «его новое эстетическое оформление».
Художественное творчество перевальцы толковали откровенно-идеалистически как некий сверхразумный, интуитивный, стихийно-эмоциональный, в основном подсознательный процесс. Сам художник представлялся некоею исключительной личностью, не связанной с практикой своего класса. В основу подлинного, «органического» искусства полагались «непосредственные», «первоначальные», «детские» впечатления. «Древность» Н. Зарудина, «Мастерство» П. Слетова - характерные произведения «Перевала». Творчеству «П.» свойственны созерцательность, пассивное воспроизведение явлений, без проникновения в подлинную правду действительности, наоборот, с искажением этой правды. Неисторический, внеклассовый, «гуманистический» подход к действительности неоднократно приводил перевальцев в их творчестве к примиренчеству по отношению к классовому врагу («Молоко» Ив.
Катаева).Перевальцы выдвинули следующие творческие лозунги. Лозунг «искренности творчества», под флагом к-рого оправдывались подчас заведомо реакционные произведения. Лозунг «моцартианства», под которым подразумевалось творчество по вдохновению, по наитию, наконец лозунг «нового гуманизма», противопоставленный «П.» реальной борьбе пролетариата и провозглашавший любовь к человеку вообще.Установки «П.» встречали решительный отпор со стороны марксистской критики. В апреле 1930 была проведена в завершение всех споров в печати дискуссия о «П.» в секции литературы Комакадемии. В резолюции, подводившей итоги дискуссии, платформа «П.» квалифицировалась как реакционная, уводящая писателя в сторону от задач лит-ой и общественной современности.
Опубликованная в апреле 1930 в ответ на необоснованные - по мнению перевальцев - нападки, новая «декларация» перевальцев не свидетельствовала о сколько-нибудь существенном изменении их литературно-политических и творческих воззрений. К числу самых последних документов «Перевала» принадлежит «Наша заявка», подписанная инициативной группой перевальцев, в к-рой сообщалось о решении перевальцев принять участие в проектируемом ангарском строительстве. Бегство от современной классовой борьбы, от трудностей реального строительства социализма в некое идеальное, рисуемое воображением перевальцев в весьма идиллических тонах «бесклассовое общество» Ангарстроя - таков реальный смысл поданной заявки.Последний (8-й) сборник «Перевала» («Ровесники», 1932) также не был показателем идейной и творческой перестройки.
Центральное произведение сборника, роман Н. Зарудина «Тридцать ночей на винограднике», отмечено крайним субъективизмом и содержит апологетику буржуазно-индивидуалистического мировоззрения.«П.» позднее других литературных группировок реагировал на постановление ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 в смысле отказа от групповщины. Лишь на первом пленуме Оргкомитета Союза советских писателей (29 октября - 3 ноября 1932) перевальцами было подано заявление о роспуске группы. Большинство писателей «П.» встало сейчас на путь преодоления реакционных воззрений группы в прошлом и ставит задачей поднять свое творчество на уровень требований современности.Библиография. I. Сборники «Перевал», 1-6, Москва, 1922-1928. Сб. 7, «Ровесники», М., 1930.
Сб. 8, «Ровесники», М., 1932. Антология «Перевальцы», М., 1930. Декларация «Перевала», «Красная новь», 1927, № 2. Перевал и искусство наших дней (декларация), «Литературная газета», 1930, № 15-16. Наша заявка, «Литературная газета», 1931, № 27.II. Против буржуазного либерализма в художественной литературе, Дискуссия в Коммунистической академии, М., 1930. Авербах Л., Куда растет школа Веронского, в сб. «С кем и почему мы боремся», М., 1930. Серебрянский М., Эпоха и ее «ровесники», «На литературном посту», 1930, № 5-6. Гроссман-Рощин И. С., Черное дерево, «На литературном посту», 1930, № 10. Нович И., Певцы классового мира («Перевал» сегодня), Москва, 1930. Бочачер М., Гальванизированная воронщина, «Печать и революция», 1930, № 3.
Ольховый В., Знамя художественной реакции (О лозунгах «Перевала»), «Молодая гвардия», 1930, № 10. Федосеев Г., Маски реакционных вожделений, «Земля советская», 1930, № 4. Глаголев А., О художественном лице «Перевала», «Новый мир», 1930, № 5. Залесский В., Перевальцы в провинции, «На литературном посту», 1930, № 13-14. Блюм Э., Буржуазно-либеральная критика за работой (Критическая продукция«Перевала»), «Печать и революция», 1930, № 5-6. Мессер Р., Эстетика Бергсона и школа Воронского, «Литература и искусство», 1930, № 1-2. Бабушкина А., Против кулацкого гуманизма, «Земля советская», 1931, № 1. Серебрянский М., Воронщина сегодня, «На литературном посту», 1932, №1. Лебедев Г., В стороне от дороги (Перевальский сборник «Ровесники», № 8), «Октябрь», 1932, кн.
VIII.
Дополнительный поиск Перевал
На нашем сайте Вы найдете значение "Перевал" в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Перевал, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "П". Общая длина 7 символа