Плавт

75

ПЛАВТ Тит Макций (ум. Ок. 184 до нашей эры) - древнеримский комедиограф. Согласно не вполне надежным данным его биографии был в юности рабочим в труппе актеров, позднее занялся торговлей, но, разорившись, поступил в услужение к мельнику, П. Отразил в своих комедиях идеологию торговых слоев, преимущественно низших, враждебных не только правящей родовой, но и новой, денежной аристократии.В своей творческой практике Плавт широко опирался на греческую бытовую комедию IV-III вв. До нашей эры - комедии Филимона, Дифила, Демофила, реже Менандра (см. «Комедия»), - приспособляя ее к римской сцене, с ее образами предприимчивых купцов («Купец», «Три монеты»), пронырливых рабов, охваченных духом делячества, жадных до денег гетер («Купец», «Стих», «Эпидик»), паразитов-прихлебателей, хвастливых воинов и т.

П. Но П. Не ограничивается только приспособлением греческих оригиналов к римской сцене. Его комедии имеют свою направленность, вытекающую из социального бытия поэта и его позиций в классовой борьбе. П. Усиливал и качественно изменял буффонный элемент своих греческих оригиналов, вводя в них новые сцены и разговоры, пересыпанные часто грубыми эпитетами и колкостями, пропитывая их сочным плебейским юмором, от которого например так далек изысканный Теренций .С мастерством рисуя образы рабов, сводников, паразитов, П. С особенной любовью воспроизводил образ ловкого раба-интригана, помогавшего своему молодому барину выкупить красотку, но вместе с тем дурачившего своих господ, не допускавших, чтобы раб был умнее барина.

Значительное место в творчестве Плавта занимает комическая фигура всегда остающегося в дураках хвастуна-вояки (см. Особенно комедию «Хвастливый воин», весьма популярную среди плебейских слоев, ненавидевших военщину). П. - консерватор, противник многих последствий роста денежного хозяйства и становления элементов эллинизирующейся культуры. Отсюда его нападки на развратный город в противоположность неиспорченной деревне («Грубый деревенщина»), резкие издевательства над корыстолюбивыми сводниками, нападки на ростовщиков, разорявших мелких производителей, и т. Д.Комедия П. Была живой массовой комедией, имевшей огромный успех у плебейской аудитории. С этим согласуется и ее яз., изобилующий грубыми остротами, каламбурами, комическими новообразованиями.

Однако П. Не был чужд веяний, шедших от эллинистической культуры, главными носителями к-рой в Риме являлись представители торгово-ростовщического капитала. Яз. Комедий П. Не столько яз. Римских масс, сколько разговорный яз. Образованных верхов (даже в яз. Его рабов не удалось обнаружить специфики яз. Эксплоатируемой массы). Староиталийский буффонный яз. - наследие ателлан, мимов, - сталкивается у П. С яз. Слоев, уже воспринявших эллинистическую цивилизацию. С живостью и виртуозностью яз. Гармонируют и чрезвычайная гибкость и разнообразие метрики, особенно в «кантиках», по своей структуре представляющих выдержанное, иногда симметричное целое. Все это языковое и метрическое многообразие в соединении с общей динамичностью пьес производит впечатление свежести и оригинальности, к-рыми, несмотря на подражание, так блещет П.

Комедии П. (в I в. До нашей эры под именем П. Ходило 180 комедий, но из них лишь 21, почти полностью дошедшие до нас, признаны подлинными) имели большой успех среди ремесленных, крестьянских и рабочих слоев. Они ставились на сцене и в императорскую эпоху, а во II в. Нашей эры, при социальном разложении и идеализации архаики, П. Считали классическим поэтом. Средние века его мало знали. Лишь в эпоху Возрождения гуманисты ознакомились в рукописях с П., и его комедии начали появляться на сцене. С этого же времени появляются переделки и подражания П. (в Англии - Шекспир, в Норвегии - Гольберг, во Франции - Мольер). На П. Опиралась комедия dell’arte , разрабатывавшая маски хвастливого воина и изворотливого слуги. Во французской драме образ слуги-ловкача отражал рост буржуазии и ее борьбу с феодальной аристократией.

У Мольера - Скапен и Сганарель. У Бомарше - Фигаро, уже не пассующий перед аристократией, но побеждающий ее. В России интерес к П. Проявился с половины XIX в. (русский перевод комедии «Пленники»).Библиография. I. Избранные комедии, перевод А. В. Артюшкова, под редакцией и с примечаниями М. М. Покровского.Вступительная статья и введения к комедиям Н. Ф. Дератани, издание «Academia», Москва - Ленинград, 1933. Близнецы, перевод С. Радлова, Петроград, 1916. Comoediae, ed. By Lindsay, 2 vv., Oxford, 1910.II. Нажотт Е., История латинской литературы от ее начала до VI в. Нашей эры, пер., З. Шамониной, СПБ, 1914. Пиотровский А., Античный театр, в кн. «История европейского театра», т. I, изд. «Academia», Л., 1931 (с подробной библиографией). Русские переводы и подражания см.

У Нагуевского Б., История римской литературы, т. I, Казань, 1911. Lodge G., Lexicon Plautinum, v. I, Lpz., 1901-1924. Leffingwell GВ·. W., Social and Priwate Life of Rome in the Time of Plautas and Terence, L., 1918. Michaut G., Histoire de la comedie romaine, II, Plaute, 2 vv., P., 1920. Frankel E., Plautinisches im Plautus, Padeborn, 1922. Lachmann G., Plautinisches und Attisches, Berlin, 1931.

Значения в других словарях
Пла-И-Бельтран

ПЛА-И-БЕЛЬТРАН (Pla у Beltran, настоящее имя Pascual Pla Beltra, 1908-) - современный испанский революционный поэт. Сын батрака. Был пастухом, с одиннадцати лет работал на фабрике. Незадолго до свержения монархии вступил в Союз коммунистической молодежи, откуда потом перешел в компартию. Принимал активное участие в организации «Общества друзей СССР» и Союза революционных писателей и художников Испании.Первые литературные произведения П.-И-Б. («Веретено вечности», 1930) написаны под сильным влия..

Плавильщиков

ПЛАВИЛЬЩИКОВ Петр Алексеевич (1760-1812) - драматург и актер. Родился в Москве, в купеческой семье, окончил гимназию и университет. Увлекался студенческими спектаклями и по окончании курса ушел на сцену. До самой смерти играл первые роли в петербургской и московской драматических труппах. В своей игре совмещал принципы классицизма и сентиментализма. Плавильщиков был также инспектором СПБ театра, заведывал двумя частными помещичьими театрами, занимался педагогической деятельностью (в Академии ху..

Плагиат

ПЛАГИАТ - присвоение плодов чужого творчества. Опубликование чужих произведений под своим именем без указания источника или использование без преобразующих творческих изменений, внесенных заимствователем. Бегло набросанная тема, напр. В записной книжке Чехова, разработанная другим автором в самостоятельную повесть или роман, не является П. Указание источника необходимо лишь в тех случаях, когда заимствуемое не отделилось еще от личности своего творца и не вошло в обезличенный капитал данной отр..

Планкет

ПЛАНКЕТ Джозеф Мери (Plunkett, 1887-1916) - англо-ирландский поэт, участник дублинского восстания 1916. Расстрелян по приговору английского полевого суда после подавления восстания. Политически принадлежал к правому крылу революционных сил, представлявшему националистически настроенную ирландскую буржуазию, тесно связанную с католическим духовенством. В поэзии П. Господствуют мотивы и символика католических мистиков. Большое влияние на него оказал английский католический и мистический поэт Френ..

Дополнительный поиск Плавт Плавт

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Плавт" в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Плавт, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 5 символа