Протопопов

93

ПРОТОПОПОВ Михаил Алексеевич (1848-1915) - литературный критик. Печатался в «Отечественных записках», в «Устоях», «Слове», «Деле» и «Русском богатстве». В 1884 литературная деятельность П. Была прервана арестом. В конце 80-х гг. П. Возобновил свою деятельность в «Северном вестнике», в 90-х гг. Участвовал в «Русском богатстве» и «Русской мысли».Мировоззрение П. Сформировалось в 70-х гг. Под влиянием народников - Лаврова и Михайловского. Народнический характер его общественно-политических взглядов нашел свое наиболее полное выражение в статье «Литературная злоба дня» («Отечественные записки», 1877, под псевд. Н. Морозов). Как народник П. Выступал сторонником идейного искусства. Он утверждал, что литература до сих пор занималась гл.

Обр. Вопросами индивидуальной нравственности, теперь же она должна перейти к разработке социальных вопросов. Произведения психологические должны уступить место произведениям социально-тенденциозным. Подлинным видом лит-ой критики П. Считал критику публицистическую. С точки зрения публицистической критики, как ее понимал П., художественное произведение - не более как удобный повод для критика формулировать свои воззрения на жизнь и ее явления. Вопросы же генезиса творчества писателя, особенностей его таланта и его художественной манеры П. Оставлял в удел пренебрежительно третируемой им исторической и эстетической критике. П. Писал о Гл. Успенском, Решетникове, Златовратском, Надсоне, Якубовиче и др.Выступив на литературном поприще как представитель разночинной народнической интеллигенции, отражавшей интересы мелкого товаропроизводителя, П., по мере развития капитализма и разложения в связи с этим мировоззрения народничества, все более эволюционировал в сторону либерализма.

Однако оставшиеся в его мировоззрении народнические иллюзии мешали ему понять прогрессивность капитализма. Отсюда борьба, к-рую П. Одновременно вел с «последовательными» народниками, сохранившими веру в «устои» и идеализирующими мужика, и с выступившим на общественную арену марксизмом. В какой мере для П. Осталось чуждо и непонятно значение марксизма, можно судить по тому напр., что он рассматривал марксизм в теснейшей связи с символизмом и декадентством, с которыми также вел ожесточенную борьбу.Положительные идеи П. Сводились к примитивно-культурническому требованию просвещения масс как панацеи от всех зол. «Чему учить народ. Учите его тому, что хорошо знаете и чему придаете цену сами. Сельский хозяин пусть учит агрономии, учитель - грамоте, священник - религии, техник - техническим наукам и ремеслам, писатель - элементарным основам науки и государственности».Неудивительно, что при непонимании реального пути общественного прогресса П.

Оказался в стороне от широких дорог общественной жизни и закончил свою литературную деятельность почти за 15 лет до своей смерти.Библиография. I. Литературно-критические характеристики, СПБ, 1896, изд. 2, 1898. Критические статьи, М., 1903.II. Бельчиков Н. Ф., М. А. Протопопов, в книге его. Народничество в литературе и критике, М., 1934.III. Владиславлев И. В., Русские писатели, изд. 4, Л., 1924. Ульянов Н. А. И Ульянов В. Н., Указатель журнальной литературы, вып. II, Москва, 1913..

Значения в других словарях
Просвещение

1. Общая характеристика.2. Идея «естественного человека».3. Противоположность «цивилизации» и «естественного состояния».4. «Гражданское общество» и политический идеал Просвещения.5. Недостатки материализма эпохи Просвещения.6. Художественный реализм в эпоху Просвещения.7. Особенности русского Просвещения.Библиография.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА. - Идейная борьба, к-рую вели буржуазные классы с политической и культурной системой феодально-абсолютистской государственности, носит в истории название «П...

Просодия

ПРОСОДИЯ (греч.) - в античной грамматике обозначает ударение (притом первоначально ударение музыкальное), а также графическое обозначение ударения. Далее - учение об ударении, учение о долготе и краткости слогов. Через латинских грамматиков учение о П. Усваивается гуманистами как учение о соотношениях долгот и краткостей в стихе. По мере того как осознается принципиальное различие между метрическим стихосложением древних и новоевропейскими (силлабической, силлабо-тонической, тонической) системам..

Прототип

ПРОТОТИП - первообраз, конкретная историческая или современная автору личность, послужившая ему отправным моментом для создания образа. Процесс переработки, типизации прототипа Горький определяет так. «Я признаю за литератором право и даже считаю его обязанностью домысливать человека. Литератор должен выучиться прививать, приписывать единице наиболее характерные черты ее класса». Процесс «домысливания» и есть процесс обобщения, типизации П. В художественном образе. На переработку П. В образ нель..

Прошьян

ПРОШЬЯН Перч (1837-1907) - армянский писатель. Сын портного. Р. В с. Аштарак. Учился в Тифлисской армянской духовной семинарии, по окончании к-рой посвятил себя педагогической деятельности. Первый роман П. «Сос и Вартитер» (1860) написан под влиянием «Ран Армении» - известного произведения Х. Абовяна. Этот роман определил творческий путь П., выявив как положительные, так и отрицательные черты его дарования. Хорошо зная народную жизнь, П. Не сумел создать цельных образов. Из ряда произведений, по..

Дополнительный поиск Протопопов Протопопов

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Протопопов" в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Протопопов, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 10 символа