Припев, или рефрен

76

ПРИПЕВ, или РЕФРЕН (франц. Refrain) - часть песни, нередко обособленная по смыслу и по ритму, исполняемая хором или в одиночку, перемежая песню (в особенности при строфическом ее строении) или повторяясь в конце ее. В трудовых песнях П. Первоначально - лишь односложное отрывистое восклицание, регулирующее рабочий ритм той или иной производственной работы. Таков возглас «эх», вырывающийся при рубке дров, сбрасывании тяжестей, вытягивании каната и пр. Тяжелых работах. Чередуясь со словами трудовой песни, эти восклицания делаются П. Примером примитивного П. Служит песня австрийских рабочих при сдвигании и оттаскивании бревен:«Hii ruckHioo ruck,Hiio schieben» (при последнем слове бревно сбрасывается).Более сложным является П., в котором регулирующий движения ритм осуществляется подбором отдельных слов, еще не связанных по смыслу с текстом песни.

Таков П. Русской песни, запеваемой на помогах (тасканье и скидывание бревен):«Пошли девки за водой, еще разок!Потонули все до одной, еще разок!Стали мельника ругать, еще разок!Мельницу да проклинать, еще разок!»Наконец наиболее совершенным видом П. Является тот, который не только заканчивает строфу или песню, но и образует с ней единое целое. Таков П. «Дубинушки».В плясовых песнях и играх П. Первоначально не что иное, как возглас, издаваемый в момент сильного аффекта, вызванного чрезвычайным напряжением мускулов, и дающий выход накопившейся энергии. Таковы крики «асса» (Кавказ), издаваемые во время пляски, сопровождаемые ритмическими ударами в ладоши. Впоследствии эти односложные восклицания сменяются, как и в трудовых песнях, словами и сложными фразами, связанными или не связанными с текстом песни.Те же стадии развития проходит П.

Военных (боевых и походных) песен, ведущий свое начало от военного клича и от рабочего П., регулирующего шаг.Из древних ритуальных плясов П. Проникает в обрядовую песню. Ср.:«Не радуйтесь вы, дубы, вязья,Лило, лило!Не к вам идем,Не вам песни поем,Лило, лило!» (Троицкая песня, б. Чебоксарского у., б. Казанской губ., сейчас Чувашской АССР).Примером более осмысленного П. Служит П. В известной обрядовой песне «А мы просо сеяли, сеяли...» П. Является неотъемлемой частью всех видов обрядовой песни как на Западе, так и у славян. Болгарские и сербские Лазаревы песни, белорусские волочобные, немецкие весенние, русские песни «вынесения смерти», «заклинания дождя» и т. П. - все эти песни неизменно сопровождались П.П. Продолжает жить и в позднейшей устной поэзии, напр.

В частушке, плясовой, блатной, любовной (так наз. «страдания»), сохраняя свойственную ей оригинальность текста. П. Здесь встречается двоякий. Либо он не соответствует тексту, являясь обособленной, не связанной по смыслу частью его, либо сохраняет смысл, тождественный тексту. Таков напр. П. В блатной частушке.Из фольклорной песни П. Очень рано проникает в различные жанры поэзии индивидуальной, приобретая здесь особенно изысканные и усложненные формы и по ритмическому строению, образуя часть строфического целого (рефрен в структуре баллады, ронделя и т. П.) и по смыслу выступая в виде логически связанных между собой фраз, имеющих тесную связь с текстом (Беранже, Гейне, Курочкин и др.). Зачастую П. Служит также совершенно самостоятельный куплет, повторяемый после каждой строфы.Библиография.

Stark F., Der Kehrreim in der deutschen Literatur, Diss., Gottingen, 1886. Meyer R. M., Ueber den Refrain, «Zeitschrift f. Vergleich. Literaturgeschichte», 1886, I, S. 34-47. Его же, Die Formen des Refrains, «Euphorion», 1898, V, S. 1-24. Thurau G., Der Refrain in d. Franzos. Chanson, Berlin, 1901. Schreiter O., Der Kehrreim als dichterisches Ausdrucksmittel, «Zeitschrift fur den deutschen Unterricht», 1916, 30 Bde, S. 672-674. Habermann P., Kehrreim, в кн. «Reallexikon der deutschen Literaturgeschichte», B. II, Berlin, 1926-1928 (дана литература). Бюхер Карл, Работа и ритм, перев. С. С. Заяицкого, М., 1923. Веселовский А., Поэтика, т. I, СПБ, 1913. Шишмарев В., Лирика и лирики средневековья, Париж, 1911. Аничков Е., Весенняя обрядовая песня на Западе и у славян, чч.

1 и 2, СПБ, 1903-1905..

Значения в других словарях
Прибой

«ПРИБОЙ» - первое легальное кооперативное большевистское партийное издательство, возникшее в Петербурге в конце 1912 и находившееся под контролем и руководством ЦК. Средства на организацию изд-ва собирались среди рабочих. Активными участниками издательства были. Н. Н. Крестинский, А. И. Елизарова, Ф. И. Драбкина, Т. Гневич (З. Фаберкевич), Б. Г. Данский (К. А. Комаровский), К. А. Гайлис и др. «П.» издал ряд массовых книг и брошюр по вопросам рабочего, профессионального, страхового и кооперативно..

Прием

ПРИЕМ - термин, введенный формалистами (Шкловский В., Искусство как прием, сб. «Поэтика», П., 1919) для обозначения всей совокупности средств, с помощью которых создается остранение вещей, затрудненность формы, увеличивающие трудность и долготу восприятия. О методологической сущности формулировки «искусство - прием», противопоставлявшей искусство как особую форму выражения марксистскому пониманию искусства как особой форме мышления, см. Методы домарксистского литературоведения, гл. «Формалисты»...

Присказка

ПРИСКАЗКА («побаска», «прибакулоцька», «прибасеноцька», «прибалутка», «присказулька») - крестьянское название для особого жанра очень коротких сказочек, сообщаемых сказочником в качестве вводной части к длинной сказке, волшебной или новеллистической. Присказка вопреки ошибочному мнению В. Даля («Толковый словарь», III) органически никогда не связана с рассказываемой сказкой и может иногда употребляться как самостоятельная сказка, а иногда даже при сказке рассказывается с большим интервалом, кото..

Приступ

ПРИСТУП - в античной и школьной риторике первая из восьми частей хрии, в к-рой «похвален или описан быть должен тот, кто оную речь сказал или дело сделал, что соединяется с темою хрии» (Ломоносов, Краткое руководство к красноречию, В§ 258). Так. Обр., как указывает уже Ломоносов, П. Является частным случаем ораторского вступления, к-рым «ритор слушателей или читателей приуготовляет к протчему слову, чтобы они склонно, прилежно и понятно оное слушали или читали» (Ломоносов, Краткое руководство к ..

Дополнительный поиск Припев, или рефрен Припев, или рефрен

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Припев, или рефрен" в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Припев, или рефрен, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 18 символа