Плутарх
ПЛУТАРХ (ок. 40-120 нашей эры) - греческий писатель, историк и философ. Жил в эпоху стабилизации Римской империи, когда хозяйство, политическая жизнь и идеология античного общества вступили в период, длительного застоя и загнивания. Идеологическим следствием этого регресса античного рабовладельческого хозяйства был поворот господствующих классов от сравнительно рационалистического стоицизма, к-рый устанавливал известный компромисс между верой и знанием и являлся ведущей философией римской аристократии, к религиозной и мистической философии, в первую очередь к пифагореизму и платонизму, к более интенсивному включению традиционных верований в миросозерцание культурных верхов. Социальная проблематика суживается до проповеди малых дел, полезной деятельности в замкнутом кругу.
П. - типичный представитель греческой городской аристократии этого времени. Выступая иногда на более широкой политической арене, он старался оставаться по преимуществу местным деятелем родной Херонеи (Беотия) и работал в узком кругу друзей и учеников, к-рые образовали вокруг него небольшую академию.Философия П. Эклектична. Религиозно-консервативная устремленность влечет П. К позднему Платону, и формально он является платоником, по преимуществу однако интересуясь религиозными и этическими вопросами. Диалектика и физика Платона подменяются у него более примитивными представлениями народной религии, в к-рых значительную роль играет демонология и вера в провидение. Для того чтобы ввести в свое миросозерцание этот элемент, П.
Пользуется учением скептиков о недостаточности знания, а в вопросах прикладной морали заимствует многое у стоиков, устраняя радикальные моменты их учения, и даже у ненавистных ему эпикурейцев. Высшей этической ценностью для П. Является «благодушие», душевное спокойствие, достигнуть к-рого можно лишь добрыми делами, дружественным отношением к людям («филантропия»), строгим выполнением обязанностей по отношению к окружающим. Требуя введения этического содержания во все области жизненной деятельности, П. По существу не выходит за пределы обыденного морализирования. Типичный эпигон, он вполне удовлетворен своей культурой. Реакционная установка толкает его к идеализации греческого прошлого, что не мешает ему однако оставаться лойяльным гражданином Римской империи.
Тирады против деспотизма и угнетения остаются политически безобидной фразеологией, тем более, что и официальная стоическая теория трактовала государя как слугу граждан, воодушевленного стремлением к общему благу.Многочисленные произведения П., не представляя собою сколько-нибудь оригинального творчества, являются плодом огромной начитанности. Список сочинений П. Содержит 207 названий. Из них сохранилось свыше 150 (в том числе несколько неподлинных), которые принято разделять на две группы:1) популярно-философские (так наз. «моральные») трактаты на самые различные темы - религиозные, философские, естественно-научные, антикварные, но чаще всего этические (напр. О любопытстве, о лести, о корыстолюбии, о болтливости, о добродетели и пороке, супружеские наставления и т.
П.) и2) биографии.В сочинениях первой группы обычно применяется форма диалога, послания или диатрибы, занимательного доклада на философские темы и широко используется в выписках и пересказах философская продукция прошлых веков. Вопросы литературы интересовали П. Гл. Обр. В связи с моральными и педагогическими проблемами, напр. «как молодому человеку читать поэтов» в «Сравнении Аристофана с Менандром». П. Отдает предпочтение беззлобной комедии Менандра с ее этической проблематикой перед беспощадностью аристофановской насмешки. Ценные исторические сведения содержатся в трактате «О музыке». Биографии - это гл. Обр. «Параллельные биографии» греческих и римских государственных деятелей. Исторические события являются у П. Лишь материалом для воссоздания образов великих людей прошлого как объектов подражания.
Мелкие личные черты привлекают к себе особое внимание моралиста-характеролога, не брезгающего и анекдотами. В смысле критического отношения к источникам и понимания причин исторических событий П. Не стоит уже на высоте античной науки. Для современного историка его «биографии» ценны лишь как богатое собрание материалов из не дошедшей до нас историографической литературы.Занимательное и благодушное изложение, не заостряющее спорных проблем, собирание культурного наследия эллинизма в примирительной эклектике «филантропического» миросозерцания позволяли представителям различных эпох и направлений находить у П. Ценный для них материал и обеспечили ему такой интерес со стороны позднейших веков, каким пользовались лишь очень немногие древние авторы.
Отцы церкви находили в религиозности и этике П. Много черт, родственных христианскому учению, и называли его «полухристианином». Византийцы ценили его как эрудита, сохранившего огромное количество сведений (отсюда и сравнительная сохранность объемистого наследия Плутарха). Враждебная всяким крайностям, в том числе и аскетизму, этика П. Привлекала внимание вождей Реформации (Меланхтон, Цвингли). В Германии его популяризировали Г. Сакс и Фишарт, во Франции - Рабле и Монтень. П. Становится любимым чтением господствующего класса эпохи зап.-европейского абсолютизма. Шекспир («Юлий Цезарь», «Кориолан», «Антоний и Клеопатра»), Корнель («Серторий», «Агезилай»), Расин («Митридат») заимствуют у П. Сюжеты своих драм. Стремление аристократии к показу своих героев породило в XVII в.
Многочисленные «жизнеописания» знаменитых людей по образцу П. Но особенно близок был П. Веку Просвещения своей «филантропией» (Ж. Ж. Руссо, Мирабо-отец, Бернарден де Сен Пьер, Ж. П. Рихтер), а драпировавшаяся в античный костюм идеология французской революции находила в «Биографиях» П. Прославление республиканских добродетелей и ненависть к тиранам (в России П. Интересовал с этой стороны декабристов). Следы увлечения П. Заметны в немецком Sturm und Drang’e, у Шиллера, в Италии - у Альфьери. В XIX в. Интерес к П. Падает. Идеологи реакции стремятся развенчать П. Как вдохновителя революции. Укрепляющая свое господство буржуазия отходит от того культа «героического», к-рый лежал в основе популярности П.-биографа, а для социальной и философской проблематики XIX в.
Наивный эклектизм Плутарха-мыслителя не мог представить сколько-нибудь актуального интереса.Библиография. I. Сравнительные жизнеописания, пер. В. А. Алексеева, 9 тт., изд. А. Суворина, СПБ, 1891-1895. О музыке, перев. Н. Н. Томасова, с пояснительными примеч. И вступ. Ст. Е. Браудо и с приложением биографии Плутарха А. И. Малеина, П., 1922. Некоторые из «Moralia» имеются в старинных латинских переводах. Vitae parallelae H. Sintenis, B-de I-IV, Lpz., 1839-1846. В серии «Loeb Classical Library», 11 vv., L., 1914-1926. Moralia, hrsg. V. Bernardakis, Lpz., 1888-1896.II. Martha C., Les moralistes sous l’empire Romain, 5 ed., P., 1886 (русск. Перев. «Философы и поэты-моралисты во времена Римской империи», М., 1880). Hirzel R., Plutarch, Lpz., 1912. Бузескул В., Введение в историю Греции, изд.
3-е, П., 1915.III. Прозоров П., Систематический указатель книг и статей по греческой филологии..., СПБ, 1898, стр. 67-96, 284-285.
Дополнительный поиск Плутарх
На нашем сайте Вы найдете значение "Плутарх" в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Плутарх, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "П". Общая длина 7 символа