Радклифф

144

РАДКЛИФФ Анна (урожд. Уорд) (Ann Radcliffe, 1764-1823) - английская писательница. Автор популярных в свое время «сенсационных» романов, или так наз. «романов ужаса». Первый роман Р. - «The castles of Athlin and Dunbayne» (Замок Атлин и Денбейн, 1789) - в художественном отношении слаб. «A Sicilian romance» (Сицилийская повесть), вышедшая в 1790, стоит выше. В 1791 появляется «The romance of the forest» (Лесной роман) - уже вполне законченное произведение со сложной интригой и прекрасными описаниями ландшафта. В 1794 выходит если не лучший, то наиболее популярный из романов Р. «Mysteries of Udolpho» (Удольфские тайны), а в 1797 - «The Italian» (Итальянец).Творчество Р. Относится к эпохе аграрно-промышленного переворота в Англии и революции 1789 во Франции.

В процессе классовой борьбы и столкновения враждебных классовых идеологий дворянская литература выдвигает новый литературный стиль, отражающий умонастроения дворянства, вытесняемого крупным капиталом. Выражением этого реакционного течения в английской литературе явился ранний романтизм, возрождающий готику, а первым его представителем был Уолпол (Н. Walpole, 1717-1797) с его готическим романом «The castle of Otranto» (Замок Отранто, 1764), за к-рым последовала серия произведений этого жанра. Им свойственны идеализация докапиталистических общественных отношений, средневековья, Востока и стран, где промышленный капитализм еще не успел притти на смену феодально-крепостнической формации. Они воскрешают полуразрушенные замки, окруженные рвами, подъемные мосты, мрачные подземелья живописных разбойников (brigands pittoresques), благородных рыцарей, мрачных злодеев и страшную фантастику.

У Радклифф имеются все аксессуары готического романа.Сюжетное построение «Лесного романа», «Удольфских тайн» и «Итальянца» в основном сходно. В центре - героиня, бедная сирота таинственного происхождения, проявляющая необычайную стойкость при всяких испытаниях, натура чувствительная, в конце романа становящаяся женой «благородного героя». Основными мотивами являются. Путешествие, позволяющее автору ввести описания юга Европы, тайны рождения, неожиданное наследство, а также целая серия тайн (таинственные звуки, вещие сны, предзнаменования и пр.). Во всех романах традиционный счастливый конец - торжествующая добродетель и наказанный порок.Иллюстрация. Иллюстрация к роману Радклифф «Таинства черной башни» (Москва, 1816)Характеры Р.

Традиционны и восходят к французскому галантно-авантюрному роману XVII века. Они лишены всякой индивидуализации. Непременными персонажами являются помимо молодых героев злая тетка-интриганка, мрачный злодей, разбойники и монахи. Повествовательная манера Р. Представляет собой зигзагообразную линию, изобилуя отступлениями от основной сюжетной линии в виде отдельных вставных новелл.Несмотря на ограниченность художественных возможностей, узость кругозора и идейную бедность ее произведений, естественных для идеолога уходящего класса, Р. Разработала поэтику «романа ужасов» (несомненна ее огромная изобретательность в создании эффектов ужаса), ввела романтич. Пейзаж (ночной, сумеречный и пасторально-идиллический) и создала тип романтич.

Героя, послужившего прототипом для так наз. «байронического» героя XIX века. Ее техника тайны, сюжетные мотивы и описательные приемы оказали довольно значительное влияние на европейские литературы первой половины XIX в., в том числе и на русскую, где романы Р. Вызвали многочисленные подражания.Из английских писателей технику введения и раскрытия тайны особенно использовал Вальтер Скотт, сюжетные мотивы и описательные приемы - Бульвер Литтон (20-30-е годы), Эмилия и Шарлотта Бронтэ, Диккенс и Рид, Коллинз (Collins W. W., The woman in white, 1860), а во второй половине XIX века Томас Харди (Т. Hardy, 1840-1928) и Стивенсон (R. L. Stevenson, 1850-1894) - «Kidnapped» (Похищенные, 1886), «The master of Ballantrae» (Хозяин Баллантрэ, 1889).Библиография.

I. The novels of Mrs A. Radcliffe (с биограф. Очерком В. Скотта), 1824. Poems, 1815-1816, 2 vv., 1834.II. Фриче В., Очерк развития западно-европейских литератур, М.-Л., 1930. Cambridge history of English literature, v. XI, Cambridge, 1922. Beers H. A., History of English Romanticism in the XVIII century, L., 1899. Dibelius W., Englische Romankunst, Berlin, 1910. Richter H., Geschichte der englischen Romantik, Halle, 1911. Raleigh W., The English novel, 5-th ed., 1904. Jeaffreson J. C., Novels and novelists from Elisabeth to Victoria, L., 1858. Le Fevre-Deumier J., Celebrites anglaises, P., 1895. Saintsbury G., The English novel, L., 1913. Loliee F., History of comparative literature, L., 1906. Cross W. L., The Development of the English novel, N.

Y., 1899. Walpole H., The English novel. Some notes on its evolution, Cambridge, 1925. Killen A., Le Roman terrifiant ou roman noir de Walpole a A. Radcliffe et son influence en France, Paris, 1923. Summers A. J., Ann Radcliffe, в его сборнике «Essays in petto», London, 1928, p. 1-29..

Значения в других словарях
Радичевич

РАДИЧЕВИЧ Бранко (1824-1853) - сербский лирик. Основную и среднюю школу кончил в Хорватии и Венгрии, умер студентом юридического факультета в Вене. При жизни Радичевич выпустил две книги стихов. «Песме» (Песни, Вена, 1847) и книгу эпических песен «Гојко и Хајдуков гроб» (Гойко и могила партизана, 1851). После смерти Р. Была выпущена еще одна книга его стихов «Песме» в Теншиваре (Венгрия) в 1862.Р. Является одним из лучших сербских поэтов. В его стихах не заметно даже следа книжных, в особеннос..

Радищев

РАДИЩЕВ Александр Николаевич (1749-1802) - революционер-писатель. Родился в небогатой дворянской семье. Воспитывался в Пажеском корпусе. Затем в числе других 12 юношей был послан Екатериной II за границу (в Лейпциг) для подготовки «к службе политической и гражданской». В Лейпциге Р. Изучал французскую просветительную философию, а также немецкую (Лейбниц). Большое влияние на политическое развитие Р. Имел «вождь его юности», талантливый Ф. В. Ушаков, жизнь и деятельность к-рого Р. Впоследствии - в..

Радлова

РАДЛОВА Анна Дмитриевна (1891-) - поэтесса и переводчица. Отец - личный дворянин. Печататься начала с 1915 в журн. «Аполлон». Р. Принадлежат три сборника стихов. «Соты» (1918), «Корабли» (1920), «Крылатый гость» (1922). С 1922 работает над переводами зап.-европейских классиков. Особенно значительна ее работа над шекспировским театром, начатая в 1929.Мир узко личных настроений - основное содержание поэзии Р. Оторванность от действительности особенно сказывается в первом сборнике стихов. Для Р. Пе..

Радулеску

РАДУЛЕСКУ - см. Редулеску.. ..

Дополнительный поиск Радклифф Радклифф

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Радклифф" в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Радклифф, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Р". Общая длина 8 символа