Псевдоним

171

ПСЕВДОНИМ (греч. Pseudonymos - «лжеименный») - вымышленное имя, заменяющее собой настоящее, к-рое по тем или иным причинам надо скрыть. По условиям создания вымышленного имени следует различать П. Литературный от П. Сценического и других многочисленных случаев зашифровки имен (напр. Употребление условных партийных имен при подпольной работе и т. П.). В дальнейшем мы будем говорить только о литературном П.Рост употребления П. Находится в прямой связи с ростом индивидуального самосознания автора, с возникновением понятий авторского права и авторской ответственности. Зашифровка имени вызывается стремлением автора по тем или иным причинам отвести от себя подозрение в авторстве. Причины эти весьма различны - П. Часто подписываются первые выступления (Гоголь выпустил «Ганца Кюхельгартена» под псевдонимом В.

Алова), выступления не по специальности (проф. Вагнер подписывал свои «Сказки» псевдонимом Кота Мурлыки) и т. П. Но особенно часто к П. Прибегают в тех случаях, когда литературные выступления становятся формой политической борьбы, - отсюда особенно широкое применение П. В сатирической литературе, в памфлете, в критике и публицистике.Античные классики естественно редко прибегали к П. Как на самый древний пример зашифровки имени иногда указывают на Аристофана (V-IV вв. До н. Э.), якобы ставившего на сцене свои первые (а также и нек-рые более поздние) пьесы не под своим именем, а под именами комических поэтов того времени Филонида и Каллистрата (причем авторство Аристофана было известно зрителям, и сами Филонид и Каллистрат за авторов этих комедий себя не выдавали).

Кроме этого примера указывают еще на Ксенофонта, называвшего в своей «Истории Греции» (III, 1, 2) Фемистогена автором описания похода Кира Младшего и скрывавшего под этим П. Самого себя. Из более поздних примеров укажем на Федра (Phaedrus), автора басен на латинском яз. По предположению Cassitto, Федр есть одно и то же лицо с тем Полибием (не греч. Историком), которому Сенека написал свое «Утешение» (Consolatio ad Polybium). Зашифровка имен в поэзии средневековья тоже не подходит под понятие литературного П., т. К. Обычно зашифровывается не имя автора, а имя адресата. В эпоху Возрождения П. Впервые получают большое распространение. Правда, лишь с некоторой натяжкой можно подвести под понятие П. Обычную у гуманистов манеру изменять свои фамилии на античный лад.

Так напр. Филолог Cesar de l’Escale назывался Julius Caesar Scaliger. Знаменитый гуманист Henri Estienne - Henricus Stephanus. Сподвижник Лютера Schwartzerd - Philippus Melanchthon (буквальный перевод с немецкого на греческий - «черная земля»). Но в боях гуманистов с «темными людьми» и в агитационной литературе времен реформации и контрреформации можно уже говорить о псевдониме в собственном смысле слова.Не менее распространены П. В публицистической литературе XVII и XVIII вв., когда автору, дерзавшему выступить против «великих мира сего», угрожали всяческие кары. Вольтер (настоящая фамилия - Arouet) имел свыше 160 П., иногда маскируясь даже русским (Jean Blokof, Sheremetof, Ivan Alethof и даже Alexis archeveque de Novogorod).

Были П. У Бальзака, Виктора Гюго, Вальтера Скотта и едва ли не у всех крупных и малых зап.-европейских писателей.Формы зашифровки фамилий весьма разнообразны. Иногда П. Являются первые буквы настоящей фамилии (П. Я. - П. Якубович-Мельшин), иногда намекают на свое происхождение (писатель Завалишин пользовался псевдонимом А. Мордвин), иногда берут фамилию предка, когда-то писавшего (В. Я. Брюсов иногда писал под фамилией своего деда-баснописца - В. Бакулин), иногда исходят из своей профессии (ак. Н. А. Котляревский писал под П. «Старый профессор»), часто переворачивают свою фамилию, читая ее обратно (поэт М. Э. Портен - Нетроп + ов), подчас подписываются латинскими словами («Alexander» - В. Я. Брюсов, «Homo» - В. Л. Львов-Рогачевский и т.

Д.), иногда берут П. Свое отчество (Серафимович - Александр Серафимович Попов). П. То служит подсобной фамилией для сторонних выступлений писателя (таковы псевдонимы Брюсова, Блока и др.), то совершенно затмевает настоящую фамилию автора (М. Горький, А. Белый, Д. Бедный). Д. Бедному приходилось пользоваться псевдонимами к псевдониму. Так, в 1917 он подписывал ряд своих выступлений «Солдат Яшка - медная пряжка» и др. П. Иногда зашифровка фамилий стремится произвести комический эффект. Таковы П. Типа «Чехонте» (молодого Чехова), «Mi/f» (Д. Д. Минаева). Примером П. Собирательного, скрывающего за собой нескольких авторов, является П. Братьев Жемчужниковых и А. К. Толстого - Козьма Прутков . Особый интерес представляет П. Тогда, когда он вырастает в художественный образ, от лица которого и ведется изложение (образы «Белкина» у Пушкина, «Рудого Панько» у Гоголя, «надворного советника Щедрина» у Салтыкова и т.

П.).Библиография. Bartels E., Der Schutz des Pseudonyms, Diss., Greifswald, 1919. Bormann E., Die Kunst des Pseudonyms, 1901. Словари псевдонимов, общие. Haykes J. E., Pseudonyms of authors, N. Y., 1882 (4 200 псевдонимов, с преобладанием америк. И английских). Gushing W., Initials a. Pseudonyms, 2 vv., N. Y., 1885-1888. Weller Е. О., Lexicon pseudonymorum, 2 Aufl., Regensburg, 1886. Dawson L. H., Nicknames a. Pseudonyms, N. Y., 1908. Abbatt W., The colloquial who’s who (1600-1924), 2 vv., N. Y., 1924-1925. Французские. Barbier A. A., Dictionnaire des ouvrages anonymes et pseudonymes, 4 vv., 2 ed., P., 1822-1827. Querard J. M., Les auteurs deguises de la litterature francaise au XIX-e siecle, P., 1845. Его же, Les ecrivains pseudonymes de la litterature francaise, 2 vv., P., 1854-1864.

Его же, Les supercheries litteraires devoilees, 2 ed., 3 vv., P., 1882. Joliet Ch., Les pseudonymes du jour, P., 1884. Heylli G., de, Dictionnaire des pseudonymes, P., 1887 (новое изд. Под ред. E. A. Poinsot). Англо-американские. Marchmont F., A concise handbook of ancient a. Modern literature, issued either anonymously, under pseudonyms or initials, L., 1896. Halkett S. A. Laing J. A., Dictionary of the anonymous a. Pseudonymous English literature, 7 vv., New a. Enl. Ed. By J. Kennedy, Edinburgh, издается с 1926. Stonehyll Ch. A., Anonyma a. Pseudonyma, 4 vv., L., 1926-1927. Немецкие. Holzmann M. U. Bohatta H., Deutsches Pseudonymen-Lexikon, Wien, 1906. Итальянские. Melzi G., Dizionario di opere anonime e pseudonime di scrittpri italiani, Milano, 1848-1859.

Passano G. B., Dizionario di opere anonime e pseudonime in Supplemento a quello di G. Melzi, Ancona, 1887. Rocco E., Anonimi e pseudonimi italiani (дополняет Пассано и Мельци), Napoli, 1888. Польские. Czarnowski L., Pseudonimy i kryptonimy polskie, Wilno, 1922. Еврейские. Zeitlin W., Anagramme, Initialen u. Pseudonyma neer-hebraischer Schriftsteller u. Publizisten, Frankf. A/M., 1905. Русские. Drahn E., Pseudonyme von Autoren aus der freiheitlichen Bewegung Russlands in der Literatur des 19 und 20 Jh., «Zeitschrift fur Bucherfreunde», 1925, S. 31-35. Карцов В. С. И Мазаев М. Н., Опыт словаря псевдонимов русских писателей, СПБ, 1891. Добавления к «Опыту» помещены в «Библиографич. Записках», 1892, №№ 2, 5, 6, 8 и 11. Трубчевский Юрий, Еще материалы для словаря псевдонимов русских писателей, «Антиквар», 1903, №№ 9-12.

Кравченко-Максименкова Н., Аноніми та псевдоніми в загальній і в украiнській бібліографіi, «Укр. Бібліграфія», вып. I. Методологічний збірник, Киiв, 1928. Тулуб О., Словник псевдонімів в украiнськіх письменників, «Зап. Істор.-филологич. Відділу», 1928, кн. XVI (отд. Отт., Киiв, 1928). Добавления Б. Комарова к «Словнику» см. В «Зап. Укр. Бібліографіч. Товариства в Одесі», 1928, ч. 1. Ланн Евг., Литературная мистификация, М.-Л., 1930. Масановы И. Ф. И Ю. И., К истории русского литературного псевдонима, «Советская библиография», 1934, № 2..

Значения в других словарях
Псальмы и канты

ПСАЛЬМЫ и КАНТЫ (от латинск. Psalmus - «псалом» и cantus - «песнь») - род вирш религиозного содержания. Мода на них установилась в Польше к XV-XVI вв. (сб. «Kantyczki»), в XVII в. Она перешла на Украину, а затем и в Московскую Русь. П. И К. Содействовали внедрению в общественный быт привычки петь религиозные песни вне богослужения, прививая вместе с тем вкус к зап.-европейской музыке. В Москве в 1680 Симеон Полоцкий выпустил в свет «Псалтырь рифмованную». В предисловии, ссылаясь на существование..

Псевдоклассицизм

ПСЕВДОКЛАССИЦИЗМ - см. Ложноклассицизм.. ..

Псикари

ПСИКАРИ Эрнест (Ernest Psichari, 1883-1914) - французский писатель, внук Ренана, представитель так наз. Колониального романа. В юности был социалистом, но скоро определился как один из наиболее ярких представителей молодого поколения крупной реакционной буржуазии, разочаровавшейся в парламентаризме и науке и противопоставившей им возврат к религии, милитаризм и национализм. Первое произведение Псикари «Terre de soleil et de sommeil» (1908) еще носит несколько расплывчатый характер. Но появившийс..

Психоаналитический метод

ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЙ МЕТОД - см. Методы домарксистского литературоведения.. ..

Дополнительный поиск Псевдоним Псевдоним

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Псевдоним" в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Псевдоним, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 9 символа