Пролетарская культура
«ПРОЛЕТАРСКАЯ КУЛЬТУРА» - основной теоретический орган Всероссийского совета Пролеткульта , издавался в Москве в 1918-1921 под редакцией П. И. Лебедева (В. Полянского), Ф. Калинина, В. Керженцева, А. Богданова, А. Маширова-Самобытника. Всего вышел 21 номер. Помещались статьи А. В. Луначарского, Н. К. Крупской, В. Полянского, Ф. Калинина, С. Кривцова, А. Богданова, В. Керженцева, В. Плетнева. Стихи В. Кириллова, А. Гастева, М. Герасимова, А. Поморского. Журнал уделял основное внимание вопросам пролетарской культуры, в частности поэзии, критике, театру. В отделе библиографии систематически рецензировались провинциальные пролеткультовские журналы. Значительное внимание уделялось творчеству начинающих рабочих-писателей, культурному строительству в стране.Развертывая борьбу с капитулянтским троцкистским отрицанием пролет.
Культуры, «П. К.» явилась одним из первых боевых пролетарских журналов, проводивших принципы классовости культуры и искусства. «П. К.» давала отпор идеалистам, теоретикам буржуазного искусства (Волькенштейн), критиковала мелкобуржуазные влияния в поэзии (футуризм), выступала против представителей кулацкой лирики (Есенин, Клюев), противопоставляя им борьбу за создание классово-заостренного, идейно насыщенного искусства пролетариата.В то же время журнал в полной мере выразил все недостатки и слабости пролеткультовского движения. Уже в № 1 в одной из программных статей утверждалось, что Пролеткульт «должен быть свободен от тех мелкобуржуазных элементов - ремесленников, служащих и лиц свободных профессий, которые, согласно проекту конституции, получают доступ в Советы в значительном количестве», т.
К. «по самому существу своей социальной природы союзники по диктатуре не способны понять новой духовной культуры рабочего класса». Там же говорилось о необходимости развивать пролетарскую культуру «вне зависимости от тех форм организации, которые предписываются государственными органами», «вне всякого декретирования». «П. К.» закрепила в этих положениях ту ограниченность Пролеткульта, считавшего себя особой формой рабочего движения, которая в дальнейшем привела к идейно-организационной замкнутости «людей, которые называют себя специалистами по пролетарской культуре» (Ленин), предлагавших искусственным, лабораторным путем «выработать» пролетарскую культуру, в отрыве от задач широкого развития культурной революции.Ошибочные установки Пролеткульта отразились в лит-ой критике в статьях А.
Богданова и др. Богданов сосредоточил внимание на труде и производстве, выдвинул на первый план мотив товарищеского сотрудничества, меньшевистски упуская из виду мотивы классовой борьбы, пропагандировал ложно понятый коллективизм за счет конкретного показа образа человека революции и событий диктатуры пролетариата.С углублением культурной революции в стране Пролеткульт окончательно потерял почву для своей деятельности, и «П. К.» прекратила свое существование.Библиография. I. Бухарин Н., Рецензия на № 1 «П. К.», «Правда», 1918, № 152 от 23 июля. К. З. (К. Залевский), Первый блин комом, «Известия ВЦИК», 1918, № 147 от 14 июля.II. «Периодика по литературе и искусству за годы революции», сост. К. Д. Муратовой, под ред. С. Д. Балухатого, изд.
Академии наук СССР, Л., 1933, стр. 204 (неверно указано, что журнал прекратился в 1920 на № 19)..
Дополнительный поиск Пролетарская культура
На нашем сайте Вы найдете значение "Пролетарская культура" в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Пролетарская культура, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "П". Общая длина 21 символа