Радклифф
РАДКЛИФФ Анна (урожд. Уорд) (Ann Radcliffe, 1764-1823) - английская писательница. Автор популярных в свое время «сенсационных» романов, или так наз. «романов ужаса». Первый роман Р. - «The castles of Athlin and Dunbayne» (Замок Атлин и Денбейн, 1789) - в художественном отношении слаб. «A Sicilian romance» (Сицилийская повесть), вышедшая в 1790, стоит выше. В 1791 появляется «The romance of the forest» (Лесной роман) - уже вполне законченное произведение со сложной интригой и прекрасными описаниями ландшафта. В 1794 выходит если не лучший, то наиболее популярный из романов Р. «Mysteries of Udolpho» (Удольфские тайны), а в 1797 - «The Italian» (Итальянец).Творчество Р. Относится к эпохе аграрно-промышленного переворота в Англии и революции 1789 во Франции.
В процессе классовой борьбы и столкновения враждебных классовых идеологий дворянская литература выдвигает новый литературный стиль, отражающий умонастроения дворянства, вытесняемого крупным капиталом. Выражением этого реакционного течения в английской литературе явился ранний романтизм, возрождающий готику, а первым его представителем был Уолпол (Н. Walpole, 1717-1797) с его готическим романом «The castle of Otranto» (Замок Отранто, 1764), за к-рым последовала серия произведений этого жанра. Им свойственны идеализация докапиталистических общественных отношений, средневековья, Востока и стран, где промышленный капитализм еще не успел притти на смену феодально-крепостнической формации. Они воскрешают полуразрушенные замки, окруженные рвами, подъемные мосты, мрачные подземелья живописных разбойников (brigands pittoresques), благородных рыцарей, мрачных злодеев и страшную фантастику.
У Радклифф имеются все аксессуары готического романа.Сюжетное построение «Лесного романа», «Удольфских тайн» и «Итальянца» в основном сходно. В центре - героиня, бедная сирота таинственного происхождения, проявляющая необычайную стойкость при всяких испытаниях, натура чувствительная, в конце романа становящаяся женой «благородного героя». Основными мотивами являются. Путешествие, позволяющее автору ввести описания юга Европы, тайны рождения, неожиданное наследство, а также целая серия тайн (таинственные звуки, вещие сны, предзнаменования и пр.). Во всех романах традиционный счастливый конец - торжествующая добродетель и наказанный порок.Иллюстрация. Иллюстрация к роману Радклифф «Таинства черной башни» (Москва, 1816)Характеры Р.
Традиционны и восходят к французскому галантно-авантюрному роману XVII века. Они лишены всякой индивидуализации. Непременными персонажами являются помимо молодых героев злая тетка-интриганка, мрачный злодей, разбойники и монахи. Повествовательная манера Р. Представляет собой зигзагообразную линию, изобилуя отступлениями от основной сюжетной линии в виде отдельных вставных новелл.Несмотря на ограниченность художественных возможностей, узость кругозора и идейную бедность ее произведений, естественных для идеолога уходящего класса, Р. Разработала поэтику «романа ужасов» (несомненна ее огромная изобретательность в создании эффектов ужаса), ввела романтич. Пейзаж (ночной, сумеречный и пасторально-идиллический) и создала тип романтич.
Героя, послужившего прототипом для так наз. «байронического» героя XIX века. Ее техника тайны, сюжетные мотивы и описательные приемы оказали довольно значительное влияние на европейские литературы первой половины XIX в., в том числе и на русскую, где романы Р. Вызвали многочисленные подражания.Из английских писателей технику введения и раскрытия тайны особенно использовал Вальтер Скотт, сюжетные мотивы и описательные приемы - Бульвер Литтон (20-30-е годы), Эмилия и Шарлотта Бронтэ, Диккенс и Рид, Коллинз (Collins W. W., The woman in white, 1860), а во второй половине XIX века Томас Харди (Т. Hardy, 1840-1928) и Стивенсон (R. L. Stevenson, 1850-1894) - «Kidnapped» (Похищенные, 1886), «The master of Ballantrae» (Хозяин Баллантрэ, 1889).Библиография.
I. The novels of Mrs A. Radcliffe (с биограф. Очерком В. Скотта), 1824. Poems, 1815-1816, 2 vv., 1834.II. Фриче В., Очерк развития западно-европейских литератур, М.-Л., 1930. Cambridge history of English literature, v. XI, Cambridge, 1922. Beers H. A., History of English Romanticism in the XVIII century, L., 1899. Dibelius W., Englische Romankunst, Berlin, 1910. Richter H., Geschichte der englischen Romantik, Halle, 1911. Raleigh W., The English novel, 5-th ed., 1904. Jeaffreson J. C., Novels and novelists from Elisabeth to Victoria, L., 1858. Le Fevre-Deumier J., Celebrites anglaises, P., 1895. Saintsbury G., The English novel, L., 1913. Loliee F., History of comparative literature, L., 1906. Cross W. L., The Development of the English novel, N.
Y., 1899. Walpole H., The English novel. Some notes on its evolution, Cambridge, 1925. Killen A., Le Roman terrifiant ou roman noir de Walpole a A. Radcliffe et son influence en France, Paris, 1923. Summers A. J., Ann Radcliffe, в его сборнике «Essays in petto», London, 1928, p. 1-29..
Дополнительный поиск Радклифф
На нашем сайте Вы найдете значение "Радклифф" в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Радклифф, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Р". Общая длина 8 символа